Author: Роман Багдасаров, Леонид Гурченко
ЗАВЕТ - МОЛЧАНИЕ (Искомая Русь в картинах Юрия Шмелёва)
35(352)
Date: 29-08-2000
В №31 мы начали рассказ о художнике Ю.Г.Шмелёве и его живописном цикле "Просветители и деятели Древней Руси". Каждое лицо на этих портретах стало "фигурой умолчания". Противники России либо вычёркивают их из истории, либо искажают жизненный подвиг. Цепь "внутреннего зрения" нашего пути может прерваться. Чтобы этого не произошло, должен быть распечатан завет и разрушен заговор Молчания. Цикл Шмелёва — ключ к тысячелетнему плану возведения Империи. Его герои — живые столпы, на которых зиждется храм Русской Веры. В предыдущей статье речь шла о первой картине, где изображён апостол Андрей Первозванный, пересекший Русь с юга на север и заложивший мистическое основание Царства.
Теперь — о трёх следующих полотнах.
ЖРЕЦ
Самое сильное место в Житии ап.Андрея — его слова перед распятием на кресте, когда он прославляет орудие собственной казни. До IV века христиане более всего скрывали от непосвящённых почитание этого символа. В глазах языческого мира крест был лишь позорным столбом, на котором казнили преступников. Император Рима Константин и его мать, царица Елена, возвеличили голгофский крест и сделали его знаменем победы. Почитание Креста Христова неотделимо от почитания христианского Самодержца, помазанника, "христа" с малой буквы.
На холсте Шмелёва великий князь Владимир являет собой оживший крест, который Андрей водрузил ранее "на горах Киевских". Креститель соединяет античную Скифию и её Апостольскую церковь со II тысячелетием, рождающейся Русью. Владимир Святославич одет в священное облачение. Оно напоминает стихарь, а вшитые ленты (образующие вместе с фигурой князя 8-конечный крест) походят на диаконский орарь (символ ангельских крыльев в ходе богослужения), которыми Владимир осеняет свою землю. Сандалии и красные чулки отсылают нас к византийскому церемониалу, где ношение красных сапог было привилегией василевса (кстати, Василий, "царский" — имя Владимира в св.крещении).
Когда в Церковь вошёл римский Император, он раскрыл смысл царского чина Христа и тайный до того Крест сделал маяком спасения для народов Ойкумены. Что же произошло, когда в Новый Завет с Богом вступил Великий князь Руси?.. Картина Шмелёва даёт на это развёрнутый ответ. У славян, в отличие от кельтов или угро-финнов, отсутствовала отдельная жреческая каста. Функции священства не отделялись от воинских и сочетались в лице Князя. В славянских языках "князь" и "жрец" звучат почти одинаково.
Владимир происходил из рода Рюриковичей, воинов-жрецов, хранителей главного святилища славян на острове Рюген у южного побережья Скифского моря, как в старину называли Балтику. Это был религиозно-политический центр Варягов-Руси, в число которых входил и род Рюриковичей ("Соколов"). Пространство между устьем Вислы и Данией общалось на едином наречии, и оно было славянским. "Россия простирается от страны скифских номадов до датчан и литовцев", — писал византийский историк XV в. Лаоник Халкондил.
Благая весть ап.Андрея не была воспринята населением Скифии повсюду и одновременно, но она не исчезла. Духовное влияние передалось языку (словене — "носители слова"), смысловые концепты которого слишком глубоко сомкнулись с христианством, чтобы это можно было приписать позднейшим миссионерам. До определённого момента новая вера оставалась достоянием княжеской элиты. Чтобы она служила объединяющим фактором, требовалось восстановить хотя бы минимальную целостность прежней территории. И везде, где бы это ни происходило, православие становилось общегосударственной религией славян. Так произошло с Великой Моравией IX — XI в., предшественницей Руси, как христианского конгломерата славянских племён.
