19 (336)
Date: 07–05–2000
Сенсация! Главный голливудский экстремист Дэвид Линч, режиссер «Твин-Пикс», «Дюны», «Синего бархата» и «Шоссе в никуда», — снял простую, трогательную, добрую историю. Сюжет фильма основан на реальных событиях. В 94-м году 73-летний Элвин Стрейт совершил поездку на сотни миль из штата Айова в штат Висконсин. Путешествие, которое он осуществлял на старой газонокосилке, длилось шесть недель. Сия история попала в газеты, где ее и прочитала Мэри Суини — монтажер Линча. Дэвид изначально остался равнодушен к сюжету, пока не прочел сценарий…
Два часа, которые идет картина, продолжается долгое и утомительное путешествие Элвина Стрейта (Ричард Франсуорт). Много городов позади, еще больше людей, повстречавшихся ему. Кто-то помогает Элвину, кому-то помогает он, периодически ломается его нехитрое средство передвижения или ветром сдувает шляпу, но он с невероятным упорством и жизнелюбием продолжает идти к намеченной цели. Это путешествие очень напоминает жизнь обыкновенного, ничем не примечательного человека в глубинке, жизнь размеренную и неяркую, наполненную каким-то неземным спокойствием…
Линч и раньше исследовал природу американской провинции, но прежде в ее спокойствии и благополучии, он умудрился отыскать такое количество зла и ужаса, что становилось не по себе даже искушенному зрителю. Что же заставило одного из самых мрачных и радикальных режиссеров снять суперсентиментальную «Простую историю»? Судя по всему, новые экстремисты оказались близеи по стилю к советскому постсталинскому «мэйнстрим» конца 50-х—начала 60-х. Это тот самый стиль (пример — «Весна на Заречной улице»), который возник на короткий миг между имперскими маршами и ужасной брежневской альтернативой Голливуду: с теми же боевиками, детективами и мелодрамами, но по-советски.
В России апологетом, приверженцем и пропагандистом сей концепции был и остается Гарик Осипов (более известный как граф Хортица), его примеру последовала популярная ныне группа «Запрещенные барабанщики». И вот теперь в том же направлении устремился Дэвид Линч, начав снимать «простые истории» о простых людях. Посмотрим, как эту идею схавает западная киноиндустрия и станет ли Дэвид Линч законодателем очередной моды.
Олег ПУЛЕМЕТОВ