Авторский блог Николай Коньков 03:00 24 июля 2000

“ДВОЙНАЯ ЛИНИЯ”

0
Author: Николай Коньков
“ДВОЙНАЯ ЛИНИЯ”
30(347)
Date: 25-07-2000
"Надо добиваться, чтобы все мы — предприниматели, властные структуры, все граждане — глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России".
В.ПУТИН. Из текста президентского послания Федеральному Собранию РФ
"Моральное состояние общества в настоящий момент отвергает любые прямые заявления и действия со стороны Президента РФ и его Администрации, которые могут быть направлены на подавление оппозиции и ее лидеров, а также на взятие под контроль средств массовой информации и информационных коммуникаций, поэтому разработчики данной программы определяют важной стратегическую тактику ведения Политическим Управлением Президента РФ "двойной" линии в построении своей работы: открытой (официальной) и закрытой (основной)".
Из текста Программы реформирования Администрации Президента РФ
Две эти цитаты поставлены рядом совершенно сознательно. Короля, как известно, играет свита. И потому настроения свиты в каком-то отношении гораздо важнее настроений короля.
Отечественная конституция образца 1993 года предоставила президенту РФ права и полномочия, которым могло бы позавидовать подавляющее большинство коронованных особ настоящего и прошлого времени. При Ельцине новоиспеченный абсолютизм сначала занимался в основном тем, что "разруливал" интересы своих гранд-вассалов: региональных руководителей, политических партий, крупного бизнеса,— на большее у "всенародноизбранного" не хватало ни времени, ни сил. А после выборов и операций 1996 года коллективным и.о. президента стала группа никем не избиравшихся лиц, связанная с Борисом Николаевичем очень тесными, а порой и просто родственными отношениями — группа, получившая название "Семьи". Она занималась прежде всего собственным обогащением и проблемами самосохранения после 2000 года, бездарно проматывая отпущенное России для выхода из катастрофы социальное время, продолжая "свободный полет" нашей Родины в пропасть.
То, что смена Ельцина на Путина была задумана и осуществлена в интересах этой "Семьи", ни у кого сомнений не вызывало: "Король умер, да здравствует король!" Сомнения были в другом: сумеет ли достаточно молодой и чрезвычайно энергичный Путин должным образом распорядиться попавшей ему в руки необъятной властью, или нас ждет всего-навсего второе, исправленное и дополненное издание ельцинизма?
Возможный вариант ответа на этот вопрос как раз и содержит некий текст, озаглавленный "Программа реформы Администрации Президента РФ (шестая редакция)". Ситуация с его подлинностью несколько напоминает ситуацию с подлинностью текста многочисленных вариантов социально-экономической "программы Грефа", вдруг появившихся в средствах массовой информации незадолго до утверждения нового состава правительства.
Тогда говорилось, что все это — черновики, а не окончательный вариант программы, что еще неизвестно, будет ли она вообще принята правительством и т.д., и т.п. По сути, шел многоуровневый и многоаспектный зондаж по возможности внедрения "неолиберальной" модели экономики. В результате, хотя Грефу пришлось пока отказаться от наиболее одиозных положений своей программы, он все же получил в правительстве пост министра экономического развития и торговли, "новые русские" — единую "плоскую" ставку подоходного налога, не существующую ни в одной уважающей себя стране мира, а трудящиеся — рост цен на потребительском рынке, включая расходы на коммунальные и медицинские услуги,— практически без сокращения задолженностей по зарплате.
Текст "Программы реформирования Администрации Президента РФ", попавший к нам сразу после выборов 26 марта, долго рассматривался как возможный "запал" провокации против газеты "Завтра" и оппозиции в целом, но в последнее время произошел ряд событий, который заставил нас изменить свое отношение и предать определенные выдержки из него гласности. Прежде всего, осуществилось предусмотренное "Программой" сокращение числа управлений АП, причем в структуру нового Политического управления действительно вошли и пресс-служба, и управление по связям с общественностью и культуре. Во-вторых, "независимый политик" Борис Березовский, долгое время считавшийся чуть ли не главным "серым кардиналом Семьи" неожиданно для многих "ушел в оппозицию", заявил о сложении полномочий депутата Госдумы от Карачаево-Черкесии и о намерении заняться созданием собственного информационного холдинга (по примеру Гусинского?). Есть и другие моменты, свидетельствующие о том, что линия, обозначенная в тексте "Программы", последовательно проводится в жизнь, но главная проблема заключена не в оценке средств, которые сами по себе присутствуют в практике любого государства, и даже не в целях, призванных оправдать эти средства, а в соблюдении или несоблюдении нынешним российским государством некоторых объективных законов развития и функционирования больших политических систем. Похоже, этими законами анонимные разработчики "Программы" решили пренебречь, а президент в своих заявлениях и действиях демонстрирует либо полную неосведомленность в существовании подобной "Программы" (если таковая — не фикция), либо осуществляет функции ее прикрытия — ведет ту самую "двойную линию", на реальности которой настаивают одновременно и "программисты", и самые рьяные критики нынешней политики Путина.
