Сообщество «Форум» 07:45 12 февраля 2021

1. Дистанционность Русского Всеобуча (содержание, методология, методика, энергетика, этика)

"Круглый стол" Российского общественного дистанционного университета Знаний имени А.Л. Шанявского

1. Дистанционность Русского Всеобуча (содержание, методология, методика, энергетика, этика)

...Вопросы, проблемы, задачи, "ревущие противоречия" (от плинтуса до Космоса) образования, просветительства, воспитания, формирования активной жизненной, активной нравственной позиции... Традиции, новаторство, преемственные связи... Развитие, становление общественного идеала, эстетического идеала, этико-цивилизационного идеала... Идеология "человека разумного"...

Дистанционность... Трагедийная судьба "бумажных носителей"...

Вокруг каких проблем, задач желательно и целесообразно объединить духовно-интеллектуальную энергетику и этику?

... Цивилизационно-культурологический минимум...

....................................................

Абсолютизм этический (от лат. absolutum) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многих этических теорий. Понимание добра и зла, нравственные принципы и законы сторонники абсолютизма истолковывают как вечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, космоса, априорные истины или божественные заповеди).

Автономная этика ( от греч. cлова autos – сам и nomos – закон) – нормативная этика, которая выводит моральные принципы из внутренних, собственных законов нравственности.

Авториторизм моральный (от лат. auctoriutas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований

(авторитет).

Авторитет (от лат. Auctoritas – власть, влияние) – форма дисциплины, способ регулирования и направления человеческой деятельности посредством влияния, которые оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации

(так называемые носители авторитета; их иногда называют «авторитетами»).

Аксиология этическая (от греч. axio - ценность и logos – учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Активность общественная (от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение людей к жизни общества.

Альтруизм ( фр. altruisme - от лат. alter - другой) – моральный принцип, требующий от человека подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность пожертвовать своими интересами в интересах другого.

Аморализм ( от греч. отрицательной частицы а и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, в основе которого – нигилистическое отношение к общечеловеческим нормам морали.

Аскетизм (от греч. askeo – упражняюсь, asketos – отшельник) – моральный принцип

самоотречения, отказа от мирских благ и наслаждений, подавления чувственных стремлений во имя нравственного самосовершенствования.

Благо – понятие для обозначения положительной ценности предметов материальной и духовной культуры.

Благодеяние, благодарность, благородство – моральные качества, действия, характеризующие поступки человека с позиций возвышенных мотивов (самоотверженность, верность высоким идеалам, великодушие, мужество, следование «разумному, доброму, вечному»).

Брак и семья (нравственные основы) – важнейшая сфера действия морали.

Вежливость, великодушие, верность, взаимопомощь – положительные моральные качества.

Вероломство – отрицательное моральное качество.

Вина, виновность – положение (состояние), противоположное п р а в о т е.

Воздаяние - вознаграждение или наказание за содеянное.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – субъективистский принцип понимания нравственной деятельности человека.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания (наряду с религиозным, политическим, идеологическим, трудовым, бытовым, эстетическим).

Всестороннее развитие личности – целостное, гармоническое развитие человека.

Выбор моральный – акт духовной деятельности личности (намерение, интерес, убежденность, совестливость, ответственность).

Выдержка – моральное качетво (самообладание, настойчивость, стойкость, упорство).

Высокомерие – отрицательное моральное качество.

Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение) - способ обоснования морали, содержание которого – получать наслаждение и избегать страдание.

Героизм - особая форма человеческого поведения, подвиг.

Гордость – форма проявления самосознания индивидуальности, общественное и моральное чувство.

Грех – понятие, обозначающее специфическое религиозное понимание вины человека.

Грубость - отрицательное моральное качество.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный) – принцип мировоззрения.

«Гуманистическая этика» - направление философской мысли.

Демагогия (от греч. demos – народ и agogos – ведущий; demagogos – политикан) – лицемерие в политике.

Деонтология (от греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики.

Деяние – действие, рассматриваемое с позиции его практического содержания и достигнутого результата.

Деятельность моральная – категория этики, осмысливающая деяния, побуждения, интересы, привычки, склонности, долг, идеал, осуществление целей.

Дисциплина (от лат. disciplina – учение) – общественные отношения, определяющие формы поведения в обществе, обеспечивающие согласованность действий внутри коллектива.

Добро – одно из ведущих понятий морального сознания, важнейшая категория этики,

противоположность злу.

Добродетель - понятие нравственного сознания, противоположное понятию порока.

Доверие – отношение к действиям другого лица, основанное на правоте, верности, добросовестности, честности.

Догматизм (от греч. dogma – учение, мнение) - принцип, характеризующий отношение человека к нравственному учению. Частные проявления догматизма – формализм, фанатизм, фетишизм.

