Авторский блог Геннадий Зюганов 03:00 23 мая 2000

КРАСНЫЙ ПЛЕНУМ

Author: Геннадий Зюганов
КРАСНЫЙ ПЛЕНУМ (Из доклада на пленуме ЦК КПРФ 20 мая 2000 года)
21(338)
Date: 24-05-2000
Последнее полугодие оказалось, быть может, самым трудным в недолгой истории КПРФ. Позади две сложнейшие избирательные кампании, которые потребовали от партии огромного напряжения сил, максимальной самоотдачи. И партия доказала, что она способна работать даже в таком невиданном темпе, в самых неблагоприятных условиях. Поэтому мы обязаны, прежде всего, обратиться со словами глубочайшей благодарности ко всем членам нашей партии, к партийному активу, работникам низового и среднего звена, на плечи которых легла столь тяжелая ноша. Они с честью вынесли эту ношу. И не их вина в том, что результаты достигнуты далеко не такие, на какие мы могли бы рассчитывать.
Ответственность за эти результаты ложится в первую очередь на руководство партии, на Центральный комитет КПРФ и его президиум. Видимо, тактика и формы работы, которых партия придерживалась последние годы, в значительной мере уже выработали свой ресурс и нуждаются в глубокой модернизации и корректировке. Мы должны самокритично проанализировать накопленный положительный и отрицательный опыт, вскрыть допущенные ошибки и недостатки, выработать пути их устранения. Начало этой большой работе должен положить сегодняшний пленум. Нам необходимо задать тем самым тон начинающейся в скором времени отчетно-выборной кампании. И во всеоружии прийти к очередному партийному съезду, который предлагается созвать 2-3 декабря 2000 года.
Наш анализ итогов выборов, а также выводы независимых специалистов, в том числе и зарубежных, позволяют утверждать, что результаты прошедших парламентских и президентских выборов грубо фальсифицированы. У нас украдены миллионы голосов. Но одновременно следует осознать, что в известном смысле эти итоги все же выражают реальное соотношение политических сил в обществе. В каком же именно смысле?
В таком, что в современных условиях голосование населения есть лишь один из факторов, влияющих на протокольные итоги выборов. Наряду с ним существует и активно проявляется еще такой мощный фактор, как административный, финансовый и информационный ресурс власти. Именно ему принадлежит сегодня решающая роль. Поэтому многие задаются сегодня вопросом: какой смысл для оппозиции участвовать в выборах, если их итоги власть всегда сумеет передернуть в свою пользу? И здесь следует признать, что мы сами во многом виноваты в такой ситуации. Не использовали все возможности для того, чтобы ее переломить.
Итоги выборов обнажили ключевую проблему, которую мы до сих пор не решили. Она не в том, что трудящиеся плохо за нас проголосовали, а в том, что они еще не готовы активно защищать подлинные результаты своего волеизъявления, добиваться их реализации. А партия пока не может поднять массы на активный протест.
Чтобы победить и прийти к власти, коммунистам, народно-патриотическим силам недостаточно опираться лишь на пассивное волеизъявление населения, когда оно ограничивается опусканием избирательного бюллетеня в урну. Нам требуется активная поддержка: не только проголосовал сам, но и сагитировал родственников и знакомых, не только принял участие в контрольных мероприятиях, но и вышел на массовую акцию протеста, поднялся на забастовку.
Необходимо неотступное, повседневное и повсеместное, не ограниченное парламентскими формами давление на власть со стороны самих народных масс. Ключевая задача оппозиционной политической партии в том, чтобы инициировать такое давление. Придавать ему организованный и планомерный характер. Имелись ли у нас возможности действовать лучше, добиться более весомых результатов? Такие возможности у партии имелись, да и сегодня они далеко не утрачены. И главное, что можно сделать, это разобраться в том, почему они не были приведены в действие с той эффективностью, на какую можно было бы рассчитывать.