"Мы настаиваем на единственной диктатуре — диктатуре Закона... Мотором нашей политики должны стать инициативные и ответственные федеральные органы исполнительной власти".
В.ПУТИН. Из текста президентского послания Федеральному Собранию РФ
"Администрация Президента — механизм по наведению порядка в государстве... орган, способный решать важнейшие государственные и политические задачи внутри страны, а также за ее пределами... с целью проведения и утверждения решений Президента Российской Федерации... Политическую деятельность в новой Администрации Президента РФ необходимо выделять и усиливать, и не стоит остерегаться отрицательного отношения к этому общества".
Из текста Программы реформирования Администрации Президента РФ
Общее впечатление от знакомства с "Программой" совершенно однозначное: под вывеской Администрации Президента РФ в стране предлагается создать орган параллельной власти, значительно более сильный, чем правительственный кабинет, Совет Федерации и Государственная Дума, вместе взятые. Орган, призванный полностью обеспечить механизм личной власти Президента и превратить другие властные институты в придатки президентской власти. И, видимо, не случайно глава Администрации Президента А.Волошин уже стал упоминаться некоторыми "прокремлевскими" СМИ в ряду высших должностных лиц страны, вместе с М.Касьяновым, Е.Строевым и Г.Селезневым.
Между тем ведущая роль в таком превращении отводится пересозданному Политическому Управлению Президента Российской Федерации. Аббревиатура этого названия (ПУП РФ), видимо, должна указывать на его значение если не пупа Земли, то уж пупа РФ точно. И знакомый еще по ельцинско-коржаковским временам абрис механизма "силовой централизации", на деле ведущий к еще большему и глубокому развалу страны, с поразительным подобием вырисовывается вновь.
Кризис современной российской государственности ни для кого не составляет секрета. Он признан и самим Путиным. Социально-политическая база нынешней системы власти сужается, подобно шагреневой коже: и вследствие естественной убыли населения, и вследствие массового снижения уровня жизни. Если Администрация Президента действительно будет развиваться в обозначенном "Программой" направлении, ее глава, а возможно, и глава Политического Управления, вскоре де-факто станут “делателями президентов". Впрочем, судите сами.
"За прошедшее десятилетие в стране... сформирована демократическая политическая система, стала реальностью многопартийность. Россияне избирают Президента, депутатов Государственной Думы,губернаторов, мэров, органы местного самоуправления".
В.ПУТИН. Из текста президентского послания Федеральному Собранию РФ
"Закрытое изложение задач Политического Управления показывает реальные цели, которые будут достигаться работой Управления...
— осуществлять противодействие всему спектру оппозиционно настроенных Президенту РФ сил в РФ...
— вести активную работу по "сдерживанию" губернаторов, а также усилить влияние Президента РФ на регионы...
— начать и вести постоянно усиливающееся "наступление" на оппозицию по всем направлениям ее деятельности...".
Из текста Программы реформирования Администрации Президента РФ
Такая "демократия с двойным дном" предполагает полный контроль за выборами всех уровней: от федеральных до местных — с целью, как благородно указывают "программисты", обеспечить избрание "нужных", "лояльных" Кремлю (управляемых) кандидатов, а также "создание помех сейчас и в будущем для оппозиционных "Кремлю" общественно-политических избирательных объединений, избирательных блоков, а также отдельных кандидатов".
"Открытые (официальные)" задачи ПУП, которые "свободно распространяются в обществе и средствах массовой информации" при этом выглядят достаточно благообразно: контроль за общественно-политическими процессами в РФ с целью обеспечения выборов в рамках Конституции и действующего законодательства РФ; масштабная активная деятельность в регионах с целью недопущения политических ситуаций, способных привести к расчленению РФ и развитию конфедеративных отношений; закрепление в общественном устройстве конституционных норм, недопущение развития в обществе экстремистских настроений, сил и течений.
Какими же методами планируется достигать и "открытых", и "закрытых" целей? Во-первых, конечно же, это "сбор и использование специальной информации" с целью оказания содействия или воспрепятствования прохождению тех или иных политических сил и фигур в органы федеральной и региональной власти, не говоря уже о выборах самого президента.
