Авторский блог Александр Дугин 03:00 21 февраля 2000

ПОЛЕ БОЯ — ВЫСШАЯ ШКОЛА

Author: Александр Дугин
ПОЛЕ БОЯ — ВЫСШАЯ ШКОЛА
8(325)
Date: 22-02-2000
1. Два пространства одной войны
В нашем обществе, помимо очевидной политической борьбы, идет иная война — мировоззренческая. Иногда сферы пересекаются, но соотношение между мировоззренческими полюсами и политическими организациями постоянно варьируются.
Геополитический подход к политическому анализу российской ситуации позволяет объективно и беспристрастно выделить два мировоззренческих предела. На одной стороне баррикад — евразийцы (это приблизительно то же, что "патриоты"), на другом — атлантисты (это приблизительно то же самое, что "западники" и "русофобы").
Именно эта дуальность и предопределяет динамику глубинных процессов в современном российском обществе.
Евразийский мировоззренческий полюс является естественной позицией для большинства традиционных политических систем "патриотической оппозиции" (в первую очередь для наиболее успешной и состоятельной среди них — КПРФ). Но не только. Существует и "правая" составляющая евразийства, к которой инерциально тяготеют силовики, значительная часть чиновничества, множество "государственных людей", психологически не способных к политической оппозиции к власти. Евразийское поле в России намного превосходит электорат "профессиональных патриотов". Сегодня огромная часть этого евразийского пласта поддерживает "Единство" и отчасти "Отечество". "Феномен Путина" был бы невозможен, не сделай он ставку именно на этот заведомо мажоритарный, преимущественный в России мировоззренческий сектор.
На противоположном полюсе — атлантисты. Не просто "либералы", "демократы" или "западники". Напомню, что исторически многие российские западники (в частности, А.Герцен) были убежденными русскими националистами и патриотами, считая при этом, что для успешной конкуренции с враждебным романо-германским миром Россия должна позаимствовать оттуда социальные и промышленные технологии. Это направление дало позднее русских эсеров, т.е. национал-революционное крыло Революции. Важнейшее отличие нынешних атлантистов от российских западников XIX века состоит именно в том, что они открыто ненавидят свою Родину и руководствуются поручениями геополитически враждебных России держав. Тогда как дореволюционные западники (кроме таких исключительных случаев, как Печерин или обиженные нацменьшинства) Россию любили и желали ей только процветания и добра, а ее врагов и конкурентов ненавидели. Классическая позиция группы Гайдара-Чубайса, способствующая введению в стране "внешнего управления" — это именно атлантизм, работа на интересы иного государства, иной цивилизации.
В отличие от недалекого Ельцина, российские атлантисты имели ясное представление о своих целях и опирались на структуру американских советников, которые, по свидетельству Руслана Хасбулатова, в 1991-1992 годах и являлись фактически центром принятия решений в Российском Правительстве.
Позже эти группы политически отодвинулись на второй план. В настоящее время политическими структурами, последовательно выражающими атлантистские интересы, являются СПС (Кириенко, Хакамада, Немцов) и "Яблоко" (Явлинский, Лукин, Мень).
Но помимо этой явной политической составляющей атлантизма, в российском обществе существует группа аналитических и интеллектуальных центров, связанных идейно и структурно с атлантистскими системами. И представители их имеют влияние на иные политические силы: на Лужкова (Савостьянов, Кургинян), на Примакова (Караганов), на самого Путина (как через Чубайса, так и через гайдаровских аналитиков — Мау, Греф и т.д.)
Если рамки мировоззренческой войны, развертывающейся в нашем обществе (в последнее время в пользу евразийской позиции), фиксированы, то на конкретной политике это отражается подчас причудливым образом. Так, евразийская общность "Единства" и КПРФ (совершенно естественная с позиции наличия у них общего геополитического знаменателя) многих политологов поставила в тупик. Сегодняшнее думское меньшинство политически сгруппировалось вокруг атлантистского полюса, и тот факт, что "Отечество" попало в эту нишу (несмотря на "патриотические заявления" Лужкова и "поворот над Атлантикой" Примакова) доказывает, какое серьезное влияние имеет на ОВР атлантистские аналитики.