Никто до сих пор не объяснил, почему на гербе отца Владимира, Святослава, общепризнанного "язычника", княжеский двузубец сочетается с равноконечным крестом, который повсюду уже был известен как христианская эмблема. Как связать это с заявлением Святослава, что тот принимает новую веру из-за дружины, продолжающей кланяться старым богам? При этом мы не обнаружим серьёзных расхождений между ним и матерью, убеждённой христианкой. Трудно судить о мотивах поведения властителя народа, самому не обладая властью. Никакие исторические "источники" не заменят той реальной харизмы, которой окружён человек, правящий множеством племён. Однако рискнём предположить, что Святослав был тайным христианином, иначе трудно объяснить его упорное стремление уничтожить иудейскую Хазарию. Ведь воинствующий иудаизм мог по-настоящему угрожать не далекой от него славянской традиции, а христианству, у которого с ним общее Писание. Самым популярным библейским комментарием на Руси являлась Палея, имевшая откровенно антииудейскую направленность и до сих пор не переведённая на современный русский…
Принятие христианства откладывалось по политическим причинам. Русь не хотела попадать в зависимость ни от папского Рима, ни от императорского Константинополя. Владимиру нужно было максимально раздвинуть пределы страны на запад (Ятвяжский литовский поход), на юг и восток (болгарский поход на Волгу и Каму, поход "на Хазары" к нижнему Подонью и Прикубанью и др.), соединить под своей державой ВСЕХ славян к востоку от Киева (радимичей, вятичей). Только выступив в междоусобной войне греков на стороне законного императора Василия II, князь получил обещание выдать за него замуж царевну Анну и принудил Василия сдержать слово (овладев Херсонесом и северно-черноморским флотом). Но не менее замечательной была внутренняя подготовка Руси к Крещению, "языческая реформа" Владимира…
ПРЕДХРИСТИАНСКИЙ ПАНТЕОН
"Что касается до Руси (т.е. высшей аристократии славян), то находится она на острове, окружённом озером, — писал арабский учёный ибн-Руст (903 — 913). — Окружность этого острова равняется трем дням пути... Пашен Русь не имеет, а питается лишь тем, что добывает в земле славян... Русь имеет царя, который зовется Хакан-Русь..." Титул "кагана" имеет не только тюркские корни (его носили правители Хазарии). Чтобы чужое слово было усвоено языком, оно должно найти сильный отклик. "Каганом" славяне называли светильник. Именно поэтому, а не из-за привязанности к хазарам митрополит Иларион обращается к Владимиру и Ярославу, называя их "каганами". "Сделаю князей… как горящий светильник", — сказано у пророка Захарии. "И зажегши светильник не ставят его под спудом, но на свещнице и светит всем в храмине" (Мф 5:15). Отсюда — русское величание князя "светлым", "светлейшим".
Выделение наиболее значимых культов, расплодившихся среди славян, и размещение их святилищ в столице является выдающейся интуицией св.Владимира, подготовившей сравнительно безболезненное восприятие христианства. Обладая полномочиями верховного жреца, он в последний раз воздал должное отслужившим своё богам, чтобы затем передать их власть над стихиями различным святым (Илье, Егорию, Николе, Параскеве Пятнице, Флору и Лавру). Те, кто по суетности и греховности был ещё не в силах воспринять великую Запредельность, вместо тупика многобожия получили возможность придвинуться к пониманию возвышенных истин Христова учения. Те же, кто обладал достаточным мужеством, чтобы оторваться от чувственного мира, непосредственно восприняли Свет Троицы и стали наставниками народа. Знание о Ветхом Завете Славян и Руси, временно потерянном, но вновь обретённом через Православие, — вот отличительная черта наследников св.Владимира от незваных апологетов христианства, которые нападками на Древнюю Веру только порочат домостроительный план Господа. Ещё более запутались неоязычники, которые, претендуя на "традицию", забывают, что единственным легитимным наследником "язычества" выступает православие, ибо чин верховного жреца, Князя, был окончательно воцерковлён св.Владимиром и не может более существовать вне христианства.
Набрякшие тучи на картине Шмелёва вот-вот полыхнут грозой. Так выражено присутствие Громовержца, в образе которого славяне чтили Творца. "Они считают, что… создатель молний… есть единый владыка всего" (Прокопий Кесарийский, VI в.). В средневековой "Беседе трёх святителей" сказано: "Два ангела громная есть: Перун и Хорс… — два есть ангела молниина". Эта фраза приоткрывает замысел Владимира: славянорусские боги, собранные на киевских холмах, через 9 лет будут осознаны как ангелы вышнего Бога.