Эта "специнформация" включает в себя, разумеется, "сведения об общественной и политической деятельности, источниках финансирования, официальных и неофициальных контактах, интересах, слабостях и т.д." практически всех участников политической жизни страны: не только активных, но и потенциальных, не только в Центре, но и на местах.
Во-вторых, для удобства пользования такой информацией предполагается создать круглосуточно действующую общероссийскую компьютерную базу данных, состоящую из трех частей: "Выборы", "Регионы" и "Средства массовой информации". Специально оговаривается, что подобной базы "нет ни у одной политической силы в РФ, и ее создание в Администрации Президента позволит получить стратегическое информационное преимущество над политическими оппонентами и противниками Президентской стороны".
А для защиты от несанкционированного доступа в эту электронную "святая святых" предлагается использовать "постоянно сменяемый пароль с фиксацией времени входа-выхода и номера терминала, с которого производился доступ к программе". Впрочем, как известно, хакеры и не такие системы защиты ломали — пусть даже с ограниченным числом терминалов доступа. Но это уже — технический вопрос.
Вопрос принципиальный заключается в том, существуют ли гарантии от использования подобной информации в личных и групповых целях людьми, имеющими санкционированный допуск к подобной базе данных, если само ее существование будет носить "закрытый" характер? Я уж не говорю о том, что поголовно “быть под колпаком" спецслужб, пусть даже трижды президентских, свойственно больше иностранным разведчикам, чем гражданам собственной страны. А уж если отечественный политик, губернатор или, скажем, лидер политической партии, у себя дома начинает себя чувствовать отчасти иностранцем...
Кроме того, подобные структуры неминуемо начинают играть роль "государства в государстве", что, собственно, и способствует краху государства "открытого" (официального). Конечно, "программисты" здесь пытаются специально подстраховаться, заявляя, что, дескать, "Вся специальная и секретная деятельность Управления, касающаяся противодействия оппозиционным Президенту РФ силам, секретная и специфическая информация, будет находиться полностью в руках и под контролем спецслужб, которые наполнят соответствующими специалистами ряд "Отделов обеспечения". Кроме того, "Президент РФ и Руководство его Администрации будут иметь полный контроль над руководством Управления, т.к. они его назначают и отправляют в отставку". А уйдет ли в отставку вместе с этими "молодыми и решительными политиками-профессионалами", "специалистами, которые разра- ботали данную Программу и смогут обеспечить работу Управления в полном объеме",— так рекомендуют сами себя "программисты",— накоп- ленные ими знания и политические контакты? Бонапарты, знаете ли, приходят и уходят, а Фуше остаются.
Наконец, в-третьих, "Программа" содержит специальный раздел, посвященный новому "общественному" органу власти — Политическому Совету при Прези- денте РФ и институту его "народных заседателей", которые при определенных условиях (провал предвыборной работы и создание оппозиционной Думы) после разгона ГД будут способны "продублировать" ее. До того данный Политсовет предполагается использовать в качестве общественно-политического "фундамента" личной президентской власти.
Но "управляемая демократия" не сводится только к системе "управляемых выборов" — и поэтому "программисты" особое внимание уделяют, разумеется, средствам массовой информации.
"Цензура и вмешательство в деятельность средств массовой информации запрещены законом. Власть строго придерживается этого принципа... Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества — не создать... Поэтому мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизован- ного информационного бизнеса. Свобода слова была и останется незыблемой ценностью российской демократии. Это — наша принципиальная позиция".
В.ПУТИН. Из текста президентского послания Федеральному Собранию РФ
"Второй механизм (работы Политического Управления.— Н.К.) — взятие под контроль различных СМИ, используя по назначению собранную специнформацию, в том числе и компрометирующего характера. Доведение оппозиционных СМИ или сочувствующих оппозиции СМИ до финансового кризиса, отзыв у них лицензий и свидетельств, создание условий, при которых деятельность каждого конкретного оппозиционного средства массовой информации становилась бы управляемой или невозможной".
Из текста Программы реформирования Администрации Президента РФ
Из десяти задач ПУПа по меньшей мере пять посвящены механизмам "взятия под контроль СМИ и информационных коммуникаций". О системе "СМИ" в рамках общероссийской круглосуточно действующей компьютерной базы данных уже упоминалось. Интересно здесь лишь то, что, помимо собственно изданий, в базу данных предусмотрено закладывать и полные сведения обо всех журналистах, или, как изящно выражаются "программисты": "по деятельности журналистов всех уровней о ведении профес- сиональной журналистской, коммерческой, политической деятельности, об источниках финансового обеспечения, месте работы (в каком СМИ работает), офи- циальных и неофициальных контактах, финансовых и личных партнерах и др."
