Авторский блог Блог Ур-Реалист 03:00 31 января 2000

Русский эпос

О группе "Рада и Терновник" можно услышать самые разные суждения. Их бросают в одну кучу с Ольгой Арефьевой и Инной Желанной; называют КСП и фолк-панком; позиционируют вместе с музыкой "для тех, кому за 30" — "Аукцыоном", "Кварталом" и прочими любимцами дипломированных "ботаников" средней руки.

Все эти суждения неправильные.

В нашу неудобную для музыки эпоху уже почти и забылся креативный прорыв конца 80-х, начала 90-х гг. — время цветения таких разнообразных "цветов зла", как "Комитет Охраны Тепла", Янка, "Промышленная Архитектура" и "Коммунизм". "Рада и Терновник" — среди "последних могикан" последнего лета русского андеграунда и до сих пор несут на себе печать этого героического времени. Старые рок-тусовщики запомнили группу "Рада и Терновник" как полуакустический, полупанковский коллектив с рваными ритмами, нервными, почти истерическими экзистенциальными текстами и аурой утонченного, почти эротического, почти монашеского кошмара и бреда.

Будущее не сулит русской музыке ничего радостного; рэйверов всех повымело гадкой метлой, рэпперы и прочие кирпичи давно уже ориентируются на старомодный блатняк, и даже земфиры, сплины и мумий-тролли из кожи вон корячатся, пытаясь изобразить из себя Янку, "Наутилус" и Витю Цоя. Развитие нашей музыки идет назад, и это научный факт.

Пройдя через серию метаморфоз, "Рада и Терновник" переместились из 90-х в психоделические 60-е. Хаос и пьяный угар фолк-панка уступили место четкой структуре психоделического ритма и темному, завораживающему, вынимающему душу вокализу.
Единственное, что было и остается постоянным, — отказ от контактов с шоу-бизнесом, независимость и нонконформизм. Не считая коллективов открытой коммунистической или националистической ориентации, "Рада и Терновник" — единственная группа подобного ранга и статуса, не имеющая контракта с менеджерами и богатыми продюсерами; музыканты предпочитают сотрудничать с карликовым национал-большевистским лейблом UR-Realist http://imperium/lenin/ru/UR-REALIST/, также выпускающим "Кооператив Ништяк", "Инструкцию по обороне" и другие проекты национал-патриотической ориентации и независимой фирмой “Хобгоблин”.

По печальным весьма обстоятельствам нашей контркультуры, которой и нет почти, группе пришлось сфокусировать свое творчество на концертах в ущерб студийным записям и эксперименту.

Репутация Рады как потрясающей концертной вокалистки, героини и почти божества вытеснила студийные успехи группы — много раз приходилось слышать, что в записи ничего подобного не существует и не может существовать.

Очередной попыткой зафиксировать магию на твердом носителе стал альбом "Русский эпос", вышедший в декабре 1999 г. Чистая (пожалуй, чересчур) запись концерта в апреле 1999 г., в ЦДХ — больше часа музыки, 14 песен от жесткого ритм-н-блюза до эпических звуковых ландшафтов ("На ухабах” длится 10 минут, "Пусто в раю" — 8 минут). Это четвертый диск группы; предыдущие ("Графика", "Печальные Звуки", "Любовь моя печаль") приобрели культовый статус.

Этому не помешал ни остракизм, которому был подвергнут коллектив в мэйнстримной музыкальной прессе, ни отсутствие дистрибьюции, рекламы в глянцевых журналах и на телевидении. Но культовым статусом сыт не будешь. Несмотря на политкорректные тексты, продажи "Рады и Терновника" в России остаются мизерными, в то время как во Франции и даже в Америке группа расходится, как горячие пирожки. Свирепство режима не имеет границ.

Во имя унификации российского поп-пространства вытесняются не только коммунист Егор Летов и националист Сергей Жариков — вытесняются, казалось бы, аполитичные проекты, не представляющие для режима никакой опасности. Никакой, кроме опасности появления альтернативного эстетического проекта. Все во имя безальтернативности.

Хочется надеяться, что судьба "Русского Эпоса" будет лучше.

1.0x