Авторский блог Роман Багдасаров 03:00 29 мая 2000

ИЗОГРАФ СОЛНЕЧНОЙ ИМПЕРИИ

Author: Роман Багдасаров
ИЗОГРАФ СОЛНЕЧНОЙ ИМПЕРИИ
22(339)
Date: 30-05-2000
В Дарвиновском музее Москвы завершился маленький вернисаж Михаила Михайловича Потапова… Москвичи смогли увидеть и несколько шедевров из знаменитой "Эхнатонианы" 96-летнего живописца. Как обычно, реакции СМИ почти не последовало. Произведения Потапова, построенные на доскональном знании археологических памятников Египта, равно как и сам облик старца, потомственного русского дворянина, откровенно перпендикулярны богемной тусовке. Интерес искусствоведов к творчеству патриарха российской живописи застрял на профаническом умилении чудаком, который словно с натуры пишет портреты фараонов Нового Царства. Но феномен Потапова, чьё сознание параллельно присутствует в современной России и Египте XVIII династии, — не просто забавный казус. "Я — осколок дореволюционной Российской Империи, которой завидовали и Европа, и Америка", — заявляет своё кредо Михаил Михайлович на страницах автобиографии "Египтянин" (Екатеринбург, 1998). Что-то неуловимо меняется в воздухе, когда слышишь надтреснутый, но по-прежнему сильный голос Мастера. В его соликамском музее-квартире с реальности спадает пелена, мешающая отличать вечное от преходящего. Событиям и лицам возвращается истинный масштаб, потому что рядом находится тот, кто продолжает считать себя подданным двух величайших по своей духовности царей — Аменхотепа IV (Эхнатона) и Николая II.
СТАРЕЙШИЙ ИКОНОПИСЕЦ
Египетскую тему Потапова трудно оценить без учёта того, что он, архидиакон Михаил, является к тому же старейшим православным иконописцем. С 1946 года он, не переставая, пишет христианские образа. В атеистической стране М.М.Потапову удалось создать монументальные росписи в Мукачеве (1953-56) и в Успенском храме Одесского мужского монастыря (2-я пол. 1970-х), оформить иконостас кафедрального собора Одессы (1954). Понимая, что копирование древнерусской плоскостности и кричащей красно-зелёной гаммы означает тупик, Потапов выработал уникальную художественную манеру. Он сплавил опыт византийской фрески XI-XII вв. (эпохи её расцвета) с приёмами русских академистов, В.М.Васнецова, гениального М.А.Врубеля. Зачерпнув из православной традиции лучшее, стиль Потапова не обязывает современного человека превращаться из молящегося в музейного экскурсанта. Он доступен всякому, входящему в церковь с чистым сердцем, а не только избранным приверженцам "древнего пошиба", в пылу модной нынче реставрации забывших, что назначение храма не возрождать минувшее искусство, а раскрывать таинства Веры перед душами живых людей.
Художник работал на огромных холстах, которые затем наклеивались на стены, придумал десятки орнаментов, руководил деятельностью нескольких бригад подмастерьев. Несмотря на очевидные ориентиры в православной традиции, храмовые работы М.М.Потапова трудно обвинить в рабском подражании предшествующим образцам. Лёгкие, нежные тональности, мягкость анатомического рельефа, глубоко продуманные композиции, где оригинальность замысла никогда не выпячивается в ущерб канону.
Более 30 лет посвятил Михаил Михайлович стезе изографа. Когда в 1980 г. Патриарх Александрийской Церкви Николай VI осмотрел стенопись Одесского монастыря, он воскликнул: "Впервые вижу в вашей стране нашу византийскую стенопись. Честь и хвала художнику!" Его Святейшество наградил архидиакона М.М.Потапова Орденом Св.Марка. А Русская Православная Церковь — скромной пенсией в 45 руб. Одной из последних работ Потапова на церковном поприще является редкий по изяществу иконостас храма Иоанна Предтечи (1988-89) под Соликамском.