Пара Перун — Хорс воплощала два аспекта сакрального восприятия грозы: народное и княжеское. Первое трансформировалось в православный культ Ильи-пророка, второе — в архангела Михаила. Дажьбог, сын Громовержца и божество Солнца, растворился в солярном аспекте Христа. А "дядя" (по-славянски "стрый") Дажьбога, Стрибог, слился с христианским воззрением на ветер как проводник Св.Духа. Поэтому ветры в "Слове о полку Игореве" — "Стрибожьи внуци". Последняя пара, Семаргл и Мокошь, соответствовали верхнему миру (огонь) и миру людей (вода). Таким образом в пантеоне Владимира присутствовали стихии трёх известных по Евангелию крещений: духом, водой и огнём. Родство трёх богов вскоре уступило место богословию Троицы: "не трие бози, но един Бог".
ТРЕЗУБЕЦ
Достоверным портретом Крестителя считаются его изображения на монетах X — XI вв. В согласии с ними, художник наделил князя вислыми усами и слегка одутловатыми щеками (родовой чертой Рюриковичей). Слева от Владимира Шмелёв поместил реверс его "серебра". Именно так — над плечом князя чеканился вначале герб Рюриковичей, трезубец.
Каждый князь обладал собственной разновидностью трезубца. Происхождение этого изначального символа русской геральдики окутано тайной.
Боспорский трезубец представлял детализованный тип арийской ваджры, символического оружия и царской регалии. В основе верхней части — двузубец зубьями вверх, куда вписывались различные геометрические фигуры, в средней части — треугольник, ромб или круг, в нижней — трезубец зубьями вниз. Части соединяла между собой ось. Символика эмблемы отражала единство духовной власти, призывающей высшие силы (верх), и воинства, реализующего нисходящую энергию (низ) в управлении страной (центр).
Рюриковичи наложили схему трезубца на священную птицу своего рода, сокола: поднятые кверху зубья символизируют два крыла и хвост пикирующего хищника. На некоторых вариантах навершием среднего зубца служит вихревая розетка, знак ветра, одухотворённости.
Ещё одним истоком символики трезубца является композиция, где божество/герой держит в руках двух вертикально расположенных змей/драконов. Укрощение преисподних сил — прерогатива служителей неба. На барельефе из Тель-Алафы IX в. змей сжимает шестикрылый серафим. Функции старших ангелов проецировались на правителей. По В.И.Сарианиди лигатура укрощения обозначает "героя, государя, бога". То, что трезубец Рюриковичей нёс подобную нагрузку, свидетельствуют трезубцы архангельского воинства в православной иконографии и культ Архистратига Михаила, главного патрона царей и боярства. На заставке Пролога XIV в., выполненной "узелковым" орнаментом, — ростовая фигура человека, душащего двух драконов. Рядом — стилизованные трезубцы.
У Шмелёва можно найти как воздетый к небу, так и нисходящий трезубцы. Причём последний (это сам Владимир) — в движении. Руки Владимира застыли в горизонтальном благословении Русского народа — его главного достояния, которое должно стать достоянием Божьим. Однако это невозможно без индивидуальной воли каждого его члена.
НАРОД, СВОБОДНЫЙ ОТ СУДЬБЫ
Когда победитель утверждал свою власть над завоёванным, он втыкал в землю меч. Меч Владимира невидимой силой удерживается на воздухе. Это символ свободы от предопределения, той высшей ценности, ради которой славяне призывали к себе князей. По сообщению того же Прокопия, основным признаком славянского мировоззрения являлось отрицание фатального значения судьбы: "Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей". Другими признаками Прокопий называет Единобожие (см.выше) и народовластие ("у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща"). Либеральные историки автоматически хватаются за последнее, чтобы доказать инородность самодержавия по отношению к вольнолюбивому славянству. Но тут они входят в противоречие с историческими фактами: крупные союзы славянских племён только через единодержавие достигали долговременного могущества. В принципах, сформулированных Прокопием, нет противоречия. Через верховенство Единого Бога славянская демократия сознавала сверхъестественное происхождение князей. Без их священной власти демократия лишалась санкции на управление.
