МАШНИНБЭНД: “ДУМАЙ ГОЛОВОЙ, А НЕ ТЕЛЕВИЗОРОМ!”
5(322)
Date: 1-02-2000
Московская альтернативная музыка после непродолжительного бума вымирает стараниями А.Ф.Скляра.
Все с надеждой смотрят на Питер, где появился десяток интересных экстремальных команд.
Наиболее яркая из них — “Машнинбэнд”. Музыканты исповедуют стиль пока еще новый для России hate-кор. Мощный гитарный скрежет, используемый как фон под злые, агрессивные тексты. Оригинальные стихи, наполненные сильными метафорами, — визитная карточка группы.
Вниманию читателей предлагается беседа с лидером группы Андреем МАШНИНЫМ.
— Ты начинал в свое время как акустический музыкант, "человек с гитарой". Как долго продолжался этот период?
А.М. Все это продолжалось с 1987-го по 94-й год. Я работал в знаменитой котельной "Камчатка" вместе с Башлачевым, Цоем и другими музыкантами. Под их влиянием я сам стал писать песни и в 91-м году даже записал акустический альбом. Постепенно мне все это стало меньше нравиться и я забросил петь под гитару. Сейчас мне это все смешно и неинтересно.
— Как случилось так, что ты перестал "скрести гитару" и сделал мощную современную команду?
А.М. Все получилось довольно постепенно. В 94-м году мы сделали проект с Ай-яй-яй-ем (музыкант группы “Tequilajazzz” Евгений Федоров. — А.Д.), результатом которого стал альбом "Тихо в лесу". Песни к нему я сочинил еще под гитару, а потом мы с Ай-яй-яй-ем и другими музыкантами обработали их в электричестве. Когда мы начинали писать этот альбом, я думал, что русский рок у нас — это что-то наиболее прогрессивное. Что касается западной музыки, то я вырос на всяких Led Zeppelin’ax и Deep Purpul'ax. Во время записи Ай-яй-яй стал приносить мне слушать кассеты “Biohazard”, “Ice-T”, разных рэп-коровых и тому подобных групп. Я до этого ничего подобного не слышал, и мне очень понравилось. Оказалось, что есть музыка гораздо злобнее, чем хард-рок, и еще есть “Tequilajazzz”, который у нас уже пытается что-то такое играть. В итоге, хотя альбом "Тихо в лесу" получился достаточно тихим и незлобным, в традициях русского рока, в нем появились и наметки на будущее (песня "Как всегда", например, которая была записана последней). А потом я нашел музыкантов, которые захотели играть со мной, и пошло-поехало...
— На новую музыку стали ложиться старые тексты или пришлось придумывать что-то новое?
А.М. Я наслушался всяких “R.A.T.M.” и “Downset” и понял, что под такую музыку нужны совершенно другие тексты. Я сидел дома, ходил по городу, в голове у меня играла эта злобная музыка, и под нее стали складываться тексты. Шел я ночью по своему спальному району Купчино, по пустырю с грязью, и сложилась у меня в голове песня "Калека". Если музыку хорошо в голове представлять, то под нее тексты сами начинают писаться. А чужих стихов я стараюсь не читать, обычно они на меня не производят впечатления.
— Планируете ли вы как-то разнообразить свой музыкальный ряд, поработать с электронными ритмами?
А.М. У нас сейчас появился хороший клавишник, в следующем альбоме будет больше музыки. Мне не нравится, что пока что у нас слова вылезали на первый план, как это обычно у русских групп и бывает. С другой стороны, у нас есть дурной пример “Tequilajazzz” и других опопсевших групп. Не будет у нас никакого красивого пения, если будут медленные композиции — то тоже агрессивные. Что касается электронных ритмов, то сейчас известная группа “Deadушки” сделала нам ремикс на песню "Рыба" с альбома "Бомба" — качественная работа, мне очень понравилась. Теперь выходит дополнительный тираж нашего компакта с этим ремиксом.
— Есть ли у "Машнинбэнда" желание стать популярным, попасть в чарты МузТВ и MTV?