Еще пример: бывший исполнительный секретарь СНГ Б.Березовский выполнял на этом посту отчетливо антиевразийскую миссию, лоббируя интересы блока ГУАМ, ориентированного против Москвы, на Запад и НАТО. Ему противодействовал интеграционист Примаков, тогдашний премьер. Березовский осуществлял атлантистский сценарий, Примаков — евразийский. В начале работы Государственной Думы третьего созыва геополитические и политические роли перевернулись на 180 градусов: Примаков занял пораженческую позицию по Чечне вместе с откровенными и устойчивыми атлантистами Явлинским и Гайдаром, а Березовский способствовал сближению "Единства" с КПРФ, и сам, по его признанию, голосовал за убежденного евразийца Селезнева.
2. Атлантистская парадигма в образовании
Мировоззренческая война евразийцев и атлантистов особенно очевидна в вопросе образования.
Вся система высшего образования в России поляризована именно этими двумя лагерями. Еще раз подчеркну, что евразийский полюс далеко не тождественен тем, кто разделяет политические позиции КПРФ, причисляет себя к "патриотической оппозиции". Критерий здесь не партийный и не политический, но мировоззренческий и геополитический.
В области образования очень сильны мировоззренческие тенденции, заложенные эпохой "внешнего управления", открытого атлантизма (Гайдар-Козырев). За годы пребывания на вершинах власти атлантисты сумели внедрить в общество основы подрывной для страны образовательной парадигмы. И если основной акцент был сделан "реформаторами" на захват собственности и контроль над СМИ, они, вместе с тем, прекрасно понимали, что сектор образования станет решающим в судьбах страны уже завтра.
Система образования закладывает структуру будущего общества. Именно от нее зависит: дойдет ли уничтожения России до своего печального логического конца (к чему ведут атлантисты, и что описано в книге Бжезинского "Великая шахматная доска"), или на каком-то уровне наше отступление достигнет кризисной черты, и великий народ сможет достойно выйти из страшной исторической катастрофы.
В вопросе образования мы имеем дело с более далекой перспективой, нежели конкретная политика. Силы, которые сосредоточены на этой сфере, оперируют с самыми могущественными рычагами воздействия на историческую реальность. Контроль над сознанием будущего поколения, его формирование, его систематизация даст свой результат даже в том случае, если в области конкретной политики будут временные провалы.
Прохождение в Думу СПС, поддержка атлантистов молодежным электоратом — это зловещий пример того, насколько действенной является стратегия обращения к молодежи. И в первую очередь через систему высшего и профессионального образования. В эту сферу российские атлантисты инвестируют огромные средства и усилия с самого начала "реформ".
Естественно, даже весьма пассионарное русофобское меньшинство атлантистов не смогло бы ничего изменить в этой сфере, если бы не помощь с Запада. И здесь наш геополитический противник оказался предельно бдителен и активен. Инвестиции государственных и частных фондов США в российское образование огромны.
Помимо вербовки мозгов для обеспечения дальнейшего научно-технического процветания США (местное население которых принципиально не способно к интеллектуальной деятельности — не секрет, что абсолютное большинство "мыслящего класса" США — выходцы из Азии, Европы, России, стран Третьего мира), вмешательство в процесс высшего и профессионального образования в России и их щедрое финансирование позволяют атлантистам управлять моделями российского будущего, формируя в России "образованный класс", который будет в решающий момент действовать в ключе, наиболее благоприятном для реализации геополитических стратегий Запада.
Именно гигантской финансовой и структурной поддержке Запада местные "реформаторы" обязаны успехами своей стратегии в отношении образования.
Более 50% учебной литературы в России издается за счет средств западных спонсоров. А в отдельных, ключевых гуманитарных областях (политология, социология, философия политики, журналистика, история, культурология, философия и т.д.) этот процент резко возрастает (доходя до 90%).
Конечно, финансовая поддержка в таких масштабах не может полностью контролировать "контент" образовательной литературы. И среди общей массы спонсированных Западом учебников нет-нет, да и проскальзывают адекватные и вполне евразийские пособия. Но это вопрос совести авторов — ученых, отказывающихся продавать за гранты душу и национальное достоинство. Однако негласные правила, очевидные всем работникам сферы образования, гласят, что вся эта помощь направлена на то, чтобы Россия и новые поколения осваивали "ценности западной цивилизации", высокомерно и необоснованно называемой "золотым миллиардом" — "цивилизованным миром".
Особенно активен в этой области печально известный Фонд Сороса, который открыто ставит своей конечной целью "изменение сознания будущего поколения россиян через образовательный процесс". В каком направлении осуществляется это "изменение сознания"? Через тоталитарное внедрение нормативов "открытого общества" — экстремистской либеральной утопии, представляющей собой полную противоположность всей культурной, политической и социальной истории России на самых разных этапах ее существования. С точки зрения "открытого общества", Россия является "тяжелой аномалией", ее традиции и население нуждаются в радикальном "лечении" от "заразы тоталитаризма" и т.д. Национальная идея России рассматривается как "патология" и т.д.
