Авторский блог Евгений Ростиков 03:00 1 апреля 2000

ВРЕМЯ СОЖЖЕНИЯ КНИГ

Author: Евгений Ростиков
ВРЕМЯ СОЖЖЕНИЯ КНИГ
14(331)
Date: 2-04-2000
ИСК
В начале 1999 года издательством ЗАО "Православная инициатива" на Минской фабрике цветной печати огромным для современной Беларуси тиражом в 30 тысяч экземпляров был отпечатан сборник материалов под общим названием "Война по законам подлости". Фактически только через год в Советский районный суд г.Минска с исковым заявлением "О защите чести, достоинства и деловой репутации" обратились "Союз белорусских еврейских объединений и общин" (СБЕОО) и "Общественное объединение евреев-ветеранов и инвалидов войны...", которые просили признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию их организации, нарушающими конституционное право на национальную принадлежность сведения, распространенные в книге "Война по законам подлости". Таких "сведений" они обнаружили в одностраничном предисловии и в двухстраничном послесловии — десять. И среди них утверждение составителей, что "Тридцать пять миллионов русских, белорусов, украинцев оказались не по своей вине за границей, в собственном некогда государстве и подвергаются всяким унижениям и ассимиляции", а также такое заклинание-призыв: "Знайте, что у наших врагов самое главное оружие — это ложь, клевета и подкуп. Не соблазняйтесь, не поддавайтесь на провокации...". Со всем остальным, что было в этом почти 500-страничном сборнике, как бы выходило, истцы были согласны. Xотя нет, в отдельно поданном иске, который истец предлагал "рассматривать совместно с иском" еврейских общественных объединений и общин, Яков Гутман просил признать "несоответствующими действительности и порочащими мою (Гутмана, естественно. — Е.Р.) честь и достоинство как человека — еврея по национальности и сиониста по убеждению, следующие сведения, опубликованные в книге "Война по законам подлости"...
В пятьдесят означенных им "сведений" попали не только отдельные формулировки, такие, например, как "Америка захвачена врагом внутренним — иудейской кликой". "Иудеи всего мира ненавидят Советскую власть мессианской ненавистью" и "Под фразами о демократии скрывается ясно обрисованный план стремления еврейства к мировому господству", но и целые произведения, такие, как "Протоколы сионских мудрецов" и "Катехизис еврея в СССР". Потому, если две эти еврейские общественные организации требовали только отозвать книгу "из всех точек розничной и оптовой торговли" и "опубликовать в газете "Советская Белоруссия" опровержение сведений, распространенных в книге "Война по законам подлости", то истец Гутман требовал опубликовать "решение по настоящему делу", в котором, я думаю, он был заранее уверен уже в ряде не только белорусских, но и российских газет. Кроме того, "взыскать в качестве материального возмещения морального вреда с ЗАО "Православная инициатива" триста миллионов белорусских рублей, а с Минской фабрики "Цветной печати" еще тридцать ...
Истцов отнюдь не смущало, что материалы "Война по законам подлости" взяты из открытой печати, что практически все они ранее уже не раз публиковались, притом в "цивилизованных" странах. Более того, основная их часть затрагивает самые разнообразные темы: здесь и проблемы, возникающие в процессе создания Союза Беларуси и России, и расширение НАТО на Восток, и чернобыльская трагедия, и последние чеченские войны, и влияние деструктивных сект. Всего и не перечислишь. Протоиерей Александр Шаргунов с гневом рассказывает в ней о мерзавцах, организовавших в Большом Манеже выставку под названием "Юный безбожник", политолог Николай Сергеев анализирует: "Возможно ли военное вторжение в Беларусь?" Андрей Петров, показывая тех, кто пытается влиять на президента Алексадра Лукашенко, противников Союза Беларуси и России, рассказывает о так называемой системной оппозиции, о членах "Ротари-клуба" в администрации белорусского президента и других госструктурах. В книге широко представлены работы известных русских философов и публицистов, таких, например, как Иван Ильин, Олег Платонов, Сергей Кара-Мурза, в том числе и высказывания о роли еврейских олигархов писателя-еврея Эдуарда Тополя. Но нигде ни словом, ни полсловом не были упомянуты имена или дела тех, кто подал эти иски "о защите чести и деловой репутации"...
