Авторский блог Сергей Глазьев 03:00 21 февраля 2000

“ЭКОНОМИКА — ПОЛЕ БОЯ”

Author: Сергей Глазьев:
“ЭКОНОМИКА — ПОЛЕ БОЯ” (Председатель Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Сергей ГЛАЗЬЕВ отвечает на вопросы Николая АНИСИНА)
8(325)
Date: 22-02-2000
Николая АНИСИН. Второе ваше пришествие в Госдуму состоялось через шесть лет после первого. Тогда вы стали председателем комитета по экономической политике, и теперь вам предложена та же роль. Но экономист Глазьев в конце 93-го и он же в начале 2000 года — это один и тот же человек? Отказались ли вы от каких-то своих прежних взглядов? Изменились ли ваши подходы к решению тех или иных проблем?
Сергей ГЛАЗЬЕВ. Я своих принципов и убеждений не меняю. И шесть лет назад, и сегодня я исхожу из того, что люди, работающие в органах государственной власти, должны служить народу, то есть делать максимум возможного для общего блага, строго следовать национальным интересам и соблюдать Закон.
К сожалению, в эти годы высшая государственная власть была поставлена на обслуживание интересов правящей олигархии. Никто из высших должностных лиц государства не нес сколько-нибудь серьезной ответственности ни за должное выполнение своих функций, ни даже за исполнение законодательства. Расставляемые через президентское окружение кадры обслуживали интересы протолкнувших их коммерческих структур, связанных с олигархами, вся сила и благосостояние которых было основано на особых отношениях с "семьей". В этом заключалась причина чудовищной коррумпированности, некомпетентности и безответственности власти, ее неспособности обеспечить экономический рост, соблюдение социальных гарантий, защиту национальных интересов.
В первой Государственной думе мне удалось провести около 30 законов, заложивших правовые основы регулирования внешней торговли, государственных закупок, государственного прогнозирования, контроля над оборотом этилового спирта и алкогольной продукции и др. К сожалению, далеко не все они исполнялись должным образом, но ощутимую пользу обществу, несомненно, принесли. Сегодня приоритеты моей законодательной деятельности, определенные экономической программой народно-патриотических сил "Путем созидания", в основном те же.
Это прежде всего усиление ответственности органов государственной власти за должное выполнение своих функций, повышение эффективности институтов государственного регулирования экономики. В этом направлении нами планируется внесение законопроектов, нацеленных на ликвидацию каналов нелегального вывоза капитала, введение уголовной ответственности должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств и незаконное предоставление налоговых льгот. Подготовлена новая редакция закона о Центральном банке, направленная на кардинальное усиление ответственности этого органа за состояние денежного обращения и макроэкономический климат в стране.
Второе приоритетное направление — установление правовых основ государственного регулирования цен. Сегодня этот вопрос имеет законодательное решение только в отношении контроля над ценами в сфере естественных монополий. И то практика свидетельствует о его низкой эффективности. В ситауции правового вакуума потребители оказываются незащищенными перед произволом монополистов, а предприниматели — перед волюнтаризмом чиновников. В разных регионах применяются разные формы регулирования цен на социально значимые товары, делается это без должного законодательного обеспечения и ответственности. В этой сфере царит хаос, что является одной из причин инфляции, нерациональности и нестабильности ценовых пропорций. Мы готовим законопроект, который четко регламентирует допустимые формы и методы регулирования цен, установит ответственные за это органы государственной власти, определит пределы их полномочий.
Третье направление — стимулирование инвестиционной и инновационной активности, обеспечение необходимых правовых условий для устойчивого экономического роста. В пакете продвигаемых нами законопроектов — законы о разнообразных финансовых институтах (инвестиционные и пенсионные фонды, кредитные союзы, банки развития и др.), о повышении надежности банковской системы (о государственных гарантиях по банковским вкладам и о восстановлении сбережений граждан), о совершенствовании правового режима инвестиционной деятельности.
И, наконец, традиционный и самый главный для нас приоритет — социальная защита, соблюдение социальных гарантий, отстаивание интересов населения и прав трудящихся. В осуществлении этого приоритета мы предлагаем обширный план законодательных инициатив — начиная от дежурных для нас вопросов об индексации зарплат и пенсий до принятия соответствующих народным интересам кодифицирующих актов, как, например, Трудовой кодекс.
Н. А. Под вашим руководством минувшим летом была разработана так называемая экономическая стратегия развития России. Она, по сути, является программой мер по выходу страны из кризиса. Может ли это программа получить поддержку в Госдуме? Что в ней неприемлемо для исполнительной власти и для прокремлевских депутатов?