Характернейшей чертой обеих прошедших избирательных кампаний стал "перехват" партией власти лозунгов и программ своих оппонентов. В этой связи в рядах народно-патриотической оппозиции наблюдается даже некоторая растерянность. Кто-то уже бьет тревогу: "Караул! Идеология государственного патриотизма целиком украдена у левой оппозиции командой Путина. Как же нам теперь быть, на чем строить свое влияние в массах?"
В нашей среде можно порой услышать еще одно удивительное рассуждение: "Популярность коммунистической партии и ее идеологии — это результат страданий народа". Такие заявления делаются иногда чуть ли не от имени всей партии, хотя на деле они лишь тиражируют тезис официальной пропаганды о том, что у коммунистов есть почва в России лишь до тех пор, пока уровень жизни ее населения остается на крайне низком уровне.
Послушать подобные рассуждения, то получается, что сила наших идейных позиций была связана с "монополией на патриотизм". С тяжелым материальным положением народа. Получается, что для идеологического выживания нам нужно чуть ли не культивировать в обществе космополитизм и нищету... Абсурд!
Настоящая партия тем и отличается от секты, что строит свою идеологию не на гордом сознании собственной "избранности" и "уникальности". И не только на протесте против тяжелых условий жизни. Не только на отрицании. Партия всегда имеет позитивный идеал. Стремится к тому, чтобы сделать этот идеал достоянием большинства, достоянием всех. И если мы взглянем на происходящее с этой точки зрения, то текущие события свидетельствуют о крупной идейной победе народно-патриотических сил.
Ведь следует помнить, что перед выборами правящий режим ставил задачу не просто посадить Путина в президентское кресло. Преследовалась цель ликвидировать Компартию Российской Федерации в качестве серьезной политической силы. Но мы выстояли и доказали, что были и остаемся единственной в стране партией, располагающей широкой и устойчивой социальной базой и способной на равных соперничать с партией власти. Мы заставили остальных наших оппонентов, хотя бы и на словах, присоединиться к государственно-патриотической идеологии. Практически никто более не рискует строить свою идейную платформу на антикоммунизме.
Итак, определенный "идеологический консенсус" в обществе, можно сказать, складывается. Нам следует этому только радоваться. Но при этом нужно идти дальше — к большей конкретности и определенности. Помнить, что за одними и теми же словами может скрываться разное содержание.
К примеру, патриотическое требование сильного государства — это, как говорится, "рамочный лозунг", в пределах которого возможны не только оттенки, не только разные, но и диаметрально противоположные позиции. Когда его выдвигают Путин и даже ряд олигархов, верить им нельзя. Но вопрос здесь стоит не только о степени их искренности или лицемерия, а о том, что именно они понимают под государством и как трактуют его функции и предназначение. Ясно, "сильное государство" необходимо олигархам для охраны своей награбленной собственности и подавления трудящихся.
В то же время и для того, чтобы вернуть народу украденную у него собственность, национальное достоинство, также необходимо государство, ничуть не менее сильное. И государства эти будут совершенно разные по своему социальному содержанию и строению. Нам нужно сильное государство трудового народа. Ради того, чтобы приблизить момент воссоздания такого государства, партия и предприняла свое "хождение во власть", начатое еще в 1993 году.
На парламентской арене нам неплохо удавалось сдерживать некоторые разрушительные поползновения правящего режима. Мы сумели не допустить так называемой "жилищно-коммунальной реформы", а по сути — тотальной ликвидации государственных гарантий социально-экономических прав граждан. Мы заблокировали свободную куплю-продажу сельхозугодий, распродажу вузов, учреждений культуры. Мы не допустили окончательного развала военно-промышленного комплекса.
Но стройной позитивной законодательной программы мы все же не предложили. В идеале необходимо было выдвинуть целую систему социально-политического и экономического законодательства. Ее социально-политический блок должен быть увенчан проектом новой Конституции. А экономический блок — завершаться альтернативным проектом бюджета. Скажут, что принять все это было бы все равно невозможно. Однако суть не в реальности или нереальности в данный момент, а в самом факте наличия готовой законодательной альтернативы проводимому режимом курсу. Ведь был же в истории Советской власти важный период "пропаганды декретами". Так и в истории оппозиции необходима полоса "пропаганды законопроектами". Не были в полном объеме использованы и возможности Думы как всероссийской политической трибуны.