МОНОТЕИЗМ ДО МОИСЕЯ
Видимо, не случайно первая выставка Потапова состоялась именно там, на Урале, в Соликамске. А через 3 года местный музей закупил часть работ художника, а самому ему была выделена квартира и он смог переехать туда из Закарпатья. Соликамск, Кама (основная река Пермского края), Кемь (древнее имя Египта) — в этих названиях один, общий корень. И нельзя не увидеть перст Божий в том, что всю жизнь прославлявший Эхнатона, "солнечного Мессию Египта", живописец наконец осел в городе, где два слова, "Солнце" и "Кемь", сливаются воедино.
— Но что общего между Египтом, чей фараон в богослужении выступает как гонитель народа Божия, и православной иконописью? — поинтересуется дотошный читатель. Действительно, в христианском предании понятие "Египет" часто олицетворяет тяготы греховного рабства. Из этого рабства, победив черномагических жрецов, вывел свой народ пророк Единого Бога Моисей. Однако есть и другой Египет — Египет праведного Иосифа и Христа, где Иисус скрывался от ищеек Ирода и оживлял глиняных птиц; Египет отцов-пустынников и александрийской школы богословия; наконец — Египет фараона Аменхотепа IV Эхнатона (1364-47 до н.э.), величайшего религиозного революционера, спор о котором не утихает до сего дня.
"…Моя душа жила тогда в Египте", — просто говорит Михаил Михайлович. Вернее — продолжает жить до сих пор… Сведя запутанную структуру божеств к единственному культу Атона, почитавшегося в образе многорукого Солнца, Эхнатон предвосхитил грядущую эру Монотеизма, когда религиозное чувство перестало расползаться по горизонтали, чтобы окончательно сосредоточиться на прорыве в область Трансцендентного. "О, сколь многочисленно творимое Тобою/И скрытое от мира людей,/Бог единственный! Нет другого, кроме Тебя!/Ты был один — и сотворил землю по желанию сердца своего…" Исполнив положенный им на музыку Большой гимн Атону, диакон Михаил шёл на службу в храм, где пел положенный тропарь празднику, и это было для него совершенно органичным. Ведь ежедневно на вечернем богослужении Православная Церковь провожает Солнце гимном "Свете Тихий" в честь Подателя Жизни. Солнечный культ, учреждённый Эхнатоном, был не бoльшим язычеством, чем строки Псалтири, где сказано, что "Господь Бог есть Солнце" (Пс 83:12). Эхнатон понимал, что солнечный диск — всего лишь та внешняя форма, в которой Атон предпочитает являть себя людям. На самом деле, Бог есть нечто большее — это жизненная сила как таковая, энергия, необходимая для развития всего существующего. Атон лишь пользуется Солнцем, чтобы проявить себя с максимальной эффективностью.
Как и император Константин, Эхнатон оставался полновластным самодержцем, сочетая духовное и царское служение. Даже горячий противник имперской государственности, Даниил Андреев, не скрывал восхищения перед гением этого владыки: "Провиденциальные силы сделали первый в мировой истории шаг к озарению народных сознаний реальностью Единого Бога. Если бы реформа Эхнатона удалась, встретив достойных преемников и продолжателей, миссия Христа была бы осуществлена на несколько веков раньше, и не на Иордане, а в долине Нила".