А.М. Я лично посылал наш клип на песню "Жэлезо" в программу "Адреналин" на MTV, а его все равно не показывают. В дальнейшем я не вижу смысла делать клипы. В принципе группа у нас достаточно популярная, альбомы продаются хорошо. Мне передавали, что в Москве у нас второе место по продажам в рок-магазинах, хотя за "Бомбу" ни я, ни музыканты не получили ни копейки. Вот так у нас функционирует шоу-бизнес.
— Как ты относишься к бешеной популярности групп, играющих брит-поп, — “Мумий Тролля”, Земфиры и прочих?
А.М. Я не разделяю брит-поп и рок — все это разные виды попсы. Рока такого, как был 10 лет назад, не осталось. Остался рок-поп, типа “Чай-Фа”. Все очень хорошо видно по питерской сцене: сегодня на ней Пугачева, завтра — Лагутенко, послезавтра — Шевчук. Все это практически одно и то же.
— Считаешь ли ты "Машнинбэнд" экстремальной группой и есть ли в России симпатичные тебе группы, исполняющие экстремальную музыку?
А.М. Я считаю, что "Машнинбэнд" — это нормальная современная музыка. Из злобных отечественных групп нравятся питерская “Scang” и, конечно, "Гражданская Оборона". А всякие “Zdob si Zdub” и “Куйбул” я считаю формой попсы. И мне кажется, что нехорошо использовать фольклорные мотивы в песнях, как делают “Вопли Видоплясова” и те же “Zdob si Zdub”, это нечестно. Хотя у нашей публики это почему-то всегда вызывает повышенный интерес.
— Твое отношение к Америке?
А.М. Америка — это сильная страна, и на все наши протесты по поводу Югославии они плевали. Мы сейчас бомбим Чечню, пытаемся показать себя хозяевами в своей стране, а эти не стесняются показывать себя хозяевами во всем мире. А сербы и сами тоже виноваты — без серьезного сопротивления сдали кучу своих территорий за последние годы. Во Вторую мировую они отлично воевали. Сегодня же их бомбят, а они рок-фестивали устраивают! Лучше бы взяли и ударили по новым натовцам — своим соседям — Польше или Венгрии, или провели серию терактов в Нью-Йорке. А так что — их убивают, а они пляшут. И что, я их теперь жалеть должен? Не буду я их жалеть.
— Что ты думаешь по поводу отставки Ельцина?
А.М. Ушел Бен — и хрен-то с ним. По большому счету, в жизни нашего народа ничего не изменилось. С утра люди уходят на работу, потом возвращаются, смотрят телевизор и спят. Если даже случится ядерная война, уцелевшие найдут в развалинах себе телевизор и будут его смотреть. Телевизор — просто главное зло, с моей точки зрения, ведь люди безоговорочно верят всему, что там показывают, и вообще отучаются думать. Недавно видел на заборе хорошую надпись: "Думай головой, а не телевизором".
— Что ожидаешь в будущем?
А.М. На жизнь я смотрю пессимистически. Оптимизм, по-моему, нездоровое чувство. Вот в Америке — там все оптимисты, ходят жизнерадостные дебилы. Поводов для оптимизма я не вижу. Тем более, учитывая ситуацию у нас в стране: и на музыкальной сцене, и вообще. Почти все у нас живут чужими жизнями, телевизором в том числе, а я стараюсь жить своей.
Андрей ДМИТРИЕВ
Санкт-Петербург
ОДИНОКИЙ КАК...
Объедок луны валяется в небе
Колючие звезды, песок в глазах
Я, любитель зрелищ, сижу без хлеба
Ищу вчерашнее мясо в зубах
Вчера был праздник, бесплатный ужин
В здоровом теле — здоровый суп
Из-под зимнего ветра я пришел снаружи
Трезвый, как врач, и холодный, как труп
Никому не нужный, лишний, как мусор
В цепях привычек,
петербургский пленник
Я хожу по городу трех революций
Одинокий, как Ленин
Одинокий, как Ленин
Весной растает каток асфальтовый
Белые ночи над черным озером
Не стесняйся — бери и помалкивай
Родился винтиком? —
станешь бульдозером
Мастер спорта по кошкам-мышкам
Влезет без мыла в любые недра
Хорошая ставка больше, чем вышка
В белой гвардии не было негров
Новая смена времени года
Толстые птицы на шляпу насрали
Я наблюдаю гримасы природы
Одинокий, как Сталин
Одинокий, как Сталин...
Андрей МАШНИН
1.0x