Все эти упущения необходимо теперь восполнять в гораздо менее благоприятной обстановке в парламенте, где сложился невыгодный для нас расклад сил.
Но оппозиция занимает важные позиции в системе не только законодательной, но и исполнительной власти. И тут следует с горечью констатировать, что предмет нашей гордости — Красный пояс, выстроенный ценой огромных усилий в течение двух лет после президентских выборов 1996 года, оказался слабым звеном. Он не принес того, чего от него можно было бы ожидать.
Вдумаемся: если в целом по стране наши электоральные потери составили менее трех процентов голосов, то в Красном поясе — пять процентов, а в "некрасных" регионах — только два!
В абсолютном выражении свыше половины утраченных голосов пришлось именно на Красный пояс, принесший движению "За Победу!" треть голосов. 350 тысяч голосов потеряно в Кемеровской области, 200 тысяч — в Воронежской, 130 тысяч — в Ставропольском крае, 110 тысяч — в Волгоградской области, 100 тысяч — в Тамбовской. Прирост дали только Челябинская и Тульская области, а Липецкая удержалась на прежнем уровне. В остальном же — не что иное, как провал. И не имеет большого значения, чем он вызван: то ли плохой работой красного губернатора, то ли тем, что губернатор переметнулся в партию власти и активно ей служил. В обоих случаях политический "капитал", вложенный оппозицией, не дал должной отдачи, скорее, принес убытки.
От красных губернаторов не требовалось ничего сверхъестественного или незаконного. Только одно — обеспечить честные выборы, не допустить фальсификации их итогов на подвластных им территориях. Увы, большинство не только не справилось с этой задачей, но и действовало прямо противоположным образом. Руцкой и Тулеев — крайние случаи. Это откровенные предатели и перевертыши. Обвинять в предательстве всех остальных было бы неправильно. Они остались один на один с центральной властью.
Ведь дело не только в том, что президентская администрация организовала мощнейшее наступление на красных губернаторов. Дело прежде всего в том, что мы сами не сумели выстроить Красный пояс в качестве организованной экономической и политической силы, способной противостоять правящему режиму, подлинно народной, российской государственности. Какие же возможности для этого были и есть?
Например, администрации 15-20 краев и областей Красного пояса могли бы учредить на паевых началах один межрегиональный уполномоченный банк, который обслуживал бы все их бюджетные и внебюджетные счета. Это была бы "финансовая империя", контролирующая колоссальные денежные потоки в десятки миллиардов долларов и не уступающая по своему могуществу зловещей "семибанкирщине".
Чем бы она занималась на первых порах? Тем же, чем и все другие финансовые империи: "прокручивала" бюджетные средства. Но прибылью распоряжалась бы по-другому. Не уводила бы миллиарды долларов за рубеж, не приобретала бы недвижимость на Канарах, не возводила бы дворцов, не транжирила их в притонах. Можно было сделать совсем другое. Например:
— создать резерв, обеспечивающий своевременную выплату зарплат, пенсий, стипендий и пособий. И даже установить к ним специальные "красные надбавки" в назидание жителям остальных регионов;
— произвести внушительные инвестиции в реальный сектор экономики, обеспечить его предприятия дешевыми долгосрочными кредитами, сделать "Красный госзаказ". Оживить тем самым высокотехнологичные производства, добиться экономического роста и увеличения занятости. Создать народные предприятия;
— образовать межрегиональную телерадиовещательную компанию или, еще лучше, купить любой общероссийский телевизионный канал и разрушить тем самым информационную монополию режима;
— купить приличную нефтяную компанию, а также акции "Газпрома" и РАО "ЕЭС" в количестве, необходимом для серьезного влияния на их дела и персональный состав руководства. Тем самым резко усилить влияние народно-патриотических сил в сырьевых регионах...