Демократия связана с представлением славян о Судьбе. Даже боги древних признавали над собой власть жребия. Стать полностью свободными, избавиться от власти судьбы было сокровенной мечтой многих эзотерических школ. "Вырваться из круга и вздохнуть от бедствий" пытались греческие орфики. Вера в Судьбу была ядром мировоззрения германцев и скандинавов. Как только асы (боги) оживляют деревянные прообразы людей, появляются норны, определяющие их судьбу. Для асов и героев известен их жребий, избежать которого они не могут. Герои перед лицом Судьбы — центральная тема песен Старшей Эдды. Трудно представить себе степень метафизической независимости славян. Концепт "судьбы" они замещали понятием "доли". В других обществах недовольство человека судьбой вызывало индивидуальную инициативу и частнособственнические тенденции. Но у славян срабатывал принцип: пользу и вред принимать сообща — и судьба теряла свою силу над человеком, он чувствовал себя свободным. Славяне дорожили своим народоправством, перед которым отступала судьба. И, по свидетельству античных авторов, славян нельзя было поработить.
Имперский строй Рюриковичей развился из названных представлений и христианской нравственности. "Да если будете в любви между собой, — говорил сыновьям Ярослав Мудрый, — Бог будет в вас и покорит вам противников". Старшему князю он заповедал вступаться за обижаемого против обидчика. По сути — тот же славянский принцип: плохое и хорошее должно делиться сообща, человека не оставляют бороться с планидой один на один. Второй тезис Ярослава объясняет русское представление о царской власти как форме государственности единственно верной духу Христа. Царь — блюститель лучших качеств народоправства, но ударение здесь не на управлении, а на праве каждого подданного выйти за пределы выпавшей ему неблагоприятной доли с помощью узнавшего об этом царя, отменить свою судьбу без борьбы, сделать её как бы не бывшей. Закон всегда проигрывает Свободе, и там, где он бессилен, вступает в свои права Государь, ибо его власть основана не на букве, а на более сильной, чем у подданных, воле. Христос не пишет законов, а вершит Суд в душах избранников.
Конечно, такой строй мысли имел оборотную сторону. Он мог породить отказ от защиты своего существования, беспечность как "свободу безразличия". Чтобы этого не случилось, требовалось дополнение, которое даже при наличии самодержца и свободе от фатума не снимало ответственности. Нужно было переосмыслить сам статус русского народа.
ЗАЛОЖНИК БЛАГОЙ ВЕСТИ
Человек, взявший на себя эту задачу, назван в "Слове о полку Игореве" Бояном. Он был первым русским по происхождению ("Велесов внук") митрополитом Киева Иларионом. Боян — мирское имя Илариона. Излишне пересказывать знаменитое "Слово о Законе и Благодати", начало которого любовно воспроизведено Шмелёвым по старейшему списку. Теперь оно включено во все хрестоматии, хотя ещё в начале 1980-х составители антологии "Памятников литературы Древней Руси" побоялись напечатать его в соответствующем томе. Слово Илариона было опубликовано задним числом, уже после того как В.В.Кожинов и покойный В.Я.Дерягин развернули борьбу против замалчивания этого гениального произведения.
Иларион открывал очи новорожденной Руси, его Слово начинало новый эон в самопознании народа. Русским предлагалось привлечь теперь ко Христу окружавшие их племена. Крестившись, те чувствовали себя русскими духовно, не утрачивая при этом национального бытия. В отличие от прежнего Израиля, замкнутого хранителя Закона, новый Израиль, Русь, становится щедрым сеятелем Благодати. Царственное положение Руси было очевидно, поэтому Иларион призывает народ Божий умалиться, дабы остальные не ощущали себя униженными и могли разделить с ним радость Спасения. По выражению прот.Стеф.Ляшевского, Иларион создал новую теорию всемирной истории, как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства.
Избранный вел.кн.Ярославом и русскими епископами, минуя волю Константинополя, митрополит Иларион, в свою очередь, поставил русского епископа на своей родине в Тмуторокани ("земле Трояна"). Иларион выступил последовательным противником Закона не только иудейского, но более позднего, греко-римского. Он был, видимо, инициатором замены греческой системы права на русскую, когда вместе с Ярославом отказался от греческого Номоканона. Такая дерзость переполнила чашу терпения Константинопольской патриархии. В 1054 г. вел.кн.Ярослав умер, и Иларион был сразу смещён. Ему приписали отклонение от правоверия и тайно, без ведома паствы, прокляли патриаршим синодом. Византийский первосвященник, придя в Киев, даже переосвятил Софийский собор, который до того освящал русский митрополит (на картине Шмелёва Иларион по-прежнему стоит внутри общерусского храма). Его имя навсегда исчезает со страниц русских летописей. Но только имя.