Помимо подобного обеспечения "действительной, а не показной" свободы журналистов, авторы "Программы" предлагают осуществить "создание информационно-политического барьера между Президентом РФ и всем спектром оппозиционных сил РФ". Что, спросите, означает создание такого барьера в сознании этих "молодых и решительных политиков-профессионалов"? Как минимум, то, что "ни одна пресс-конференция,ни одна газетная статья не должны остаться без ответа со стороны Управления. Эти ответные политические мероприятия должны носить прямо скандальный и информационно заметный характер и при этом иметь убедительное юридическое и документальное обоснование. Только в этом случае представители СМИ будут активно стремиться на пресс-конференции Управления и ждать их сразу же после пресс-конференций оппозиционеров, чтобы услышать скандальный, а значит информационно привлекательный для общества ответ представителей Управления".
"Скандальный, а значит привлекательный для общества" — невысокого же мнения о нашем обществе (может быть, и справедливо?), в отличие от высокого самомнения, эти анонимные "программисты". Дальше — еще интереснее: "Управление должно заставить любого лидера оппозиции понять, что как только он выливает поток грязи на Президентскую сторону, он сам неотвратимо попадет под такой же поток". И полная кульминация праздника: "Представленные здесь примеры являются малой частью тех политических акций, которые будет проводить Управление и которые будут диктоваться обилием политических событий, постоянно происходящих в стране". Остается лишь надеяться, что в число планируемых ПУПом "политических акций" не будут входить политические убийства — даже если их необходимость "продикует обилие политических событий", а не какой-либо конкретный чиновник Управления. Впрочем, это уже "ведение прямой политической контрпропаганды, целью которой является дискредитация оппозиционных политических лидеров и политичес- ких общественных организаций".
Методы здесь предлагаются, мягко говоря, не новые, давно входящие в "черный" арсенал спецслужб. Кроме того, планируется "ведение постоянной информационно-политической работы в СМИ" и "создание и ведение работы собственных СМИ". В последнем случае особо оговаривается желательность придания "собственным СМИ" "независимого", "общественного" характера, что, возможно, проливает некоторый свет на истинные мотивы ухода Березовского из Госдумы.
"Единственным для России реальным выбором может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной — не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними".
В.ПУТИН. Из текста президентского послания Федеральному Собранию РФ
"(Политическое управление.— Н.К.) сможет не только прогнозировать и создавать "нужные" политические ситуации в России, но и реально управлять политическими и общественными процессами в Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья".
Из текста Программы реформирования Администрации Президента РФ
То, что "молодые и решительные" рвутся управлять политическими процессами — пока, до набора собственной "критической массы", под крылом президента и главы его Администрации — в этом нет ничего удивительного. Удивляет разве что крайне низкий уровень запросов этой политической смены, не выходящий за пределы "России и ближнего зарубежья", сосредоточенный на том, чтобы "не допустить расчленения Российской Федерации и развития конфедеративных отношений". Два этих соображения плюс укрепление режима личной власти президента — вот и весь идеологический багаж, заявленный в "Программе". Прямо скажем, очень негусто для столь масштабно задуманного проекта. Зато приоткрывает возможный пункт согласия между разработчиками "Программы" и высшим кремлевским руководством — принципиальный отказ от роли России как мировой державы и согласие на роль державы региональной.
Вот таково сегодня реальное самоумаление нашего общественного сознания и самоумаление наших элит: от политической до хозяйственной и военной, уже готовых отказаться даже от Ракетных войск стратегического назначения — да и зачем таковые региональной державе? Ее противник — чеченские сепаратисты, а вовсе не поддерживающие оных "сильные" страны Запада. Мы же не против них — мы вместе с ними.
На каких правах и с какими обязанностями — хорошо продемонстрировала недавно завершившаяся встреча "большой семерки" на Окинаве. Стоило, называется, городить огород с "демократизацией" и "реформами", чтобы в конце концов признать необходимость воссоздания тотального механизма контроля и подавления общества "президентским" государством.
Впрочем, повторяю, не исключено, что Владимир Владимирович Путин до сих пор не в курсе планов, предусмотренных его амбициозными подчиненными. Возможно даже, у него и вовсе нет подчиненных, вынашивающих подобные планы, а вся "Программа" — не более чем тонкая антипутинская провокация. Но у кого бы спросить, так ли это? И можно ли будет поверить ответу?
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x