Author: Адам Дениев
МЫ БУДЕМ ЖИТЬ!
18(335)
Date: 02-05-2000
После четырех войн, прошедших за семь последних лет, чеченский народ находится в состоянии катастрофы. Все надо начинать заново: формировать органы управления, элиту, общество в целом и его мирсознание. Для этого нам надо четко уяснить свое теперешнее положение. В каком государстве мы живем? Какое место под солнцем нам выделено? Чего мы хотим добиться?
Сегодня чеченский народ расколот. Он разделен по политическим, правовым, тейповым, религиозным, даже нравственным принципам. Если подходить очень приближенно, то, руководствуясь этими принципами, весь чеченский народ можно разделить на четыре большие группы. У каждой есть свои лидеры, свои идеи, свои ярые поборники и молчаливые сторонники.
Первую группу условно можно назвать пророссийской-завгаевской. Это — старая элита, сохранившаяся еще с советских времен. Это бывшие власть предержащие. Когда-то Завгаев был председателем Верховного Совета, секретарем обкома партии, держал в руках всю власть в республике. Он и его люди всегда формально оставались пророссийской стороной в чеченской политике. Именно этим объясняется, почему федеральная власть до сих пор относится к завгаевцам с наибольшей симпатией, видя в них проводников своих интересов. Однако при этом Москва забывает о трех важных вещах. Во-первых, еще во времена Советской власти эта элита, насквозь коррумпированная и недееспособная, исчерпала себя. Во-вторых, именно Завгаев и его люди допустили приход к власти Дудаева, бросили народ в лапы криминала и откровенных бандитов. Завгаевская группировка выпускала власть из своих рук всякий раз, когда из республики выводились российские войска. И в-третьих, на сегодняшний день завгаевцы перестали быть влиятельной группировка в Чеченской республике. Эти люди не способны сегодня создать условия для устойчивой политики России на Северном Кавказе и конкретно внутри Чечни. Поэтому если федеральный центр сделает ставку на них — то это будет грубой политической ошибкой.
Вторая политическая группа образована теми, кто правил в Чечне последние годы. Это дудаевско-масхадовско-басаевская группировка — целиком бандитская, террористическая, основанная на мафиозных деньгах и теневой экономике. Люди, стоящие во главе ее, — преступники. На Масхадова чеченский народ уже насмотрелся за все эти годы, его и таких, как он, не желают больше видеть у власти. Кое-кто из них, вроде их идейного вдохновителя, муфтия Кадырова, уже перешли на сторону России, против которой всегда воевали. Тем самым он не только отвернулся от тех, кто его когда-то поддерживал, но так и не нашел новую социальную базу. И главное, эти масхадовы и басаевы — за отделение Чечни от России. Делать ставку на них — еще большая ошибка, это сполна доказал 1996 год.
Третья, наиболее радикальная и русоненавистническая группировка — ваххабисты и непримиримые панисламисты во главе с Хаттабом. Эта группировка вообще неуправляема, и федеральная власть никоим образом рассчитывать на нее, конечно, не может. Эти люди прикрываются религиозными лозунгами, но на самом деле это отщепенцы всего исламского мира. Это однозначно иностранное влияние, не имеющее ничего общего с подлинно чеченскими традициями и законами. Для них закон неприемлем вообще — российский или иной. Когда-то Яндарбиев и его вайнахская демократическая партия уже брали власть в Чечне, но они так и не смогли предложить народу какую-то базовую идеологию — и в итоге оформились как ваххабитское направление. Как бы удуговская пропаганда ни ссылалась на поддержку народа, их заявлениям грош цена. Чеченский народ их не желает. Эти люди до сих пор стараются хоть как-то удержаться наверху, примазаться к новой власти, но не имеют для этого больше ни внутреннего стержня, ни хоть какой-то поддержки народа.
Единственно реальной политической силой, которая не просто способна, как многие другие, взять власть в свои руки, но которая может по-настоящему объединить чеченский народ и главное — дать ему новую, примирительную, возрожденческую идеологию и национальную идею — является наше движение "За национальное возрождение чеченского народа и Чеченской республики "Адамалла — Человечность". Другой силы, которая могла бы серьезно действовать на политическом поле Чечни и эффективно влиять на умонастроения чеченского народа, пользуясь его искренней поддержкой, просто нет.
Чем это объясняется? Прежде всего тем, чего лишены все остальные чеченские политические группы, — своей собственной идеологией. Она базируется на наших национальных традициях. Мы выработали новую национальную идею чеченского народа, в центре которой находится человек и человечность — "Адамалла". Человек — высшая ценность. Он достоин уважения за Богом данные качества и способности. Мы — за возрождение чести и достоинства человека. Возродить подлинные отношения человека к человеку — вот наша задача. И это ведь сказано не только о чеченцах — это обо всех людях, проживающих на территории многострадальной Чеченской республики. Мы стремимся к общечеловеческим ценностям, таким, как свобода и право, которые сочетаются с национальными качествами чеченского народа. Но это не какая-то глобалистская, либеральная идея человека без роду без племени! Это национальная идея постольку поскольку она противостоит криминальному, бандитскому, узконационалистическому сознанию, которое внедрялось в сердца чеченцев на протяжении этих десяти лет. Можно сказать, что наша идеология в первую очередь гуманистическая. Простому чеченцу не надо объяснять, что вобрало в себя слово "адамалла". Наша цель — национальное возрождение чеченского народа и Чеченской республики. Наша мечта — мирное сосуществование всех народов.
От каждой из трех группировок мы можем отсечь запутавшихся людей, объяснив им все, раскрыть глаза. Если мы предложим нашему народу национальную идею, ее невозможно отвергнуть никому из чеченцев, даже если они принадлежат этим группировкам. На основе нашей идеологиии мы могли бы найти какие-то точки соприкосновения со всеми здравомыслящими людьми из других политических лагерей. В этом заключается не просто приемлемость нашей идеологии, но и превосходство нашего движения над всеми остальными.