Долг – одна из главных категорий этики; отношение личности к обществу (обязанность, ответственность, самосознание, совесть, мотив).

Достоинство – понятие морального сознания, в основе которого – представление о ценности человека как нравственной личности.

Дружба – форма взаимоотношений людей, близкая к товариществу; возникает на основе близкого общения, совместной деятельности, общности идеалов, интересов, убеждеий, склонностей, мироощущения.

Зависть – враждебное, неприязненное чувство по отношению к успехам другого.

Зазнайство – отрицательное моральное качество, связанное с самолюбием, тщеславием, самомнением, чванством.

Заповедь – норма поведения, завет, пожелание.

Зло – морально-этическая категория, обозначающая человеконенавистничество, обман, вероломство, малодушие, низость; противоположность добру, благу.

Злодеяние – противоположность благодеянию, добродеянию.

«Золотое правило» - библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

Идеал (от греч. idea – представление, идея) нравственный, идеал общественный, идеал эстетический – понятия морального сознания; представление о «прекрасном человеке»,

гармоническом человеческом общежитии, социальном устройстве.

Идейность - убеждённость.

Измена – нарушение верности общему делу, узам любви, дружбы, товарищества.

Индивидуализм (от лат. individuum - неделимое, особь) – принцип обоснования нравственности и выбора линии поведения. Проявляется в эгоизме, честолюбии, тщеславии, высокомерии.

Инициатива (от лат. initiare – начинать) – самодеятельное участие человека в социальной деятельности.

Интерес – целеустремленное отношение человека (класса, общества в целом)

к чему-либо.

Интернационализм – международное единство.

Интуитивизм (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) в этике – направление, сторонники которого утверждали, что моральные понятия обосновываются не посредством опыта и разума, а интуитивно (как «самоочевидные» истины).

Иррационализм этический (от лат. i – отрицательная частица и rationalis – разумный, обоснованный) – методологический принцип истолкования природы нравственности.

Искренность – моральное качество, противоположное лицемерию.

Искупление – снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные ранее поступки через полное признание своей вины.

Истина и нравственность - одна из важнейших философско-этических проблем.

Карьеризм (от ит. carriera – бег) – отрицательное моральное качество, связанное с честолюбием, эгоизмом.

Категории этики ( греч. kategoria – суждение, определение) – основные понятия этики, морали, нравственности.

«Категорический императив» - ведущая категория этики И.Канта. «Нравственный закон» гласит: «поступай так, чтобы максима твоей воли (правило, которому ты следуешь) могла быть вместе с тем основой всеобщего морального законодательства (то есть, чтобы все люди могли ему следовать).

Качества моральные - наиболее типичные, характерные с моральной точки зрения черты поведения человека.

Клевета - вид вероломства.

Кодекс моральный ( от лат. codex – книга) – свод нравственных норм.

Коллективизм (лат collectivus, от colligere – собирать вместе) – один из ведущих принципов нравственности.

Корыстолюбие отрицательное моральное качество, связанное с эгоизмом.

Критерии нравственности (от греч. criterion – мерило для оценки) – важнейшая проблема этики.

Критика и самокритика (от греч. kritike – разбор) – один из способов выражения общественного и личного мнения.

Культ личности – преклонение перед отдельным лицом.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения людей.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, противоположное прямоте, честности, искренности.

Личность моральная – субъект нравственной деятельности, связанной с понятиями долга, ответственности, самосознания, совести, самооценки, достоинства, убеждения).

Любовь – чувство, связанное с общностью и близостью между людьми.

Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость

индивидуальности.

Манеры ( фр. мaniere – приём, образ действия) – способ держать себя, форма поведения, общения с людьми.

Месть – расплата за причинённое в прошлом зло.

Мечта - чувственно-психологическое проявление идеала.

Мещанство – понятие, близкое к пошлости, трусости, ханжеству.

Мнение общественное – средство духовного воздействия на поведение людей.

Морализирование – нравственная оценка тех или иных явлений, связанная с абстрактными идеалами.

Мораль (от лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики.

Важны для понимания проблемы: мораль и религия; мораль и искусство, мораль и наука; мораль и политика; мораль и право; теория моральной доброты).

Мотив - субъективное отношение человека к поступку.

Мужество – моральное качество, связанное со смелостью, стойкостью, выдержкой самообладанием, самоотверженностью.

Навыки – способы действий, усвоенные человеком.

Ненависть – моральное чувство, связанное со взаимной враждой.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – моральный принцип, отрицающий общие для всех

нравственные ценности.

Норма моральная (лат. norma – правило, образец) – норма поведения, следование правилам, заповедям.

Нормативная этика – этика, решающая проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, нравственного долга индивидуума.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.