Если сравнить "Большой гимн Атону" со 103-м псалмом, станет очевидным, откуда взялись не только многие библейские идеи, но и конкретные эпитеты и выражения. А если вспомнить, что Исход монотеистов-израильтян из Египта произошёл в промежутке 1290-20 гг. до н.э., когда Рамессиды постарались затереть последние следы влияния фараона-еретика, то поменяется привычная концепция священной истории, где Израиль объявлен якобы единственным народом, чтившим Истинного Бога. На самом деле, подобный взгляд устарел ещё во времена Византии, когда Церковь вместе с еврейскими пророками воздала должное провозвестникам Святой Троицы и Христа среди остальных народов, принятых в Новый Завет. На Руси особо почитали лик философов и сивилл-прорицательниц, их изображали на фресках и иконах. В Соликамском музее, где развёрнута постоянная экспозиция Потапова, можно увидеть иконы Дельфийский и Волошской сивилл, написанные в сер. XIX в. Если бы не революция, по кусочкам разметавшая причудливое здание Православной Империи, кто знает, не появились ли бы в храмах очередные иконы "внешних" мудрецов, а среди них Аменхотеп IV и его супруга Нефертити, ставшие известными лишь на рубеже столетий?
…Потапов "заболел" Эхнатоном в 1915 году, когда, будучи учеником Черкасской гимназии, прочитал о нём в двухтомнике Брэстеда. Личность и идеи фараона-мыслителя потрясли до глубины души. С 10 лет Миша погрузился в изучение трудов египтологов как на русском, так на французском, английском и немецком языках. М.М.Потапов вспоминает: "Я попросил маму, чтобы мне сшили подобие древнеегипетского костюма из прозрачной кисеи, в котором я выбегал на обрыв Днепра, чтобы встретить восходящее солнце… Когда солнце показывалось над Полтавским берегом протекавшего вниз Днепра, я протягивал к нему свои ручонки и пел Гимн Солнцу фараона Эхнатона, текст которого взял у Брэстеда, а мелодию придумал сам".
Детство кончилось. Старшие братья связали судьбу с Белым движением, весь 1920 г. семья провела в Крыму. После эвакуации армии Врангеля настала новая эпоха: с мечтой стать египтологом пришлось распроститься. Для дворян (а покойный отец Потапова к тому же был генералом) двери ВУЗ'ов были наглухо закрыты.
Но несмотря ни на что, Потапов продолжал изучать "Кемь" и начал систематически заниматься с лучшим в Севастополе художником Ю.И.Шпажинским. Летом 1928 г. перед душой Михаила Михайловича как бы распахнулись врата времён. "Однажды я вышел в сад нашего севастопольского дома и задумался о судьбе моего любимого фараона, — вспоминает Потапов. — И вдруг как будто всё затуманилось вокруг, и перед моим взором стали возникать, как на экране кинематографа, картины. Я видел спальню умирающего Аменхотепа III, его жену Тейю в кресле рядом с ним… И мне только оставалось зафиксировать это на бумаге. Так я начал писать книгу ''Солнечный мессия Древнего Египта'' и в 30-х закончил первую часть задуманной трилогии".
На следующий год Потапов приезжает в Ленинград, где его акварели в древнеегипетском стиле увидел любимец Сталина, академик Н.Я.Марр. Изумившись, тот направил молодого человека к крупнейшему тогда египтологу В.В.Струве. "Только древнеегипетские мастера могли создать подобное. Вы — воскресший из мёртвых древнеегипетский художник", — заявил потрясённый учёный и зачислил Михаила в Эрмитаж стажёром. Но над Потаповым довлел злой рок. Призыв в армию и болезнь лёгких помешали ему остаться в Ленинграде.
Затем последовал арест. "Что это у вас всё Египет и Египет? Не собирались уж вы туда бежать?" — спросили при обыске. "Бежать не собирался, но побывать там — моя мечта", — честно ответил Михаил. "Мы вас берём часа на два на Лубянку". "Два часа" растянулись на 5 лет. "Нам известно, что вы говорили, будто Советская власть — власть Антихриста. Что вы на это скажете? — Меня удивляет ваш вопрос. Коль вы боретесь со Христом, так кто же вы? Антихристиане". Однако даже следователи, допрашивавшие Потапова, понимали, что перед ними неординарная личность. Его ни разу не пытали, не били, хотя из своих мнимых "сообщников по подполью" он никого не выдал. Талант спас Михаила Михайловича и в лагере. Последние годы он фактически работал главным художником в театре Беломоро-Балтийского комбината.
