Авторский блог Владимир Голышев 03:00 24 января 2000

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ
4(321)
Date: 25-1-2000
25 ЯНВАРЯ — Татианин день. "Профессиональный праздник" московского студенчества.
Случилось так, что именно в день празднования памяти святой мученицы Татианы был основан Московский университет. Виной тому, если не ошибаюсь, тетка графа Шувалова. Открытие университета — это как бы подарок ей на именины. На долгую-долгую память...
Что касается мученицы Татианы (которой, собственно, и посвящен этот день), то о ней мы знаем немного. Житие сообщает, что она была единственной дочерью знатного римлянина, бывшего тайным христианином. Соответствующим образом он воспитал и дочь. Достигнув совершеннолетия, Татиана отказалась от брака и решила целиком посвятить себя церкви, став диаконисой (в древности существовал такой чин женщин-священнослужителей). В Риме, между тем, воцарился шестнадцатилетний Александр Север, а реальная власть в империи оказалась в руках фанатичного гонителя христиан Ульпиана. Татиана и ее отец были схвачены и после изуверских пыток зарублены мечом. Случилось это 25 января 226 года от Рождества Христова.
По уставу в этот день полагается обычное будничное богослужение (разве что за счет Татьян-именинниц народу в храмах немного больше, чем обычно). Ничего специфически “образовательного” церковная составляющая Татьянина дня не содержит. Подлинная же причина праздника — открытие московского университета — событие хоть и примечательное, но, по сути своей, малорадостное...
Что такое современный университет, мы знаем. А вот что из себя представляла система народного образования на Руси, например, в XVI веке? В деяниях Стоглавого собора (1551 год) читаем: "Священникам и диаконам должно учинять в домех училища, чтобы все православные христиане всякого чина и сана, славные и худородные, богатые и убогие, и даже до последних земледельцев предавали детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пения салтычного и чтения налойного..." Начальное образование было всеобщим, грамотность практически стопроцентной (о чем, кстати, красноречиво свидетельствует новгородская берестяная переписка). Дальнейшее обучение (независимо от выбранного служения) велось по принципу "мастер-ученик" и в регламентации (учебные планы, аттестации и т.п.) просто не нуждалось. Ученик вырастал в мастера (иконописца, агиографа, зодчего, литейщика, эконома), а не конспектировал надменный бред скудоумного иностранца. Русский человек не изучал отдельные науки, он постигал Божий мир как единое целое. Поэтому основой начального образования было Священное Писание и богослужебная практика церкви.
"Московия" в то время вовсе не была интеллектуальной провинцией. Иоанн IV и его непримиримый апонент Андрей Курбский, по мнению современников, были, возможно, самыми образоваными и оригинально мыслящими деятелями Средневековья. Тогда же митрополит Филлип (Колычев) умудрился за Полярным кругом на базе Соловецкого монастыря создать высокопроизводительный хозяйственный комплекс (с отапливаемыми теплицами, с конвеером(!) в механических мастерских, с уникальными инженерными сооружениями и целой системой каналов и шлюзов). Первый в мире паровой двигатель и первая железная дорога на паровой тяге также были сознаны русскими мастерами (Лодыгин, Черепановы).
Однако, к середине XVIII века образование в Российской империи стало уделом немногих (отныне стопроцентной грамотностью могли похвастаться лишь старообрядцы). Причем это было уже совсем другое образование...
Характеризуя своих соплеменников, граф Сергей Юльевич Витте часто использовал парадоксальное словосочетание: "тупой немецкий ум". Западная образованность иного ума не знает, а все недостаточно "тупое" считает невежеством. По крайне мере, считала — сейчас, осознав свое интеллектуальное и творческое убожество, Запад лихорадочно скупает русские (а также сербские, индийские, иранские) "мозги", на генетическом уровне сохранившие изначальный, целостный стиль мышления (так мыслил, например, Ломоносов)... Недаром в наукоемких технологиях лидирует не Великобритания и не США, а Япония — страна максимально далекая от западных схоластических "штудий"...
Этим летом на Вологодчине мне встретилось отпечатанное лазерным принтером на хорошей бумаге объявление: "Куплю любые самодельные транспортные средства и технические приспособления. Дорого." Далее следовал телефон. Оказывается, у западных машиностроительных концернов существуют целые отделы, занимающиеся исключительно изучением технического творчества наших "Самоделкиных". Говорят, правда, что платят иностранцы мало, зато сильно интересуются подробной технической документацией, и очень удивляются, когда вместо чертежей им предъявляют клочок оберточной бумаги с чернильными кляксами.
Сейчас, когда западная позитивисткая наука каждодневно доказывает свою несостоятельность, а созданные ею бесчисленные проблемы грозят масштабными катаклизмами уже в ближайшем будущем, день основания Московского университета (сверстанного по немецким лекалам) — дата далеко не праздничная. Хотя и студентов можно понять — еще один повод пообщаться в неформальной обстановке, почему бы и нет — дело молодое.
До революции Татьянин день был более всего знаменит студенческими попойками. Существовало негласное распоряжение московского градоначальника "не препятствовать господам студентам без крайней надобности". "Господа студенты" этим активно пользовались: дразнили городовых, приставали к дамам — в общем, праздновали именины шуваловской тетки "на полную катушку"… А на Моховой, в университетском сквере, наряженный в нелепое бабье платье (парик, панталоны, чулки) сидел задумчивый великан-помор. И на бронзовых плечах его неблагодарные птицы оставляли потеки едких фекалий…
Владимир ГОЛЫШЕВ
1.0x