"АРТПОДГОТОВКА"
Прежде чем открылся суд, в прессе началась "массированная артподготовка" к нему, обработка в нужном ключе общественного мнения.
В популярной белорусской телепередаче "Панорама" было показано интервью с президентом СБЕОО Леонидом Левиным, который высказал свое неодобрение по поводу выхода в свет книги "Война по законам подлости". В дальнейшем ведущий этой телепередачи Юрий Казиятко, который не стал нагнетать по поводу этого "откровения" страсти, был сразу же обвинен в "неинтеллигентности" и "нецивилизованности". Дальше — больше. В одном из "интеллигентных" и "цивилизованных" изданий, где тиражируют слухи и сливают республиканскую грязь, появляется полосный материал под "оригинальным" названием "Обыкновенный фашизм. "Православная инициатива" подозревается в разжигании национальной розни". В нем, помимо обильного перечисления работ, представленных в книге, делаются и такие "научные" заключения: "Не будем говорить о бытовом антисемитизме, поскольку гораздо большую опасность представляет иная его форма — антисемитизм государственный. Столкнуться с ним в современном мире возможно только в странах Восточной Европы, поскольку Западная Европа после гитлеризма его попросту не приемлет". Этот пафосный вывод, клеймящий "нецивилизованные" страны Восточной Европы, и прежде всего, конечно же, Беларусь и Россию, был сделан за месяц до того, как в состав правительства западноевропейской Австрии вошли представители сил, в ряде серьезных вопросов близких по взглядам фашистам. А вошли потому, что их партия получила на выборах почти треть голосов избирателей. "Так что новое австрийское правительство — не случайность", — заметил даже "демократ первой волны" Гавриил Попов.
Но мы из Западной Европы вернемся к "нашим баранам" — белорусским делам. Автор "Обыкновенного фашизма", а точнее, авторша, некая Вероника Черкасова, говоря о "государственном антисемитизме” в Беларуси, замечает, что "в Гродно, в центре города на стенах, на парапете набережной Немана написаны свастики, за которыми следует знак равенства и звезда Давида. В центре Минска, на ограде строящегося метро, постоянно замазывают надписи типа "Белорус! Твой враг — жид". Думаю, и на обрывистом берегу в Гродно можно написать какой-нибудь знак. Но кто его там увидит? А в Минске смывают, а где возможно — замазывают, и не такие надписи, в том числе и такую: “Беларус — твой вораг Лукашэнка!” Но когда года полтора назад два великовозрастных оболтуса, разрисовавшие за ночь целый городок, попали за это на скамью подсудимых, не эта ли оппозиционная газета, как и десятки других газет и разных международных организаций, требовали признать этих рисовальщиков сначала безобидными "графити", а потом молодыми "политзаключенными".
Но теперь срочно нужны были факты "государственного антисемитизма", и неутомимая Вероника, выискивающая творения "граффити" в Беларуси, делает прокурорское заключение: "Если бы государство относилось к проблеме антисемитизма серьезно, оно должно было бы как-то реагировать, делать официальные заявления по предупреждению профашистских тенденций в обществе. Но государство этого не делает, что дает основания сегодня говорить об антисемитизме не как о бытовом зле, а как о социальном явлении".
Дальше — больше. Вместо того, чтобы и в этом щекотливом вопросе отдаться с потрохами цивилизованному Западу, мы тянемся к России. И потому, конечно же, здесь не обходится без "руки Москвы". Вот как подается это в "Обыкновенном фашизме": "У нас же руководства России и Беларуси традиционно не замечают все более и более ярких проявлений антисемитизма, поскольку, вероятно, боятся потерять какую-то часть антисемитски настроенного электората. Усиленная русификация Беларуси привела к тому, что приток сюда великодержавных шовинистических тенденций из России усилил местные антисемитские тенденции. А потому неудивительно и то, что основная часть тиража "Войны по законам подлости" была направлена в Россию".