Кто-то возразит, что это нереальные планы, не учитывающие всей колоссальной сложности подобного предприятия. Но "комсомольские мальчики", построившие свои "империи", были просто дилетантами. Зато у них был нахрап и наглость.
С экономической точки зрения, единственной целью избрания красных губернаторов было сконцентрировать государственные финансовые потоки для решения общественно полезных задач.
Однако, приложив колоссальные усилия для избрания своих кандидатов, оппозиция посчитала, что дело сделано, что дальше все пойдет "само собой".
Это была ошибка, в результате которой Красный пояс попал в кабальную и губительную зависимость от Центра. Зависимость вынудила к "конструктивному взаимодействию", которое сводится в основном к вымаливанию у Центра трансфертов. Зримым политическим итогом такого взаимодействия стали результаты выборов.
Реальным шансом на мирное, эволюционное избавление России от правящей олигархии и ее разрушительного курса было и остается превращение Красного пояса в альтернативный центр силы и притяжения — в "государство в государстве". Государство трудящихся в государстве воров и нахлебников. Государство патриотов в государстве предателей. Чтобы воспользоваться этим шансом, необходима была каждодневная координация экономического и политического сотрудничества красных регионов по единому долгосрочному плану.
Видимо, это направление работы потребует серьезных организационных решений. В аппарате ЦК необходимо иметь специальный отдел региональной политики, укомплектованный квалифицированными экономистами. Руководство всей этой работой целесообразно поручить авторитетному, опытному хозяйственнику в ранге заместителя председателя ЦК.
Впереди у нас выборы в органы власти почти пятидесяти субъектов Федерации. Приступая к этой работе, нельзя допустить повторения прежних просчетов. Имеется достаточно материалов о том, как работали главы администраций, которых мы поддерживали. С другими — провести серьезные предварительные собеседования, договориться об условиях поддержки, заключить конкретные соглашения, налагающие на все стороны четкие обязательства.
Дальнейшая, действительно актуальнейшая задача — укрепления единства коммунистического движения — состоит не в поиске верхушечных альянсов, а в укреплении связи партии с народными массами, с трудовыми коллективами, со своей собственной социальной базой.
Именно здесь происходят важные процессы, которые нужно глубоко изучить, понять и учесть во всей своей дальнейшей работе. Происходит заметная эволюция нашей социальной базы, что и отразилось на прошедших выборах на составе наших избирателей.
И все же, убежден, что центральным вопросом, вокруг которого может сложиться — и обязательно сложится — массовое протестное движение трудящихся, был и остается вопрос о собственности.
Пока же приватизационный беспредел набирает обороты.
И ошибаются те, кто полагает, что трудящиеся и впредь будут безропотно терпеть издевательства. Человек труда непременно вернет украденные у него экономические и социальные права. В этом ни у кого не должно быть никаких сомнений. Вопрос лишь в том, каким образом это произойдет: мирно и цивилизованно, или в ходе ожесточенных социальных столкновений.
Мы всегда выступали и выступаем за то, чтобы восстановление законности и социальной справедливости произошло в мирных формах. В огромной степени это зависит от того, какую позицию занимает государственная власть, с кем и на чьей она стороне: трудового народа или горстки грабителей.
Первые шаги путинской администрации не дают никаких оснований надеяться на смену курса, прежде всего — экономического. Вразумительной программы до сих пор нет, а циркулирующие в кулуарах проекты оправдывают самые мрачные прогнозы.
Подготовленная центром Грефа "Стратегия развития России до 2010 года" представляет собой документ, ставящий целью окончательный демонтаж всего, что еще уцелело от советского периода, ликвидацию системы социальных гарантий в стране. Предоставление экономики самой себе, полное устранение государства из всех основных сфер общественной жизни.
Общий рефрен программы — освобождение государства от всякой ответственности за своих граждан, взваливание всего груза оплаты социальной сферы на нищее и продолжающее нищать население. При этом Греф будто даже не подозревает, что в стране и так безгранично сжат потребительский рынок. Если же из скудных средств населения еще изъять значительную их часть, то в нищающей стране произойдет кризис "перепроизводства", вызванный очередным обвалом покупательной способности граждан.