«Общественный договор» - теория, которая давала возможность некоторым мыслителям прошлого объяснять происхождение государства, права и морали.

Общечеловеческое в нравственности - формы морального сознания, нормы человеческого общежития, оценки, идеалы, важнейшие из которых: гуманизм, справедливость, равенство, достоинство личности.

Обычай – вид общественной дисциплины, форма действий, повторяющихся в определённых однотипных обстоятельствах, связанных с традициями, преемственностью.

Обязанность моральная – нравственное требование, выступающее как долг человека; существуют семейные, общественные, трудовые обязанности.

Обязательство – добровольное возложение человеком на себя обязанности перед обществом или отдельными гражданами.

Оптимизм (от лат. optimus – наилучший) - позитивное, положительное воззрение на общий ход развития человечества.

Ответственность – категория этики, выражающая соответствие моральной деятельности личности её долгу. Ответственность, в частности, проявляется в отношении к женщине, отношении к собственности, отношении к труду, в моральных отношениях, долге, достоинстве, самоконтроле.

Оценка моральная – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений, коллизий социальной реальности.

Патриотизм (от греч. patris – родина) – общественный и нравственный принцип,

определяющий отношение человека в Отечеству.

Пережитки моральные – оставшиеся от прошлого устаревшие остатки привычек, нравов, взглядов (среди них – тунеядство, хулиганство, карьеризм, чванство, демагогия, а также лицемерие, ханжество, «двойное» существование).

Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) - воззрение, противоположное оптимизму.

Побуждение - чувственная форма проявления мотива, намерения к совершению какого-либо поступка.

Поведение моральное – совокупность человеческих поступков, действий, имеющих нравственное значение.

Подвиг – акт героизма.

Полезность - проявление общественного значения моральных действий, имеющих предметом общую пользу.

Поощрение и наказание в морали - нравственно-воспитательные функции, обусловленные духовным воздействием общества на личность.

Почин – одна из форм инициативы.

Прагматизм в этике (от греч. pragma – действие, практика) – направление в философии морали.

Предательство – нарушение верности общему делу, измена.

Преступление – понятие морального сознания, объясняющее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности.

Привычки – закрепившиеся в психике человека способы поведения.

Пример моральный - одна из форм инициативы.

Принципиальность (от лат. principium – основа, первоначало) – положительное нравственное качество, означающее верность определённой идее.

Принципы моральные – обобщенные нормы, требования.

Причинность в морали – историческая обусловленность действий, характеров, коллизий.

Профессиональная этика - специфические, своеобразные требования нравственности, обусловленные особенностями тех или иных профессий.

Пуританство (англ. рuritan лат. purus – чистый) – образ жизни, характеризующийся крайней строгостью нравов, аскетическим ограничением потребностей, сугубо патриархальным отношением к проблемам семьи, брака, личных взаимоотношений.

Равенство в морали – существенный принцип нравственности, провозглашающий и реализующий моральное требование в равной мере распространять требования и обязанности на всех людей, независимо от их общественного положения , условий быта и бытия.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих былых проступков.

Ревность - враждебно-неприязненное чувство по отношению к успеху, популярности, достоянию другого.

Религиозная мораль (от лат. religio – религия) – исповедуемая религией система нравственных представлений, заповедей, норм.

Релятивизм этический (от лат. relativus – относительный) - принцип, придающий понятиям и представлениям относительный, изменчивый характер.

Репутация (от лат. reputation – обдумывание, размышление) – сложившееся суждение о нравственном облике человека (коллектива).

Ригоризм (от лат. rigor – строгость) – разновидность формализма в морали, связанная с фанатизмом, аскетизмом, ханжеством, фарисейством.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность традиции или обычая.

Самовоспитание - составная часть самоконтроля.

Самолюбие – моральное чувство, выражающее уважение человека к себе как личности, индивидуальности.

Самообладание – одна из форм самоконтроля.

Самоотверженность – добровольное принесение себя в жертву во имя дорогих идеалов.

Самооценка – нравственная оценка своих собственных поступков, убеждений, мотивов.

Самосознание – осознание человеком себя как личности и своего места в коллективе.

Санкция моральная (от лат. sanctio – постановлять) – подтверждение нравственных требований.

Свобода воли – философская категория; означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Свобода нравственная – категория этики, обозначающая способность личности быть самостоятельной, самодостаточной, самодеятельной, творческой индивидуальностью.

Скептицизм моральный, этический (от греч. skepsis - рассмотрение, изучение) – воззрение на человека и природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Склонности нравственные – одна из граней духовного облика моральной личности

(наряду с убеждениями, чувствами, привычками).

Скромность – моральное качество; форма осознания личностью своих обязанностей перед окружающими.

Скупость – моральное качество.