Из этих сентенций так и остается неясно, кто все-таки подогревает "антисемитские тенденции" — то ли русские люди в Беларуси, то ли белорусы в России? Но книга автору статьи явно не нравится за то, что в ней "поименно названы враги белорусского народа, и среди них Павел Шеремет, Павел Якубович, Иван Пашкевич, Жанна Литвина, Игорь Кузнецов, Михаил Маринич, Александр Потупа и другие. Зато не забыты теплые слова в адрес Александра Лукашенко".
Автор статьи тут справедливо замечает завуалированную лесть в некоторых материалах, касающихся белорусского президента. Потому что его роль в объединении славянских народов и что касается рассматриваемой сегодня нами темы, не так однозначна, как трактуют некоторые восторженные авторы книги. И мы это еще постараемся показать.
Но пока вернемся к "Обыкновенному фашизму", который заканчивается такой кокетливо безобидной авторской завитушкой: “Р.S. Всем заинтересовавшимся национальностью автора статьи сообщаю, что являюсь славянкой в десятом колене, и поиски еврейских корней лишь отнимут ваше время и не принесут желаемых результатов". О том, как "славянка в десятом колене" уважает своих соплеменников, думаю, вы поняли из "Обыкновенного фашизма". Но, к счастью, эти соплеменники — не такие наивные дураки и знают, что в той же синагоге бывают не только евреи, но и шабес-гои, задача которых убирать после службы плевки и прочую грязь.
АТАКА НА ПРАВОСЛАВИЕ
И еще один момент, на который особый акцент в этой статье делала "славянка". Касался он роли в издании этой книги православной церкви. Журналистка так и писала: "Остается неясной позиция церкви, выступившей инициатором этого издания". О том, что церковь к этому изданию не имела никакого отношения, что это был "чисто коммерческий проект", во всех своих интервью говорил издатель книги Владимир Чертович. Но "славянка" продолжала давить на Церковь. "До сих пор не последовало никакой реакции со стороны митрополита Филарета, который весной 1997 года приезжал на "Яму" (памятник на месте минского гетто. — Е.Р.) и говорил проникновенные слова в память о невинно убиенных там евреях".
В дальнейшем будет сделан акцент именно на том, что вина за издание этой книги лежит на Православной церкви. А пока как из рога изобилия сыпались обличительные статьи. Они появились не только в белорусских, в том числе и государственных газетах, но и в "Комсомолке", "Известиях", "Общей газете". Многие из них, например, известинскую "Антисемитизм на экспорт. Новинка на белорусском книжном рынке", можно запросто отнести к скрытой рекламе книги. В других, как, например "Xаим + Иван = ?", автор ее Владимир Васильев, тоже, видно, "славянин в десятом колене", задавался сакраментальным вопросом: "Так есть ли в Беларуси еврейская проблема?" И тут же сообщал, что "писать у нас о еврейском вопросе и взаимоотношениях евреев со славянами — дело рискованное и неблагодарное. Напишешь хорошо о евреях — обидятся славяне, похвалишь славян — обидятся евреи, а если постараешься быть объективным, то рискуешь сильно испортить отношения как с теми, так и с другими". Но несмотря на эти опасения, собрав все свое „мужество", Васильев берет в руки книгу "Война по законам подлости" и разряжается названной мною полосной статьей "Xаим + ..." В ней он дает слово доценту института им. Шагала Евгению Рабиновичу, который справедливо замечает: "У нас в республике сейчас даже нет ни одной газеты, которую можно было бы назвать антисемитской.. Была "Славянская газета", но ее Госкомитет по печати лишил регистрации, и она была закрыта. Возможно, ЗАО "Православная инициатива" — тоже будет каким-то образом закрыта за издание этой книги". Вот так запросто некоторые "доценты" выдают свои сокровенные мысли.