СТРУНЫ БОЯНА
Остановить деятельного Илариона-Бояна было не просто. Лишившись кафедры митрополита, он сохранил громадный авторитет. К тому же Боян был знатным, состоятельным человеком. После смерти его земли приобрела за 700 гривен вдова Всеволода Ярославича. Будучи монахом, Иларион принимает схиму с именем Никона в Печерском монастыре. В 1060 — 1061 гг., сообщает Нестор, "было… три светила в пещере, разгоняющих тьму бесовскую молитвою и постом: … преподобный Антоний, и блаженный Феодосий, и великий Никон". Здесь в Печёрах преп.Иларион-Никон задаёт параметры русскому летописанию, которые определяли взгляд на историю того же Нестора. События начинают излагаться погодно, в летопись вводится рассказ об основании Киевской Лавры, ключевые моменты получают форму многозначных притч, которые читались в церквах. С 1078 по 1088 гг. преп.Никон избирается игуменом обители. Из-за конфликта с вел.кн.Изяславом Никон был вынужден отправиться на родину, в Тмуторокань, где основал обитель по образцу Киевских Печер.
Не прервалось и творчество Бояна. Он "своя вещиа персты на живыя струны воскладаше; они же сами князем славу рокотаху". Бывший владыка продолжает словом вершить духовный арбитраж. В распадающейся державе Крестителя он избирательно воспевает действительно достойные дела его потомков. За худые — насмешливо корит. Так, пронырливому Всеславу Полоцкому святой предсказал: "Ни хитрому, ни гораздому, ни птице гораздой суда Божьего не миновать" (князь мог оборачиваться животными).
Коронованные сирины на владычном посохе Илариона подчёркивают его преемство с Владимиром, у которого сирин помещён на цате. Вплоть до святителя Алексия, чей саккос был расшит изображениями сиринов, эта птица олицетворяла дар духовных вождей России уводить народ от суеты к возделыванию незримого Рая, который, по легенде, славит Сирин…
КТО БЫЛ АВТОРОМ "СЛОВА О ПОЛКУ…"?
Важнейшей проблемой в XII в. стало формирование идеологии, которая позволила бы княжествам вновь объединиться, как это было при Владимире. Оставалась незавершённой интеграция местных вер в систему церковного мировоззрения. В "Слове о полку Игореве" синтез государственной мысли и славянской архаики, скрытый другими памятниками, вновь выступает наружу.
По мысли автора "Слова" движение русского общества ведёт к определённой цели, и целью этой должна стать самодержавная власть великого князя. Это доказывает, что Автор — духовное лицо. На самом деле идея самодержавия не принадлежала ни князьям, ни народу. В славянских странах Центральной и Восточной Европы идеологию раннефеодальной монархии выработала Церковь. Сами князья являлись преимущественно носителями конвенционального (причинно-следственного) мышления. Нападая друг на друга, они рассуждали: "То моё, а то — моё же". Виноватым считался тот, кто в данный момент причинил обиду, которую следовало мстить. Инстинкты городской толпы были ещё более низкими. Так в новую эпоху вползало отжившее ограниченное племенным интересом мышление.
В противоположность военной знати и горожанам духовенство не замыкалось в чехарде причин и следствий, но мыслило категориями возможности сверхъестественного вмешательства в земную жизнь. Провиденциальное восприятие мира было свойственно летописям, авторами коих были монахи и священники. История получала там вертикальный вектор. В людскую круговерть плюсов и минусов нисходила третья, высшая сила, которая размыкала круг. Действия политических лидеров рассматривались не только в отношении друг друга, но мерялись той вечной Силой, которая вручает жребий власти. Только учитывание этой третьей силы делало человека по-настоящему разумным. С такой позиции выступает отец Василий Щековицкий, архимандрит Киево-Печерского монастыря и автор "Слова о полку…", когда пишет о главной причине поражения Игоря — "по грехам нашим". Грех был вполне конкретным.
ОЛЬГОВИЧИ, НЕНАВИСТНЫЕ ИЗБРАННИКИ
Кому не приходилось слышать прописной остроты, что первый поэт на Руси прославил, де, неудачный поход второстепенного князя, и вот — поди ж ты! — создал бессмертный шедевр. От корифеев современной "культуры" иного не дождешься. Однако для человека, знакомого с историей не "по Радзинскому", страннее похвалы придумать сложно. Поражение князя Игоря от половцев в 1185 г. о.Василий воспринимает как всеобщее горе. Ведь он называет Игоря главою Русской земли и её солнцем. Это перестанет удивлять, если вспомнить, что именно Игорь Святославич (1151 — 1202), княживший в Новгороде-Северском и Чернигове, был последним из рода Ольговичей, замышлявшим крупные перемены в Русской земле.