В общем, эту программу вполне может открывать эпиграф: "пусть богатые становятся еще богаче, а бедные еще беднее".
Важнейшая миссия народно-патриотической оппозиции заключается в том, чтобы быть гарантом мирного, цивилизованного поворота к новому экономическому курсу и общественно-политическому устройству. Мы не раз говорили о возможности и желательности компромисса во имя России, неоднократно формулировали его условия. Суть их сводится к следующему.
Предпринять срочные меры, чтобы приостановить прогрессирующее вымирание и деградацию россиян. Официально признать ситуацию в сфере демографии и здравоохранения чрезвычайной. Во что бы то ни стало найти ресурсы для пусть пока небольшого, но осязаемого материального поощрения рождаемости.
Восстановить гарантии гражданских прав и свобод, в первую очередь права на труд, отдых, бесплатное образование и медицинское обслуживание, доступное жилье, социальное обеспечение.
Пересмотреть результаты чубайсовской приватизации, восстановить попранные права трудовых коллективов на владение и пользование общенародным достоянием.
Обеспечить экономическую безопасность страны. Возвратить под контроль государства ключевые, стратегически важные секторы экономики. Перейти к государственному регулированию цен на ряд важнейших товаров и услуг, особенно тарифов на энергию и транспорт.
Возобновить государственные капиталовложения в ключевые отрасли. Положить конец незаконному вывозу капитала за границу. Признать, что сегодня в России самым больным национальным вопросом является русский вопрос. Определить стратегической целью российского государства воссоединение русского народа. Установить эффективный общественный контроль над государственными СМИ. Обеспечить равноправный доступ в них всех ведущих политических сил.
Весь комплекс задач, встающих перед партией на новом этапе ее деятельности, нам предстоит внимательно и всесторонне проанализировать в ходе начинающейся отчетно-выборной кампании.
Предлагаю участникам пленума, опираясь на опыт прожитого периода, обстоятельно высказаться по следующим проблемам:
- Усиление нашего влияния в массах, расширение связей с трудовыми коллективами и профсоюзами. Реальность создания собственных красных профсоюзов.
- Перспективы обновления и укрепления широкого союза народно-патриотических сил.
- Пополнение рядов партии, воссоздание комитетов и первичных организаций. Как решить задачу: райком в каждом районе, первичка в каждом населенном пункте, парторганизатор на каждой улице, в каждом многоквартирном доме. Как привлечь бывших членов КПСС к активной деятельности.
- Формы и методы работы с молодежью. Пути вовлечения ее в ряды КПРФ.
- Укрепление материальной базы партии. Возможность перевода партийного аппарата, начиная с райкомов, на профессиональную, платную основу.
- Обновление форм и методов агитационно-пропагандистской работы. Создание собственного информационно-пропагандистского комплекса, способного подорвать информационную монополию "партии власти".
- Теоретическая работа партии. Воссоздание единой системы партийной учебы и системы подготовки профессиональных партийных кадров.
- Наши возможности помогать людям реальными делами: материально поддерживать многодетные семьи, ветеранов, инвалидов; оказывать юридическую поддержку трудящимся в защите своих прав.
- Работа коммунистов — депутатов представительных органов всех уровней. Единая система наших законодательных инициатив в Госдуме и законодательных собраниях субъектов Федерации.
- Работа партии в Красном поясе. Задачи по координации деятельности поддержанных нами губернаторов.
- Подготовка к выборам в союзный парламент России и Белорусии и к выборам в субъектах Федерации.
Обсуждение, которое начнется сегодня и будет продолжено в ходе отчетно-выборной кампании, не исключено, приведет нас к созданию документа, определяющего новые задачи партии, который и будет принят VII очередным съездом КПРФ. Возможно, что тезисы такого документа следует подготовить еще до съезда и вынести на суд всей партии.
1.0x