Что же такое ЗАО "Православная инициатива" и почему ее надо "каким-то образом" закрыть? Созданное в 1995 году это уникальное для Беларуси акционерное общество имеет в своей деятельности несколько направлений. Первое из них — производство: выпуск икон, церковной атрибутики, утвари, в том числе пошив одеяний для священнослужителей. Второе — издательская деятельность. "Православной инициативой" выпущен ряд религиозных книг, в том числе "Детский молитвослов", "Душеспасительные беседы" и т. д. Но костью для всех врагов православия стал прекрасно изданный массовым тиражом "Закон Божий" и возникшее после этого в республике движение за изучение его в средней школе. На сегодняшний день ЗАО "Православная инициатива" и все, чем оно занимается, в том числе и оказание благотворительной помощи, восстановление и строительство православных храмов, снискало широкий авторитет и признательность у населения республики. И вдруг издание этой книги... Но почему вдруг? Послушаем генерального директора "инициативы", известного бизнесмена и общественного деятеля Владимира Чертовича, тем более ему также дается слово в статье "Xаим + ..." В ней Чертович сообщает, что “в издательстве не работают священнослужители, а выпуск книги "Война по законам подлости" — это была инициатива чисто наша, православных мирян. Так что утверждения, что это дело рук церкви, есть не более чем происки врагов наших, которые хотят подставить церковь. Я повторяю, эта книга издана не по велению церкви или каких-либо государственных органов. Это дело чисто православных мирян”.
Но у славянина в пятом или даже десятом колене, видно, полного доверия к признаниям бизнесмена нет, и потому он, как это сейчас модно, делает собственное наблюдение-расследование. Повстречав у входа в некий книжный магазин некоего “священника из Брестской области с десятком экземпляров" книги "Война по законам подлости", который "оказалось, везет эти книги своим верующим", он его прямо так в лоб и спрашивает.
— Не боитесь ли вы, что пропаганда книги может привести к антисемитским выступлениям, погромам?
— Никаких погромов от человека православного быть не может. Просто люди должны знать правду о том, что творится в мире, а в этой книге как раз вся правда и написана. А антисемитизма у нас в республике нет. Во всяком случае, на уровне церкви его быть не может — нет почвы".
Но такой ответ “священника из Брестской области” явно не устраивал “славянина в десятом или двадцатом колене”, потому его вопрос к издателю книги Владимиру Чертовичу был более конкретным:
— Вы не пытались попросить благословения для своей книги у епархии?
-— Думаю, если бы я попробовал попросить благословения у Владыки, то он бы мне дал отказ. Поэтому Владыка Митрополит узнал об этой книге, когда я ему принес ее уже в готовом виде. И конечно, мне от него досталось. Он был очень рассержен тем, что я ввязался в это дело. Но я считаю, что поступил как честный славянин и православный, — сказал Чертович и продолжил. — Когда недавно БНФ собрал свой митинг, мы ходили по заводам и предлагали всем эту книгу, чтобы побольше людей прочли ее. Мы уверены, что тот, кто прочтет эту книгу, вряд ли пошел бы на эти бэнээфовские митинги. Посмотрите, кто за ними стоит? Кто их направляет и дергает за веревочки?
— Сионисты?
— Я уверен на сто процентов! — отвечал издатель. — Люди, свои, коренные, не будут грабить свою Родину. Понимаете, они будут бороться до конца, они будут любить свою Родину. А вот если они в сердце держат свою далекую, иную родину, то они будут грабить то государство, в котором находятся.
КТО ПЫТАЕТСЯ ВБИТЬ КЛИН
Первый вице-президент СБЕОО Владимир Черницкий, слова которого также приведены в статье "Xаим + Иван=?", убежден, что "авторы книги пытаются вбить клин между властью и евреями. В 1999 году Александр Лукашенко, выступая в мемориале "Яма", заявил, что пока он президент, не допустит того, чтобы евреи на белорусской земле чувствовали себя изгоями. Мы в это верим... Сейчас не те времена. Подтверждением тому может служить Международная конференция "Еврейская цивилизация Восточной и Центральной Европы", которая 24-26 января проходила в Минске".
Но, видно, эту цивилизацию что-то в "Восточной и Центральной Европе" не устроило, потому что буквально через пару недель в той же "БДГ" появляется статья корреспондента в Варшаве Семена Букчина под названием "Кадиш над Биркенау. История одного из ужаснейших преступлений гитлеризма". Рассказывая о мероприятиях, посвященных 55-летию освобождения Освенцима, Букчин в своей статье приводит некий "голос еврейской стороны", в котором среди прочего звучат и такие слова: "Нет, не случайно немцы построили самый большой лагерь смерти в Польше. Они рассчитывали на врожденный польский антисемитизм. И не обманулись — поляки ничего не сделали, чтобы помочь евреям, спасти их. Они молчаливо наблюдали за творящейся на их глазах трагедией".