Сам я начал заниматься общественно-политической деятельностью с 19 февраля 1989 года. Тогда я в первый раз выступил на многотысячном митинге в Грозном на площади Ленина. Этот митинг был посвящен 45-летию депортации чечено-ингушского народа, и на нем выступали самые разные люди. Суть почти всех выступлений сводилась к критике коррумпированности тогдашних органов власти, Завгаева и его окружения и, напротив, нагнетанию исламских настроений, прославлению религиозных лидеров как незапятнанных и чуть ли не святых. Я же говорил о том, что знал досконально. Я начал как раз с критики религиозных деятелей. Когда человек один на один со своей бедой, то обычно он обращается к религиозному деятелю за утешением. Последний — это как бы духовный врач. Но когда сам врач погряз в скверне, когда он помогает тем чиновникам, кто нарушает закон, становится посредником между потерпевшим и беззаконником, этому нет оправдания.
Я всегда жил чувствами народа, я всегда знал, что творится в его душе. И выступая с правдой, я не знал, на что иду, что после этого дальше делать. Однако после того выступления моими идеями стали интересоваться. Здравомыслящим людям, не запятнавшим себя преступлениями, не занимавшим руководящие должности в государстве, понравилось мое выступление. Они начали приходить ко мне, в мой дом. Это были люди, которые хотели тоже заниматься общественно-политической деятельностью, но не имели направления.
Так продолжалось 2-3 месяца, мы выступали на разных митингах, и я начал задумываться: а что теперь я могу дать людям — тем, что идут за мной. И я выступал за свободу совести, за то, чтобы мусульмане могли совершать паломничества, а в 1990 году я стал одним из создателей Исламской партии возрождения. В августе 1990 года политсовет учредительного съезда в Махачкале избрал меня председателем северно-кавказского отделения этой партии.
У меня была встреча с Завгаевым, который остался от нее в восторге: он не мог понять, как человек с таким исламским мышлением, как я, смог найти компромиссный вариант, предложив сотрудничество с коммунистической властью. Я говорил ему тогда, что у нас нет цели прийти к власти, но что при этом категорически нельзя допустить к власти ни демократов, ни исламистов. Иначе они, не зная истинную цену власти, все разрушат и погубят себя и других.
А в ноябре, когда у нас было заседание совета партии в Грозном, рядом как раз проходил I съезд чеченского народа. На нем чеченцы разделились на две группы. Одни были сторонниками Завгаева, который был тогда, другие же поддерживали Дудаева. В 1991 году верх взяла дудаевская сторона — с Яндарбиевым, Удуговым как идеологами. Но вплоть до 1994 года эти две группировки действовали на территории Чечни почти на равных.
В это время, в 1994 году, мы создали сильное движение. Мы поняли, что народ не приемлет ни дудаевских бандитских ваххабитов, ни коррумпированных бывших партийцев. Мы не собирались идти ни за теми, ни за другими. Мы старались создать идеологию. На смену социализму должна была прийти другая система ценностей. Ее надо было найти. Завгаевцы оставались на обочине истории. За Дудаевым шли как верные, так и неверные, там не было ни религии, ни даже здравого смысла. Ваххабиты при поддержке иностранных эмиссаров все сводили к арабским духовным традициям.
На тот трагический момент главной нашей целью было сохранить самих себя. В 1995 году мы начали выпускать газету. В 1995-96 годах я стал общественным помощником секретаря Совбеза в ЧР. Я стал достаточно информированным человеком и понял, что нам нужно было делать теперь. Тогда мы смогли сформулировать свою национальную идею — "Адамалла". Мы поняли, что это должна быть идеологическая база для реализации конституционных прав человека. Разумеется, я говорю о российской Конституции, ведь мы ни в чем не находим противоречия с федеральным центром. Наша национальная идея способна укрепить российскую государственность на южных рубежах. Республиканская форма правления целиком устраивает нас. Мы никогда не выступали ни против федерального центра, ни против русского народа. Мы гордимся тем, что принадлежим великой державе — России, и не мыслим себя вне ее.
Сегодня задача по формированию нашего политического сознания уже решается. Мы собрали вокруг себя людей, создали в марте 1999 года свое теневое правительство. Несмотря на невозможные условия передвижения, мы существуем во всех уголках Чечни. Недавно мы собрали Съезд чеченского народа, на котором присутствовали представители со всей республики. Съезд заставил нас принять постановление о необходимости создания народного правительства Чеченской республики.
Мы занимаемся народной дипломатией. Мы примиряем людей, кровников, разоружаем формирования. Понимая проблему изнутри, мы ведем работу с людьми. Мы пробуждаем в народе человеческие чувства. Мы распространяем свою идеологию как учение: в газетах, брошюрах, в стихотворной форме. Мы не для себя работаем. Мы жаждем предотвратить будущие столкновения между нашими народами. Мы никому не дадим отделить наш народ от всех остальных братских народов Российской Федерации.
Мы стараемся исцелить тех, кому нанесен самый страшный — моральный, психологический — ущерб. В такие периоды всегда находились духовно сильные люди. Чтобы забыть прошлое, они должны говорить о будущем. Нашим людям нужен миротворец, который не был бы запачкан в двух братоубийственных войнах, который не только призывает, но и активно действует. Только тогда, когда у народа находится лидер, который его вдохновляет, народ начинает избавляться от постигшего его чувства катастрофы и двигаться к своему возрождению.
Мы построим город, нашу новую столицу, возродим нашу многострадальную республику и будем жить в мире и согласии со всеми народами. Мы будем жить!
1.0x