КАК НАС ОХМУРИЛИ
52(317)
Date: 28-12-99
Гражданка России Малмыгина Римма Николаевна в ночь на 19 декабря села в поезд Уфа — Москва. С собой у нее был открепительный талон для голосования на выборах в Госдуму. Такие же талоны имели на руках и почти все другие пассажиры.
В поезде было свыше двадцати вагонов, в каждом из которых в среднем ехало сорок человек. То есть из Уфы в Москву в день выборов следовало около тысячи избирателей, желавших голосовать. Но их законного права лишили, не предоставив в поезд бюллетени.
Избирательные комиссии на железнодорожном и воздушном транспорте должны быть. И они были — и бюллетенями располагали. И в один из них, вполне вероятно, кто-то поставил галочку за Римму Малмыгину.
Транспорт контролирует правительство. В выборах в Госдуму участвовало проправительственное движение "Единство". Кому, как не ему, достался голос Риммы Малмыгиной и многих тысяч остальных пассажиров?
Гражданка России Ольга Борисовна Букина умерла 13 мая 1998 года. Ей было девятнадцать лет. Жила она в Москве на Профсоюзной улице в доме номер 136. И когда ее мама 19 декабря 1999 года пришла на избирательный участок, то обнаружила там фамилию Ольги в списках голосующих.
За минувшие полтора года в Москве умерли тысячи и тысячи — и не их ли голоса достались блоку столичного мэра "Отечество — Вся Россия"?
В солнечном Дагестане большинство участковых комиссий было сформировано в нарушение закона с превышением представительства в них служащих. Казенные люди обязаны исполнять приказы, и они их исполняли. Например, на участке 0910 в Махачкале приказано было вбросить в урны 480 бюллетеней — вбросили. На участке 0911, напротив, приказали изъять 495 бюллетеней — изъяли. В городе Избербашу приказали переписать итоги голосования — переписали. По данным пяти участковых комиссий, избербашцы проголосовали так: КПРФ — 1617 голосов, "Отечество — Вся Россия" — 961, "Единство" — 454. В территориальной комиссии эти цифры прочитали, прослезились и, составляя сводный протокол, с которого через окризбирком данные пошли в ЦИК к Вешнякову, записали следующие: КПРФ — 1617 голосов (то есть столько, сколько было на самом деле), "Отечество — Вся Россия" — 2961, "Единство" — 2954. Приказано блокам федеральной и региональной власти прибавить по две с лишним тысячи голосов — прибавили.
Власть на выборах может многое. Но многое могут и деньги.
Прочитаем один документ: "Я, Борис Березовский, кандидат в депутаты Госдумы по 15-му Карачаево-Черкесскому избирательному округу, беру на себя следующие обязательства:
— обеспечить реализацию пакета экономических программ по экономике КЧР по следующим направлениям: восстановление имеющегося промышленного потенциала, создание новых рабочих мест через открытие предприятий, реконструкция курортно-туристического комплекса, привлечение дополнительных инвестиций в сельское хозяйство;
— обеспечить полную газификацию республики;
— обеспечить финансированием социальные программы;
— обеспечить эффективную работу двух создаваемых мною из личных средств фондов для конкретной поддержки всех, кто нуждается в незамедлительной помощи.
В свою очередь, предлагаю вам взять на себя следующие обязательства:
— прийти 19 декабря на избирательные участки и пригласить на них членов своих семей, родных, близких и знакомых, вне зависимости от того, за кого вы решили голосовать;
— сделать свой выбор, руководствуясь здравым смыслом и интересами себя, своей семьи и республики в целом".
Сей документ, размноженный в 20 тысячах экземплярах, называется "Договор с избирателями". Исполнение любого из данных обещаний кандидата в депутаты требует больших денег. Стало быть, кандидат обязуется их найти или выложить из своего кармана. И потому документ следует именовать "Договором купли-продажи голосов избирателей". Покупать голоса запрещено законом. И не кто-нибудь, а власти Карачаево-Черкесской республики, должны были в первую очередь углядеть нарушения закона и потребовать от окружного избиркома отлучить Березовского от участия в выборах. Но за три дня до голосования в информпрограмме "Карачаево-Черкесия" президент республики Семенов и мэр Черкесска Дерев в интервью московскому журналисту Доренко, напротив, доказывали избирателям, что именно такой деловой и политически весомый человек, как Березовский, должен представлять КЧР в Госдуме.
По закону о выборах в информационных программах нельзя вести агитацию, то есть нельзя выказывать предпочтение одному из кандидатов. Но что значит закон, когда есть запах денег?
Березовский был обречен победить и без пропаганды, ибо Карачаево-Черкесия была наводнена фальшивыми бюллетенями с отметками голосования за него. 327 таких бюллетеней, отличающихся от настоящих по окраске, обнаружены были в сумке члена участковой комиссии поселка Кавказский Калашниковой, еще 127 — в сейфе зампредседателя комиссии. На этом же участке были сокрыты от подсчета 100 бюллетеней с отметкой за других кандидатов. Иных случаев вброса фальшивок от Бориса Абрамовича не обнаружено. Но если учесть, что на отдельных участках он получил по сто процентов голосов, то нетрудно предположить, что поселком Кавказский мухлеж не ограничился. Так, например, в ауле Эрсакоп из 1272 избирателей все 1272 проголосовали за Березовского.
Итоги нынешних парламентских выборов продиктовали власть и деньги. И это хорошо понимают в Центральной избирательной комиссии. В ночь с 19 на 20 декабря, когда в информационном центре объявили, что по первым данным в Башкирии блок "Отечество — Вся Россия" набрал 73 процента голосов, в зале захохотали. А члены ЦИКа просто улыбались. Всем было ясно, что идет надувательство. И никто не думал его пресекать.
Николай МИХАЙЛОВ
1.0x