С. Г. Я думаю, должна получить. Ведь эта программа разрабатывалась как общенародная, соответствующая интересам всего общества, исходя из национальных интересов нашей страны. По сути, это программа экономического роста и подъема народного благосостояния на основе повышения конкурентоспособности отечественной экономики, создания эффективной системы государственного регулирования рыночных отношений в интересах быстрого социально-экономического развития страны. При разработке этой программы мы ориентировались на предложения ведущих ученых Российской Академии наук, рекомендации субъектов Федерации и палат Федерального собрания, предложения трудовых коллективов, отечественных товаропроизводителей и деловых кругов.
Эта программа отражает интересы подавляющего большинства наших граждан. В то же время она, естественно, не вызывает восторга у правящей олигархии и криминальных структур. Ведь экономический рост несовместим с казнокрадством, мошенничеством и безответственностью власть имущих. Поэтому продвижение нашей программы не будет легким. При всей своей малочисленности правящая олигархия контролирует не только федеральные властные структуры, но и средства массовой информации. Имеет не только огромные финансовые возможности, но и представленные в Думе политические организации, защищающие ее интересы. Не сомневаюсь, что наши предложения по введению персональной уголовной ответственности должностных лиц за соблюдение финансовой дисциплины, подготовленная нами новая редакция закона о Центральном банке, наши предложения по регулированию цен вызовут их ожесточенное сопротивление. Ведь предлагаемое нами наведение порядка будет означать прекращение атмосферы хаоса и беззакония, в которой привыкли хозяйничать олигархи.
Н. А. Какие экономические проекты будет пробивать либеральное думское большинство — "Союз правых сил" и "Яблоко"?
С. Г. СПС уже представил свои первоочередные законодательные инициативы. Они включают их редакцию Земельного кодекса, предусматривающую свободу торговли землей, ратификацию договора СНВ-2, отмену института депутатской неприкосновенности. Думаю, читателям газеты понятно, в чьих интересах они проталкивают свободную продажу земли и ратификацию СНВ-2. Что касается депутатской неприкосновенности, то очевидно, что при нынешнем режиме ставленники правящей олигархии надежно защищены своими патронами от правоохранительных органов. Для лидеров же оппозиции снятие депутатской неприкосновенности будет означать возможность любого произвола со стороны властей — заурядное нарушение правил дорожного движения может быть использовано для "посадки" на неопределенный срок.
Н. А. Началась президентская избирательная кампания. Вы депутат беспартийный, но в парламентских выборах участвовали в избирательном объединении КПРФ "За Победу". Будете ли вы работать в команде лидера этого объединении Геннадия Зюганова? И если да, то в каком качестве?
С. Г. Разумеется. Только кандидат от народно-патриотических сил может гарантировать освобождение государственной власти от контроля олигархии, ее очищение от коррупции, обеспечить реальную ответственность органов государственной власти и высших должностных лиц за выполнение своих обязанностей перед обществом. Только он сможет внести необходимые для этого поправки в Конституцию, гарантировать ответственность власти перед народом. Только он сможет гарантировать осуществление реальной программы экономического роста и подъема народного благосостояния, сочетающей принципы социальной справедливости и экономической эффективности.
Я горжусь тем, что меня избрали председателем собрания избирателей, выдвинувших кандидатуру Геннадия Андреевича на пост президента России. Нам не стыдно за своего кандидата, мы твердо знаем, что он не обманет. Вся его биография — это служение России, борьба за наши национальные интересы, отстаивание прав простого человека, работа на благо народа.
Н. А. Есть ли в арсенале Зюганова экономические тезисы — доступные и понятные широкому избирателю? Может ли он сказать и пообещать ему в них то, что не скажет и не пообещает Путин?
С. Г. Конечно, есть. И главные тезисы программы Зюганова как раз из числа тех, которые нынешнее правительство выполнить не в состоянии. Это касается не только такой "неприступной" темы, как преодоление коррупции и казнокрадства, но даже чисто макроэкономических тем. Предлагаемая им система мер экономической политики обеспечит выход на устойчивый экономический рост с темпом около 10 % в год в сравнении с 1,5 % по правительственному прогнозу на этот год. Правительство не может преодолеть хронический бюджетный кризис, так как не рискует вызвать гнев олигархов, присвоивших себе принадлежавшие государству права управления естественными монополиями, недрами, денежным обращением вместе с соответствующими доходами. По той же причине правительство не может обуздать монополистов, открыто злоупотребляющих своим положением путем взинчивания цен и наживающихся на потребителях за счет разорения обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Не в состоянии оно и эффективно бороться с организованной преступностью.
Так что разница есть. И весьма существенная для подавляющего большинства наших граждан.
1.0x