Авторский блог Владимир Голышев 03:00 6 декабря 1999

ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ

ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ
49(314)
Date: 7-12-99
9 ДЕКАБРЯ (или 26 ноября по юлианскому календарю) был освящен первый на Руси храм во имя св. Георгия Победоносца. День этот в народе принято называть "Юрием-холодным". Это тот самый "Юрьев день", который русская пословица предъявляет обескураженной бабушке. Согласно "Судебнику" (1497 г.), а позднее "Стоглаву", в этот день крестьяне могли, "аще похотят", идти "на град, на посад" или к иному помещику. В 1607 году Борис Годунов крестьян (в том числе и незадачливую бабушку) этого права лишил, однако на отношении русского народа к "Егорию Храброму" эта перемена не отразилась.
Георгий — офицер императорской стражи и тайный христианин — был замучен по приказу государя-гонителя Диоклетиана в конце III века. Русские калики-перехожие пели об этом так: "Посадил Царище-Демьянище Егорья в глубок погреб, закрывал досками железными, забивал-закладывал гвоздями лужеными, запирал замками немецкими, засыпал песками рудожелтыми, чтобы не видать Егорью света белого, не зреть солнца красного, не слыхать звона колокольного".
Западная средневековая легенда приписывает ему спасение девицы от человекоядного змея (именно змееборцем он изображается на иконах). В русском же "Сказании о Егории Храбром" ему приписывалась победа над целым стадом змей!..
Названный "желанным детищем осударыни премудрой Софии" (а значит, и братом ее малолетних дочерей Веры, Надежды и Любови), Егорий едет "ко земле светлорусской, утверждать веры христианския". Вся живая и неживая природа ("моря глубокия, трава муравчатая, звери могучие, рогатыя" и т.д.) покорна воину, только "змеиное стадо лютое" не дает ему проходу. "Три дня и три ночи" сражался он с пресмыкающимися, "а на третий день ко вечеру посек, порубил стадо лютое". И вышли навстречу ему "красны девицы" с таковою речью: "Тридцать три года не вступали мы с высока терема златоверхого… Держим мы на роду велик обет: отдать землю светлорусскую, принять от тебя веру крещенную"
С Юрия-холодного, по народному поверью, начинают пошаливать голодные волки, и чтобы избавиться от этой напасти, нужно молиться Георгию Победоносцу — он не даст зверю "зарезать животинку". А если все ж задерет матерый волк последнюю коровку, отчаиваться не надо — "что у волка в зубах, то Егорий дал!" Значит, лишняя она тебе была, эта коровка. А еще говорят: "На Руси два Егорья — холодный да голодный, а все ж на ней Божья благодать!.."
На Юрьев день засыпают в берлогах медведи. Говорят, особо зажиточные деревенские кулаки, так сказать, "крепкие хозяйственники", переняли у косолапых этот хитрый обычай — чтобы сэкономить побольше деньжат, они тоже устраивают в подполе мягкую берлогу и спят там от холодного-Юрия до Юрия-теплого…
Но есть на Руси и другая традиция Юрьева дня — молебны "о благополучии в пути"...
Вроде бы давным-давно расстроенная бабушка развязала свой напрасно собранный дорожный узелок. Некуда и незачем идти православному — лучше дома сидеть да у печки греться. Однако ж всяк в этот день спешит в церковь и горячо просит святого Егория избавить от дорожных напастей, словно и впрямь впереди у него дальний путь.
"Человек! Ты здесь не туземец, а чужой гость — сегодня тут, а завтра погонят со двора..," — говаривал святитель Тихон Задонский.
Обремененный нешуточным хозяйством, повязанный по рукам и ногам оравой детишек и беспомощными стариками, русский мужик (нормальный русский мужик, а не "человекомедведь" с кредитной карточкой) всегда осознавал себя в мире дольнем лишь путником, прохожим. Стоя на "дорожном" молебне он, в подражание не имевшему "где главу подклонити" Христу, символически подтверждал свою "странническую ориентацию"...
Владимир ГОЛЫШЕВ
1.0x