Не знаю, как отнеслись к этим словам о "врожденном польском антисемитизме" в самой Варшаве, но возмущению поляков, живущих в Беларуси, не было предела. Их мысли выразил Тадеуш Малевич из Гродно, которые вынуждена была напечатать та же "БДГ". Напомнив, что в "междувоенной Польше проживало евреев больше, чем где бы то ни было в Европе", он задавал бравому обличителю Семену несколько конкретных вопросов:
— Кто, как не поляки, передали на Запад информацию о немецком геноциде против евреев в Польше? На тот самый Запад, который эту информацию замолчал, а "еврейской стороне" (еврейской верхушке на Западе) на судьбу своих, вырезаемых немцами собратьев, было начхать.
— Кто, как не поляки, создал организацию помощи евреям "Zegota" ?
— Кто, как не поляки, помог евреям и боролся с ними плечом к плечу против немцев в восстании в еврейском гетто в Варшаве в 1943 году?
Одновременно встают другие вопросы, писал Тадеуш Малевич, и продолжал:
— Кто, как не евреи, финансировали приход Гитлера к власти в Германии?
— Сколько генералов и фельдмаршалов-евреев было в гитлеровском вермахте? Сколько офицеров-евреев получили высшую награду — Железный крест?
— Как многие евреи отблагодарили поляков в сентябре 1939 года и после, а также после окончания Второй мировой войны, став палачами польского народа? И кто из них в этом покаялся?
Не потому ли они так спешно покинули Польшу в 1968 году, а теперь оплевывают и обмазывают поляков?
... Может, пора перейти от обсуждения обвинений поляков в антисемитизме к обсуждению еврейского антиполонизма? Не является ли частью этого антиполонизма и статья Букчина," — заканчивал свой материал Тадеуш Малевич. На эти и другие вопросы гражданина Беларуси поляка по национальности Малевича можно запросто найти ответы в книге "Война по законам подлости". Это-то, видно, и вызвало такой гнев тех, кто хочет свести роль евреев в той же Второй мировой войне только к Xолокосту. Все вокруг в ней виноваты, только не они.
Не случайно где-то в начале 90-х годов в одной из белорусских газет появляется статья под многозначительным названием "Так начинался Xолокост". Начиналась она (статья, а не Xолокост) весьма показательно: "Конечно, главный виновник Xолокоста — немецкий режим и его фюрер Адольф Гитлер. Но... косвенным образом этому способствовало и тогдашнее советское руководство во главе с Иосифом Сталиным". Вот так, по-простому, писал вместе со своим напарником профессор Белорусского педагогического университета Эмануил Иоффе. "Косвенно" обвинялся в преступлении тот, под чьим руководством была спасена от фашистской чумы не только многонациональная Европа, но фактически все мировое еврейство. А поляки еще ждут благодарности за то, что, рискуя жизнью, спасли "всего" несколько тысяч евреев!
Но читаем дальше. Там приводится документ: "В период с 1939 по июль 1941 года на территорию Советского Союза прибыло бывших польских граждан 494310 человек. Из этого числа в тот же период убыло: передано немцам бывших военнопленных — 42492 чел." Это тех, что родились в западных районах, оккупированных немцами. Казалось бы, при чем здесь евреи? А вот при чем. "После заключения договора 23 августа 1939 года Сталин передал Гитлеру (читай — гестапо) сотни антифашистов-немцев и евреев на верную гибель". Да, был такой факт в истории. Но, думаю, там не разбирались: немец ты, еврей или поляк боролся с режимом, с которым Сталин на тот момент счел целесообразным нормализовать отношения, отправляйся в свою страну. Пусть на месте с тобой разбираются.