После возвращения в Крым грянула война. При немцах стали открывать церкви. Увидев написанный Потаповым иконостас, комендант предложил ему дать рекомендацию в берлинскую Академию художеств, где его друг состоял профессором. Михаил Михайлович отказался — на его руках оставались старушка-мать и больной брат. Когда война закончилась, Потапов по совету архиепископа Нестора принял священный сан и осуществил в храмовой живописи свои бессмертные шедевры. Всё время напряжённо трудясь, М.М.Потапов, тем не менее, выкраивал силы и для постоянного обращения к образу "христианина до Христа", как называл Эхнатона Д.Г.Брэстед.
Эхнатон выступил новатором не только в религии, но и в искусстве. Он привнёс в египетский стиль интимность, которая ранее там отсутствовала. Фараон считался фигурой, соединяющей божественный и человеческий планы бытия, поэтому, по мысли Эхнатона, его образ должен был сопрягаться с личной жизнью каждого из подданых. Впервые семья царя была показана в приватной обстановке: на прогулке, за столом, в покоях. Скульптурные же портреты фараона подчёркивают драматизм и динамику его внутреннего состояния.
Картины Потапова с изображением семьи и родителей Эхнатона, его предков и наследников отличаются от памятников древности и по манере исполнения, и по настроению. Это не просто реконструкция, а религиозная ретроспектива, вскрывающая вечностный паттерн Истории. Потапов видит Эхнатона и Нефертити из нашего времени, глазами христианина, когда ушло всё наносное, а на первый план выступил их главный подвиг — совместное служение Истине, Красоте и Справедливости.
ДВЕ ЦАРСКИХ ЧЕТЫ
Совместное служение… Это не описка. Прекрасная Нефертити была не просто супругой, но — соправительницей и, как теперь понимают учёные, вдохновительницей многих деяний мужа. Сохранились гигантские статуи, где Эхнатон и Нефертити изображены как единое существо — андрогин — лишённое признаков пола, но несущее черты портретного сходства с царской четой. В Карнаке была выстроена аллея, по одной стороне которой стояли сфинксы с лицом Эхнатона, а по другой — Нефертити. Царь и царица дополняли друг друга и лишь совместно могли распоряжаться священной властью, которой наделил их Атон. Не отсюда ли произошёл идеал христианского брака, когда жена и муж представляют единое душевно-телесное целое?
Открытие поразительного по красоте портрета Нефертити в эль-Амарне произошло летом 1914 года. В тот момент Евразию захлестнула чудовищная война, трагедию которой всё отчётливей с течением лет выражает другая царственная пара — император Николай II и его супруга Александра Феодоровна. Разрушенное силами Зла континентальное единство России и Германии наперекор всему отпечаталось в искупительном мученичестве последнего русского Царя и его немецкой супруги. В судьбе Николая и Александры столь многое перекликается с Нефертити и Эхнатоном, что поневоле изумляешься, почему никто до сих пор не провёл этой параллели?
Так же, как красавица Александра Феодоровна (принцесса Гессен-Дармштадтская), Нефертити (её имя переводится как "Прекрасная пришла") была чужеземкой из потенциально враждебной для Египта страны Митанни. Её замужество за наследником должно было скрепить мир. Но была тут и скрытая от официальных анналов подоплёка: судя по всему, инициаторами необычного брака выступили сами будущие супруги — они с самого начала искренне полюбили друг друга. "Их любовь была неотделима от культа божественного Солнца и от знания о природе его сияния", — пишет Кристиан Жак. Влюблённым цесаревичу Николаю и принцессе Алисе также пришлось преодолеть немало преград, прежде чем их желание соединиться осуществилось.
Так же, как Нефертити и Эхнатон, Николай и Александра стали идеальной парой. В их лице российская монархия достигла вершины, ибо логика её развития определялась не экономическим или культурным процветанием (которое, кстати, наступило в последнее царствование), но — степенью соответствия предначертанному Архетипу — союзу между Мужским и Женским началом, когда-то разрушенным, но восстановленным искупительной жертвой Христа.