Ольговичей (о которых Василий говорит, что их сердца скованы из стали, закалены в заносчивости и отваге) считают зачинщиками усобиц, строившими козни для благостных потомков Мономаха. Таков пафос большинства историков. Правда, летописание (в целом настроенное промономаховски) сохранило и другие факты.
Главный противник Владимира Мономаха — родоначальник Ольговичей, Олег Святославич (†1115) — индивидуиальность не менее сильная и привлекательная, хотя его "Поучения" до нас не дошли. Олег упорно боролся с отцом Мономаха, Всеволодом Большое Гнездо, выступая с полками из Азовской Руси. С помощью хазар он был схвачен Всеволодом и отправлен под надзор в Византию. В насильственной эмиграции Олег пробыл 4 года, из них два — на острове Родос (куда через полтора столетия был перенесён капитул Ордена Госпитальеров). Там он женился на греческой аристократке Феофано из рода Музалонов. Император оценил полководческий талант Олега. Из ссылки князь вернулся обласканным. Никифор III Вотаниат даровал ему высокий титул севаста (букв."священного"). Мало того, Олег третьим в Киевской Руси, после Владимира и Ярослава Мудрого, чеканит собственную монету, именуя себя автодукой, т.е. самодержцем. Можно и дальше описывать жизненные перепитии деда князя Игоря, но зреет вопрос: при чём тут христианство? Борьба Ольговичей и Мономаховичей выглядит как столкновение амбициозных княжеских домов.
Здесь-то и кроется фигура умолчания. Борьба Ольговичей за Киевский стол была вызвана не властолюбием, а труднейшим, передававшимся из поколения в поколение духовным послушанием. Мало кто из историков учитывает, что именно вел.кн. киевский Святослав Ярославич, отец Олега Тьмутараканского, был после Ярослава единственным Богоизбранным самодержцем Руси. Именно ему поручил Киево-Печерский монастырь (а с ним столицу) преподобный игумен Феодосий, основоположник русского монашества. "Да не обладает монастырём ни архиепископ, ни другой кто из священства Софии Киевской, — изрёк старец. — Но только заведает им твоя держава и по тебе дети твои и до последних роду твоему". Фактически он благословил род Ольговичей на царство: Киев должен передаваться по наследству. Этот завет Феодосия противоречил очерёдному порядку престолонаследования. Но разве святой, изрекающий волю Божию, обязан согласовывать её с человеческими установками?!
Ольговичи твёрдо знали, что благословением св.Феодосия они являются носителями наследственного самодержавия, однако киевляне хотели жить не по Божьей, а по своей воле. Они ненавидели избранное меньшинство, на чём умело играли противники Ольговичей, птенцы "гнезда" Всеволодова, которые заодно недолюбливали и печерских иноков, помнивших слова святого. Так, брат Владимира Мономаха, Ростислав в ярости утопил преп.Григория Чудотворца…
Княжеское смирение монашескому или крестьянскому рознь. Князь, послушный воле Господа, должен быть готов в любой миг вступить в бой или сделать выбор, от которого зависят жизни сотен людей. Он должен утверждать свою власть, ибо такова воля Бога.
Перед смертью Олега "бысть знамение: погыбе солнце, и бысть яко месяц". Сам князь не стал самодержцем, но сын Олега, Всеволод в 1139 г. взял Киев штурмом и выгнал оттуда Мономашича. То был Государь, в смысле, какой вложит в это слово Никколо Макьявелли спустя 3,5 столетия. Его нарекли Чермным (красным) и Смысленым. Правление Всеволода Ольговича сопровождалось небывалыми знамениями в луне и солнце, полярными сиянием, явлением "превеликой звезды" и летящего огненного круга (который сейчас бы приписали к НЛО), оставившего след в образе змея. Если бы династия удержалась не престоле, царство оформилось бы в России не в XVI, а в XII веке. Наверное, удалось бы избежать ордынского ига. Но для этого требовался глубинный психологический союз между князем и народом. А его не было.