Читаем дальше: "Начиная с 10 февраля 1940 года и кончая 19-20 июня 1941 года органами НКВД были проведены четыре депортации жителей Западной Беларуси в отдаленные районы СССР. В число депортированных попали тысячи беженцев-евреев.
Но самая большая вина советского правительства и лично Сталина перед евреями Белоруссии, Украины, России, Прибалтики состояла в том, что они замалчивали факты геноцида еврейского населения на территории Польши, захваченной нацистами, о начале Xолокоста на польской земле. Если бы об этом сообщалось в средствах массовой информации СССР, то были бы спасены сотни тысяч жизней советских евреев. Евреи могли бы бежать и спастись, но остались на месте и погибли". Вот так, ни больше ни меньше. Плохо, что "тысячи беженцев-евреев" были вывезены перед войной в "отдаленные районы СССР". Но "самая большая вина советского правительства и лично Сталина", что они не сообщали в СМИ о происходящем на территории Польши (?), и потому евреи не могли заранее "бежать и спастись". Но насколько мне известно, все граждане СССР, в том числе и еврейской национальности, должны были сражаться с напавшим на их родину врагом, а "не бежать и спасаться".
Кстати, о "замалчивании". У цивилизованной Британии, как и ряда других европейских стран, руки не связывал договор "о ненападении". Более того, они находились как бы даже в состоянии войны с Германией. Но вот не так давно газета "Вашингтон пост" опубликовала пространный репортаж своих корреспондентов из Национального архива. На всех полутора миллионах страниц рассекреченных материалов британской разведки, касающихся преступлений нацизма, имеется надпись: "Совершенно секретно. Содержать под закрытыми замками". Как выяснилось, факты геноцида против советских людей, в том числе и против евреев, на Западе тщательно скрывались. Более того, они всякий раз "с официальным недоверием" встречали сообщения советской правительственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов. И только материальные свидетельства, ставшие неопровержимыми после того, как советские войска освободили узников из Треблинки, Освенцима и других "фабрик смерти", заставили тех же англичан переменить свою позицию.
Об этом доктор исторических наук Иоффе не пишет. Ему хоть "косвенно" важно обвинить советское правительство, Сталина... Кстати, в сообщении о рассекречивании есть и такие строки, поучительные для профессора, утверждающего, что Xолокост начался в сентябре 1939 года на польской земле: "Системное массовое уничтожение по принципу крови стало государственной политикой Германии только после нападения на Советский Союз". И днем его, предполагается, было утро 18 июля 1941 года, когда в белорусском местечке Слоним состоялась массовая казнь, позволившая немецкому генералу Бах-Залевски сообщить в Берлин: "1153 еврейских грабителя были расстреляны".
Таковы факты. Но тех, кто использует любой повод для того, чтобы обвинить не только Сталина, но и целые народы, — тех же поляков, исказить историю, разжечь межнациональную рознь и еще раз всему миру заявить о своем праве судить и рядить всё и всех по своему закону и пониманию, никакие другие аргументы, кроме собственных, не интересуют. А ведь истории раздутой до вселенских масштабов книги "Война по законам подлости" предшествовала не менее, а даже более масштабная история с серией картин "Цифры на сердце" великого советского художника Михаила Савицкого.
КАК ВЫРЫВАЮТ "ЦИФРЫ ИЗ СЕРДЦА"
Будущий академик, народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий не входил в число тех "малых национальностей", которых, согласно секретному приказу Верховного главнокомандующего Красной Армии, "антисемита" Иосифа Сталина, вывезли из Крыма на Большую землю. Савицкий был белорус, и потому вместе с украинцами и русскими в составе Приморской армии до конца оборонял Севастополь.
Утром 5 июля 1942 года на мысе у Xерсонского маяка гитлеровцы взяли его в плен. Потом были пересыльные лагеря, где военнопленные умирали, как мухи, страшнейший лагерь Дора, где он работал на строительстве штолен, затем Бухенвальд и, наконец, Дахау, где "отработанный материал" Савицкий, вместе с тысячами других заключенных, подлежал безусловному уничтожению. Но немцы не успели это сделать.