Вершина, достигнутая "солнечной четой" Египта, могла послужить не только началом новой исторической, но, похоже, и антропологической эры. Большую загадку до сих пор таит невиданная долихоцефалия дочерей Эхнатона. В творчестве М.М.Потапова им уделено особое внимание. Тут и стилизованное панно "Фараон Эхнатон в кругу семьи", и поражающие целомудренной чистотой портреты царевен Меритатон и Анхсенпаатон. В советских школах удлинённые черепа потомков Нефертити объясняли искусственным "растягиванием" черепа. Вряд ли нужно опровергать эту выдумку, но странные головы принцесс не объяснишь и как намеренное преувеличение. Возможно, сверхчеловеческая пара действительно взобралась на следующую ступень эволюции. Но зависть Homo sapiens'ов помешали ростку окрепнуть. Неестественно короткая жизнь египетских принцесс невольно напоминает о зверской расправе над царскими детьми в подвале дома Ипатьева…
Неожиданная параллель: Николай и Александра также были в значительной мере религиозными реформаторами. За период их правления было канонизировано больше святых, чем за всё предыдущее время, начиная с Петра I. Приходилось бороться и со жрецами: наиболее чтимый ныне русский святой, Серафим Саровский, был прославлен вопреки желанию большинства епископата, благодаря лишь непреклонной воле императора. Синодальное духовенство настолько замкнулось в кастовой скорлупе, что живая харизма подвижничества пугала их больше, чем растущее безбожие в народе — ведь даже Иоанна Кронштадтского обзывали чуть ли не сектантом! Правление Николая и Александры, глубоко воспринявшей Православие, максимально раскрепостило духовный потенциал России. Прекратились гонения на староверов, обновилась жизнь приходов, мощный импульс получила монастырская жизнь и церковное искусство. Ведь и М.М.Потапов — законный наследник церковных живописцев именно начала века. Как пишет Алексей Широпаев в поэме "Радение": "Лик новой, грядущей России заморски, египетски обозначился в колдовской майолике. По-новому мы увидели родные зрачки и губы, и родное имя раздалось для нас новым звуком.., прогремевшим о хранителе наших гор и кладов, нашей силы — силы петь". В правление последней четы Романовых в христианской традиции готовился величайший синтез: личная свобода должна была соединиться с преданностью православному Государю, любовь к Отечеству — со всемирной отзывчивостью, присущей русскому человеку. Россия готовилась возглавить народы Евразии в возведении континетальной мега-Империи. Иоанн Кронштадтский и Рерихи, Николай Фёдоров и Оптинские старцы, Распутин и Лев Толстой, Скрябин и Флоренский, — все эти, кажущиеся сегодня полярными фигуры совмещались в сложной устремлённости к грядущему… но только при одном условии. Не умаляя предназначения каждого, их могло вместить только два, бьющихся в одном ритме, сердца. Сердца венценосной Четы.
Но Россия, как новый Иерусалим, не узнала "времени посещения" своего (Лк 19:44). И наш дом разорён теперь, как некогда Ахетатон — столица новой космической эры, выстроенная Эхнатоном и Нефертити.
…Когда я недавно посетил у Михаила Михайловича, тот попросил своего ученика С.И.Лапина показать мне последнюю штудию. Это был только что начатый повтор с серовского портрета Государя.
"Я — осколок Империи", — часто повторяет Потапов. Эта формулировка скрывает гораздо большее, нежели обычную ностальгию. Её как-то совсем не заметно у жизнерадостного, даже на склоне лет, живописца. Творчество М.М.Потапова, его полная таинственного обаяния личность — та линза, в которой сходятся лучи Незримого Солнца, чтобы вновь и вновь зажигать в разбитых сердцах Любовь.
1.0x