В целом совместная деятельность российских атлантистов и западных фондов в конечном итоге приводит к деградации национального самосознания, к западноцентричному мышлению, к психологическому расщеплению (когда молодой ученый приучается стыдиться своей русскости, воспринимать ее как физический недостаток), и в конечном итоге, к радикальному подрыву национальной безопасности Государства.
Внедрение атлантистской парадигмы заставляет воспринимать как норму те условия и системы, которые доминируют на современном Западе, а все отклоняющееся от них, приравнивается к "атавизму", "пережиткам", "неразвитости" и "нецивилизованности".
3. Стихийное евразийское сопротивление в высшей школе
В невидимой войне учебников есть и второй полюс. В начале реформ он был представлен исключительно профессорами старой советской закалки, отказывавшимися подстраиваться под "реформаторские" указы. Это была арьергардная борьба, которую вели в основном люди пожилые, сохраняющие верность принципам советского образования.
Как ни странно, эта прослойка оказалась крайне узкой и в чистом виде исчезла еще быстрее, чем политические институты советизма. Более устойчивые патриотические тенденции в области образования под давлением атлантизма стали формироваться как естестственный альянс между советскими консерваторами (стремительно теряющими позиции) и теми учеными и преподавателями, которые совершенно справедливо распознали в реформах угрозу национальному бытию России. Патриотическая национальная идея стала постепенно крепнуть и развиваться в этих научных преподавательских кругах.
К этому же полюсу стали тянуться и мировоззренчески нейтральные люди из сферы образования, с негодованием воспринявшие резкое падение своего социального статуса, материального положения и т.д.
Мировоззренческая группа "стихийных евразийцев" из преподавателей и профессуры последнее десятилетие вела сложнейшую позиционную борьбу за сохранение своих позиций в сфере образования, по крупицам пыталась изыскивать средства для издания альтернативной (по меньшей мере не радикально атлантистской) учебной литературы, билась за новые поколения специалистов и ученых.
Борьба велась разрозненно, в тяжелых условиях политического давления сверху, при отсутствии материальных средств, без координационного центра, на свой страх и риск.
Здесь необходимо учитывать еще один фактор. Атлантистский полюс прекрасно осознавал ту мировоззренческую парадигму, которую требовалось внедрить в сознание будущему поколению российского "интеллектуального класса". Если местные "западники" действовали из инстинкта чистой русофобии и ненависти, то недостающие компоненты подлинной мировоззренческой системы легко заимствовались (подчас навязывались) с Запада.
Таким образом, для атлантистской сети в сфере образования была ясна общая модель, отправляясь от которой легко формулировались прикладные аспекты. Поняв в общих чертах модель, на которой основано современное либерал-демократическое мировоззрение, доминирующее на Западе, атлантистское лобби в науке без труда спроецировало эти принципы на конкретные дисциплины: экономику, социологию, политологию, геополитику, культурологию, историю, философию, психологию и т.д.
Индивидуализм, "гражданское общество", "свобода торговли", отсутствие "коллективного целеполагания", "ограничение всех типов власти", "диссипация принципа суверенности по атомарным ансамблям", "правовое государство", "деонтологизация Политического" и т.д. — таковы базовые формулы "открытого общества", которое легко применить к каждой конкретной дисциплине, составить курс, методическое пособие и даже учебник. Тем более, если движение в этом направлении поощряется реформаторской властью, соответствует общим тенденциям масс-медиа и финансово поощряется западными фондами. Модель поведения атлантистов предельно ясна. Они были поставлены в привилегированные условия. Атлантизм в сфере образования последние 10 лет был в России вполне сознательным явлением. Помимо патентованных центров такого подхода к образованию ("Институт экономики переходного периода" Е.Гайдара, РГГУ Ю.Афансьева, МГИМО и т.д.), почти во всех центральных и региональных высших учебных заведениях существуют скоординированные центры, последовательно проводящую атлантистскую стратегию, распределяющие гранты и субсидии, заведующие обменом учеными и обучением заграницей, контролирующие выпуск и стандарты учебной литературы, манипулирующие кадровыми назначениями в рамках своих факультетов, кафедр и т.д.
Евразийская часть преподавателей, несмотря на численный перевес, с самого начала оказалась в проигрышном положении. Общей евразийской стратегической парадигмы не было сформулировано (да и не могло быть сформулировано до поры до времени). Властные и политические инстанции (даже стихийно патриотические) на эту область внимания не обращали. Источников "внешнего финансирования" не было никаких.