Смелость – моральное качество.

Смирение – моральное качество.

Совесть – категория этики, характеризующая способность индивидуальности осуществлять моральный самоконтроль.

Сознательность – в самом широком (философском) значении слова совпадает с

понятием-дефиницией свободы воли.

Солидарность (фр. solidaire от лат. solidus – прочный) – единство убеждений и действий, взаимная поддержка и помощь.

«Социальная этика» (от лат. socialis – общественный) – нравственно-философское учение.

Сочувствие – одна из форм проявления человеколюбия, гуманизма.

Справедливость - понятие морального сознания, связанное со всесторонним развитием личности, благородством, человеколюбием, добротолюбием.

Стоицизм – философско-этическое учение, своеобразно трактовавшее понятия добродетели, самовоспитания, греха, фатализма, терпимости, смирения, общественной активности.

Стойкость – выдержка.

Страх – чувство, эмоция, вызванные явной или мнимой опасностью.

Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в которых индивидуум выражает осуждение, критику, неприятие некоторых своих действий, мотивов, моральных качеств.

Счастье – понятие морального сознания, в основе которого – высшая внутренняя удовлетворённость условиями быта и бытия.

«Телеологическая этика» (от греч. telos - цель, logos - учение) - философская теория, в основе которой утверждение существования некой мировой цели и целесообразность любого явления природы.

Теодицея – (от греч. theos – Бог и dike право) – оправдание Всевышнего в отношении допускаемого им зла на земле.

«Теономная этика» (от греч. theos – Бог и nomos – область) – этическое учение, рассматривающее нравственность исключительно как область взаимоотношения человека с Богом в отличие от «мирской» морали служения обществу и людям.

Терпимость – моральное качество, обозначающее отношение к убеждениям, интересам, верованиям, привычкам, поведению других людей.

Товарищество – отношения, основанные на общности человеческих интересов, связанные со взаимопомощью, солидарностью, уважением, доверием, доброжелательностью, симпатиями.

Традиции, преемственные связи (от лат. tradition – передача) – передаваемые из поколения в поколение идеалы, уклад жизни, нормы поведения и моральные принципы.

Требовательность – предъявление высоких моральных требований к личности и признание ответственности человека за выполнение этих требований.

Труд, нравственность труда, трудовое воспитание, трудолюбие - основные моральные качества личности; важнейшая сфера действия морали.

Трусость – малодушие.

Тунеядство – отрицательное моральное качество, связанное с праздностью, отвращением и пренебрежением к общественно полезному труду.

Тщеславие – проявление индивидуализма, эгоизма, ложного самолюбия.

Убеждение и принуждение – формы поддержания общественной дисциплины.

Уважение к людям – качество характера, связанное с признанием достоинства личности, справедливостью, равенством прав, чуткостью.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – этическая теория, признающая источник нравственности не в социально-исторических законах, а в «природе человека» как такового.

Фанатизм (от лат. fanaticus – исступленный) – слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее.

Фарисейство – разновидность лицемерия и ханжества, одно из конкретных выражений формализма.

Фатализм (от лат. fatum – судьба, рок; fatalis – роковой, неотвратимый) – воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределённое.

«Фелицитология» ( от лат. felicia - счастье) – учение о достижении счастья.

Фетишизм в морали (фр. fetichisme - волшебство) – совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей.

Формализм (от лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) моральный, формализм этический – разновидность догматизма.

Ханжество – одна из разновидностей морального формализма и лицемерия.

Цель, цели и средства – заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности человека, и пути достижения этого результата.

Ценности моральные – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Цинизм (от греч. kunosarges – название места, где происходило обучение философии) –

презрительное отношение к культуре общества, к его нравственно-духовным ценностям.

Чванство – высокомерное отношение к человеку.

Человеколюбие - гуманизм.

Человеконенавистничество – аморализм.

Человечность - принцип гуманизма.

Честность – правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность.

Честолюбие – одно из проявлений тщеславия.

Честь – одно из проявлений достоинства.

Чувства моральные - эмоциональная сторона духовной деятельности человека, связанная с проявлением любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти, гордости, достоинства, стыда.

Чувство нового – положительное моральное качество, противоположное косности.

Чуткость – забота о нуждах, запросах и желаниях людей; связана с уважением к человеку, великодушием, скромностью, сочувствием, благодарностью, доверием.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – учение, полагающее исходным принципом нравственности понятие счастья.

Эволюционная этика (от лат. evolution –развёртывание) – учение, трактующее происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма.

Эгоизм ( от лат. ego – я) – оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей; проявление индивидуализма.

Экзистенциализм в этике (от лат. existentia – существование) – разновидность этического иррационализма, определяющего положение личности в современном мире.

(продолжение следует)

1.0x