Author: Анатолий Баранов
ПРОТИВ ЛОМА...
37(354)
Date: 12-09-2000
Президент Путин предложил снять с рассмотрения проект закона об экспорте цветных металлов. Ранее, в прежнем созыве Госдумы, такой же маневр проделал его предшественник Борис Ельцин с законопроектом об обороте взрывчатых веществ. Чем это кончилось — мы теперь знаем. Чем кончится вето Путина — известно пока лишь специалистам.
Проект закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов" в первом чтении был принят Государственной думой в июле, накануне думских каникул. Главная идея документа заключается в том, чтобы до 2005 года запретить экспорт лома цветных металлов. Объясняется же это решение заботой о государственном имуществе, желанием поддержать отечественных металлургов, а прежде всего — тревогой за жизнь и здоровье российских граждан.
Число хищений цветных металлов в России возросло с 4 тысяч в 1993 году до 74 тысяч в 1999 году. Только на предприятиях электроэнергетики зарегистрировано почти двадцать одна тысяча хищений, украдено более одиннадцати тысяч тонн оборудования, проводов высоковольтных линий, десятки тысяч километров кабелей. Образовался целый криминальный сектор экономики, в котором "трудятся" десятки тысяч человек.
Такая ситуация возникла после того, как указом Ельцина в 1995 году были сняты ограничения на экспорт многих товаров и услуг, в том числе на экспорт лома цветных металлов. В соответствии с данным указом частные юридические лица получили право принимать, а граждане и индивидуальные предприниматели сдавать лом цветных металлов. Экспорт лома меди увеличился с 28,6 тыс. тонн в 1995 году до 356,5 тыс. тонн в 1998 году, а лома алюминия соответственно с 11,9 тыс. тонн до 367,3 тыс. тонн. Неограниченный спрос на лом цветных металлов на зарубежных рынках, а, следовательно, коммерческая привлекательность рассматриваемого вида деятельности привели к его криминализации и значительному росту числа сопутствующих преступлений.
По фактам хищений правоохранительными органами возбуждено свыше 11 700 уголовных дел. Общая сумма причиненного материального ущерба, включая затраты на восстановительные работы, составила свыше 1,9 млрд. рублей. В процессе этих хищений зарегистрирован 721 несчастный случай, в том числе со смертельным исходом — 544.
Предлагаемый законопроект не решал бы проблемы, но позволял бы государству за несколько лет сформировать условия для реального контроля за процессом вывоза и вообще оборота цветных металлов. Теперь же депутаты несколько обескуражены — во время первой попытки провести этот закон богатые и могущественные лоббисты тратили огромные деньги на то, чтобы "завалить" проект. Работали и с левыми, и с правыми, и с независимыми методом кнута и пряника, можно сказать, в массовом масштабе. Была даже оплаченная манифестация у стен Госдумы, что перед выборами тоже сыграло свою роль.
Накануне начала работы над этим, вообще-то крайне необходимым проектом, депутаты со стажем — Святослав Сокол, Геннадий Ходырев — предупреждали коллег, чтобы готовились к многотрудной осаде. Но никакой осады не было... Никаких лоббистов-ломщиков, никаких звонков с угрозами. Затишье казалось странным.
И вот заключение президента с предложением больше не рассматривать вопрос.
Безусловно, трудно заподозрить, что представители этого крайне криминализованного бизнеса смогли добежать до президента и предъявить ему свои кнуты и пряники. Однако Геннадий Ходырев вспомнил, как аналогичный случай произошел с законопроектом "Об обороте взрывчатых материалов гражданского назначения", необходимость которого была ясна парламентариям задолго до прошлогодних взрывов.
И вот в разгар работы над документом — аналогичное заключение Ельцина, присланное откуда-то то ли из Завидова, то ли из-за носовых перегородок. Так закона и нет.
Но теперь у нас другой президент. Самодвижущийся.
Только глядя на оригинал документа, присланного в Думу, начинаешь терять ощущение разницы. Вот собственно виза президента — с водяными знаками, гербами и подписью, очень похожей на факсимиле. И заключение — на простой бумажке, приделанное к визе простой скрепочкой.
Читая это заключение, особенно пассаж: "Тем самым в законопроекте не предлагается решение существующей проблемы, а также не содержится действенный механизм, обеспечивающий сокращение случаев хищения цветных металлов, предлагается лишь путем временных и неадекватных мер отложить решение на будущее", — не могу отделаться от ощущения, что этот документ готовился не в аппарате президента, где специально обученные товарищи следят за стилистикой документов, выходящих за подписью президента, хотя бы и факсимильной.
Цена вопроса — десятки, сотни миллионов долларов. Можно купить парламент целиком и каждого депутата в отдельности, но уже и без того много нашумели. Все-таки Дума — представительный, гласный орган. Хамить тут нельзя.
Иное дело — администрация президента, ГПУ, министерство. Весь документооборот если не засекречен, то строго конфиденциален. И объектами разработки становятся два-три чиновника, каждому из которых при известной цене вопроса можно заплатить хоть по миллиону.
Дальше — дело техники. Не той, которая приходит в негодность из-за того, что кабели, реле крадут буквально на вес, не разбирая, что подвергается при этом смертельному риску: роддом, телебашня или подводная лодка. Речь о технике бюрократии, которая кабелей не содержит и потому не подвержена авариям и сбоям.
Лоббист изготовил необходимое ему заключение и согласовал его с чиновником министерства. Далее в ГПУ проверяют этот текст на предмет различных соответствий, а в аппарате президента "приставляют документу ноги" и готовят визу “Самого”. В текст "специалистов" никто уже не лезет, включая президента, который просто не в состоянии вдаваться в детали всех вопросов, которые решает.
В результате если Дума не решится преодолевать вето президента ( а она скорее всего не решится, этот состав у нас "робкий"), страна, уже и без того вошедшая в полосу техногенных катастроф, вызванных износом техники, получит "ускорение" этого процесса посредством выдергивания из этой, и так разваливающейся, техники узлов, содержащих цветные металлы.
Последствия будут куда более сокрушительными, чем московские, буйнакские и волгодонские результаты ельцинского вето на закон об обороте взрывчатых веществ.
Анатолий БАРАНОВ, член секретариата экспертного совета по металлургии и горно-добыче при Комитете Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
1.0x