При этом внутренне существовал огромный разброс мнений и позиций, сплошь и рядом между собой сталкивались экстравагантные фантастические теории, к которым вместе с патриотизмом и стихийным евразийством была примешана огромная доля либо откровенного бреда (таковы теории "новой хронологии" А.Фоменко, "мертвой воды" и т.д.), либо случайных индивидуалистических элементов.
Показательно при этом, что собственно марксизм-ленинизм в этом ансамбле евразийских позиций с самого начала играл очень несущественную роль, а в последнее время вообще сошел на нет. И уж ни в коем случае он не может претендовать на некий аналог атлантистского подхода, которым могли бы руководствоваться представители евразийского полюса в области образования.
Протест евразийского сектора в образовании был во многом стихийным, спонтанным и интуитивным, основанным скорее на отрицании атлантистской модели, нежели на ясном осознании и утверждении собственной системы ориентаций — евразийской парадигмы.
Однако, несмотря на определенные издержки, участники евразийского сопротивления в области образования (все, кто противодействовали откровенным подрывным проектам "атлантистов-реформаторов" в этой сфере) заслуживают самых теплых слов.
4. Императив структурализации
Сегодня реальная диспозиция мировоззренческих лагерей в российском обществе предельно ясна. Нет больше никаких сомнений относительно реальной цели "реформаторов". Им нужны были не "свободы", не "демократия", не "рынок", не "права человека" (всем этим они неоднократно и легко жертвовали ради укрепления своей власти), но подчинение России воле Запада, проведение в жизнь американских планов по предельному ослаблению и последующей ликвидации своего главного геополитического противника — России-Евразии. Если эта истина до сих пор кому-то непонятна, такого человека искренне жаль.
Политически атлантистские силы сейчас несколько маргинализированы. Но их тлетворное влияние на общество по-прежнему колоссально. Особенно опасны подконтрольные атлантистам СМИ и финансовые институты, а также некоторые монополии. Тот факт, например, что РАО ЕЭС России возглавляет член Бильдербергского клуба (международной организации, ставящей своей целью установление на планете "нового мирового порядка" и подавление всякого сопротивления этой неоколонизаторской авантюре), является вопиющей аномалией. Равно как и тот факт, что контроль над крупнейшим медиа-холдингом (НТВ) практически единолично сосредоточен в руках Владимира Гусинского, структурно подчиняющегося (по линии РЕК— ВЕК) видной фигуре того же Бильдерберга — Эдгару Бронфману, активному и влиятельному атлантисту. Все это — ужасное наследие эпохи "внешнего управления" Россией, периода "раннего ельцинизма". Значительно представлены атлантисты и в Думе, хотя в евразийской стране, озабоченной своей национальной безопасностью, это "меньшинство" должно было бы пребывать в несколько иных местах.
Но опаснее всего продолжение войны атлантистов в сфере образования.
И здесь приходит время предпринять действенные шаги. Время требует от нас:
— привлечь внимание к сфере образования (причем к проблеме качества и ориентации образования) правительственных, президентских и стратегических структур; о патриотизме в этой области не раз говорил В.В.Путин, однако, если критерии "патриотизма" будут снова определять записные "агенты влияния" атлантизма, такой "патриотизм" будет не просто поддельным, но подрывным (возможность сформулировать "патриотизм для России", исходя из той же самой атлантистской парадигмы, имеется, и сейчас активно разрабатывается в некоторых аналитических центрах Пентагона);
— выработать усилиями квалифицированных ученых окончательные формы евразийской парадигмы, столь же универсальной, понятной, емкой, всеобъемлющей, как парадигма атлантизма;
— создать координационный центр стратегии национального образования, который помогал бы евразийским патриотическим секторам высшей школы обмениваться информацией, солидаризовать усилия, проводить концентрированную учебную политику по внедрению евразийского мировоззрения;
— организовать специальный центр взаимодействия научных кругов, правительственных и силовых ведомств, а также представителей финансовых структур, призванный определить общие приоритеты в области государственной политики в сфере образования с учетом национальных интересов и национальной безопасности России и для решения первоочередных технических задач в этой области.
Одним словом, приходит время нашему патриотическому лагерю придать всей деятельности в области образования осознанный, структурированный и скоординированный характер.
Шаги новой власти в этом направлении станут индикатором серьезности ее намерений по возрождению нашей страны.
Начинать надо с будущего.
1.0x