В 1979 году Михаил Савицкий, будучи уже известным художником, заканчивает серию из 13 работ под общим названием "Цифры на сердце". Через несколько лет он допишет к ней еще 3 работы. Но уже тогда эти огромные живописные полотна станут настоящим и, пожалуй, самым сильным эмоциональным потрясением для пережившего войну человечества. В этих картинах были не только невиданная доселе художественная сила и мастерство, но и правда — правда свидетеля, обладающего уникальной памятью прошедшего все круги ада Второй мировой войны.
Но, как вскоре выяснилось, не всем эти творения художника понравились. Более того, они вызвали нескрываемую ненависть, злобу к их создателю. Но предоставим слово самому Михаилу Андреевичу.
"Среди 13 работ, которые я представил на выставке во Дворце искусств в Минске в 1980 году, была одна, названная "Летний театр". Так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв. Кстати, изъятие ценностей, золота у вновь поступающих в лагерь величалось "Канада". Канада, Аляска, видимо, ассоциировались у них с золотыми россыпями.
Вернемся к "Летнему театру". На картине по обе стороны бульдозера, который сгребает в яму для сжигания тела убитых и замученных, я написал две черные фигуры. С одной стороны, это эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал. По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключенного. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным.
Против меня начался настоящий террор. Незнакомые люди неоднократно звонили домой: ночью, рано утром. Звонили с угрозами: "Ты теперь не жилец, мы тебя убьем, а работы уничтожим". И эти угрозы имели под собой основание. Потом мы с сыном обнаружили, что из тринадцати работ по крайней мере восемь были повреждены ударами рукой, кулаками. Но смелости не хватило облить их бензином, кислотой или пырнуть ножом. Кто это делал, как?..
А пока в ЦК КПСС, лично Брежневу, в разного рода общественные организации со всех концов Советского Союза от Одессы до Биробиджана летели гневные письма, телеграммы. Послал свою жалобу тогда и один белорусский художник, ныне проживающий то ли во Франции, то ли в Израиле. Не оставлена была без внимания и "мировая общественность". Писали в ООН, ЮНЕСКО, в "Нью-Йорк таймс". Без устали вещали об "антисемитской" работе "Свобода", "Голос Америки", не считая других подголосков. Со многими письмами, даже на имя Брежнева, с переводами статей меня пытались знакомить. Я расписывался, что "ознакомился", брезгуя их читать. Потому что глубоко убежден: ни в одной моей картине не было и капли лжи. Но я коснулся темы, на которую было наложено жесткое табу, — преступление сионизма против человечества, и прежде всего против своих же соплеменников.
Серию этих картин, под благовидным предлогом персональной выставки художника Савицкого, а как мне потом стало известно, по предложению Юрия Андропова, затребовали в Москву. Выставка была на Крымском валу, к ней добавили несколько моих работ с Третьяковки, но закрыли ее раньше срока. Скандал не стихал. В конце концов в мастерскую приехал Петр Машеров и сказал: "Я, вообще-то, понимаю, почему весь этот сыр-бор. Настоящая правда многим не нравится. Но у меня к тебе все-таки личная просьба — убери ты эту звезду. Так надо".
Я уважал Петра Мироновича, потому, немного поколебавшись, согласился, сказав, что выполню его просьбу. Но поставлю другой знак, знак раввина. Он сказал: ставь что хочешь, только убери звезду Давида! И я поставил вместо нее — сиреневый треугольник и желтую полоску. С такими знаками были в Бухенвальде. Не много, но были. Я видел. Евреи знают, что это за знак, но шума не подняли.
Кстати, в серии "Цифры на сердце" была и еще одна работа под названием "Отбор". Там в группе обнаженных девушек разных национальностей, которых фашисты отобрали для уничтожения, можно узнать польку, венгерку, русскую, хорошо узнаваема и еврейка. Я подходил объективно — в ряду других европейских народов страдали, гибли и евреи. Но не меньшие муки пережили и другие. Теперь, по прошествии времени, я хорошо понимаю, почему был раздут этот вселенский скандал. Я был один из немногих художников-свидетелей того, что в действительности происходило в фашистских концлагерях. Подлинных свидетелей. А это не вписывалось в концепцию Xолокоста".
Окончание следует
1.0x