Всеволод завещал престол своему брату Игорю Ольговичу. Черниговский епископ Онуфрий предупредил, что тот, кто отступит от крестного целования Игорю, будет проклят 12-ю Господскими праздниками. Однако горожане вынудили князя отречься от престола. Не желая кровопролития, Игорь принял схиму. Но киевляне не успокоились. Какой-то нутряной демонизм сквозит в их отторжении избранной ветви, ненависти к наследственной власти. Собираясь войной на черниговских Ольговичей, горожане схватили Игоря прямо во время литургии, выволокли в город и убили. Игорь был канонизирован, но история Руси уже отклонилась от сверхъественного вектора, который был задан деяниями святых Владимира, Антония и Феодосия Печерских. Кто был тому виной: народ ли? Ольговичи, неординарность которых не делала их агнцами? Неизвестно. Икона, перед которой молился Игорь за последней литургией, прославилась чудесами. Высшее благословение перешло из княжеского двора в ограду обители. Быть может, отсюда — обычай Рюриковичей хотя бы за час до кончины принимать великую схиму?.. Игоревскую икону передали в Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Его достраивал уже архимандрит Василий Щековицкий, автор "Слова". Даже Москва обязана Ольговичам своим первым упоминанием: роскошный пир 1147 г. Юрий Долгорукий дал в честь Святослава Ольговича, отца Игоря.
Когда в 1202 г. скончался кн.Игорь, на небесах вспыхнуло последнее знамение: "в пятый час ночи потекло небо всё, и было красно, на земле же, и по домам, и на снегу виделось как будто кровь пролитая, и многие с небес звёзды отторгались". История двинулась по пути инерции.
ВАСИЛИЙ ЩЕКОВИЦКИЙ: ЗАБВЕНИЕ И БЕССМЕРТИЕ
Вдового попа из Щековиц Василия избрали игуменом крупнейшего монастыря по прямому указанию свыше. Когда в 1183 г. скончался старый игумен, имя нового настоятеля было сообщено каждому иноку в отдельности самой Богородицей. В ту же неделю Василий был пострижен в монахи, а затем торжественно поставлен архимандритом.
Выдающийся писатель XII в. епископ Кирилл Туровский называл Василия своим благодетелем и учителем, "воистину славным, великим во всём мире". Ты, пишет Кирилл, "второй Феодосий.., хотя не по имени, но по делам и вере". Так же как преп.Феодосий, Василий "печаловался" перед властями за обижаемых, выступал посредником в княжеских спорах, какой бы опасностью это ни оборачивалось. Целью Василия было не сеять новой вражды, а сплотить князей перед лицом внешней угрозы, чему служило его "Слово". В нём неудачный поход Ольговичей на половцев оправдан, а вел.кн.Святослав III (†1194) показан как человек разумный, обладающий единством знания и воли.
Так же как Феодосий, Василий активно занимался строительством монастыря. Он обнёс обитель каменной оградой, на которой распорядился вырезать сюжеты античной мифологии.
Картина Шмелёва является на сегодня единственной научной реконструкцией портрета Автора "Слова". О.Василий прекрасно понимал своё преемство с Владимиром и Иларионом. Художник символически обозначил его через пояс, расшитый птичьим орнаментом по примеру старинных епитрахилей (одна из таких хранится в Архангельске). На запястье игумена жемчужные чётки, в руках свиток. Может быть, там какое-то не дошедшее до нас сочинение?..
Добившись успеха на просветительской ниве, Василий расплатился забвением в истории. Он заслужил быть более известным, но его верность Ольговичам сделала его персоной non grata для летописей, а современные учёные не желают включать его в число "претендентов" на авторство "Слова". При этом популярные кандидаты, мягко говоря, не блещут нравственными качествами. Это боярин Пётр Бориславич (гипотеза Б.А.Рыбакова) и князь Владимир Галицкий, шурин Игоря (гипотеза Л.Е.Махновец). Мог ли бороться с междоусобицами крамольник, кем был Пётр Бориславич? Мог ли воспевать супружескую верность откровенный развратник, кем был кн.Владимир?
Великое произведение не безразлично к тому, кто был его автором. Оно помнит его и рано ли, поздно заставит признать. "В начале было Слово, и Слово было у Бога и к Богу". Только исконное Слово Жизни даёт человеку силу обратиться к народу. Ею обладают чистые сердцем.
1.0x