Авторский блог Елена Антонова 03:00 1 мая 2000

ВОСКРЕСЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ
18(335)
Date: 02-05-2000
Приказом министра культуры один из крупнейших дирижеров современности Евгений Федорович Светланов освобожден от художественного руководства Государственным симфоническим оркестром России, мировая слава которого в течение долгих лет была связана с именем маэстро. Конфликт между коллективом оркестра и его главным дирижером, трудный для обеих сторон, превратившийся в неприличный, смакуемый внешним окружением скандал, формально завершен, но сделано это не соблюдением максимально возможного в таком деликатном деле такта, а по-топорному, как если бы налицо имелось примитивное нежелание работать. Однако мастер есть мастер: Светланов сумел-таки достойно завершить этот затянувшийся спор и расставить свои акценты, причем сделал это с присущими ему выдумкой, высоким профессионализмом и талантом. А произошло это на Великопостном концерте в Большом зале Московской консерватории, где под его управлением впервые в России была исполнена грандиозная и по числу участников, и по времени звучания (более трех часов!) Оратория "Христос" Ференца Листа (1866) для солистов, хора, органа и оркестра. Искушенные московские меломаны впервые вживе услышали это великое вокально-симфоническое творение Листа, крайне редко, со времени его создания, исполнявшееся и в Западной Европе. Блестяще, с подъемом исполнили свои партии музыканты студенческого Симфонического оркестра Большого зала Московской консерватории (художественный руководитель — профессор Леонид Николаев) и молодые певцы хора Академии хорового искусства (художественный руководитель — профессор Виктор Попов). Музыка оратории, имеющей 14 разделов, которые написаны на тексты из Библии, средневековых гимнов и литургии и освещают все главные события истории Христа, чрезвычайно разнообразна и по стилю, и по исполнению средств музыкального выражения от чисто оркестровых до хорового пения a cappella. Светланов сумел построить из этих отдельных фрагментов прекрасное здание оратории, заставил слушателей испытать катарсис на его вершине в "Stebat Mater dolorosa" ("Стояла мать скорбящая") и проникнуться объединяющей радостью Воскресения.
Елена АНТОНОВА
1.0x