Авторский блог Валерий Острый 03:00 31 августа 1999

СЕМЬЯ— ВСЕГДА СЕМЬЯ

СЕМЬЯ— ВСЕГДА СЕМЬЯ (Заметки о “титовщине”)
35(300)
Date: 01-09-99
ЧТО ОЗНАЧАЕТ БАНКРОТСТВО "Мосбизнес-банка"? Это кредитирование, финансирование, взаимозачеты, это в конце концов заработная плата десятков, сотен тысяч трудящихся.
И не только в Москве! У нас в Самаре у этого банка свой филиал. Он занят все тем же — определением фарватеров для тех или иных финансовых потоков, от которых зависит благополучие тысяч людей. И все это псу под хвост? Только ради того, чтобы прищемить обретшего свой голос Лужкова?
Хотя, казалось бы, губернаторы-сенаторы после "августа" должны были озадачиться процедурой цивилизованного банкротства — ведь все это самым непосредственным образом задевает и предпринимателей, и рядовых трудящихся их областей, возникает дополнительная социальная напряженность, новые очаги пожаров.
Экономист, причем заслуженный, у нас в Самаре — сам губернатор. Так, может, Титов и поделится знанием, какие "пружины" влияют на стабильность или банкротство того или иного банка?
Но есть основания думать, что для ответа на этот вопрос надо быть не столько "заслуженным экономистом", сколько "политиком в законе".
Сейчас у нас в области на первом месте идет "Газбанк"! Кто во главе? Губернаторский сынок.
По заслугам это или нет — не берусь судить. А вот на вопрос, хорошо это или плохо, отвечаю однозначно — хорошо! Ибо мы, обыватели, понимаем, что до тех пор, пока работает тандем К.Титов — А.Титов, за свои вклады в данном банке можно быть спокойными.
Не потому, что А.Титов — семи пядей во лбу. А потому, что финансовые потоки "Газбанк" не минуют. Их туда ...подправляют. И посему надежность и стабильность гарантированы.
Нормально ли это? Ведь какой он банк ни "защищенный", но если "папа", например, переезжает в Москву, то тогда нам надо срочно бежать и выхватывать свои вклады.
Тем более что мы об этом узнаем последними. Намного позже тех, кто ближе к губернаторскому дому.
И это то "конституционное" поле, о необходимости защиты которого "титовская партия" нам твердит?..
Теперь еще вспомните СВКБ — Средневолжский коммерческий банк.
Почему он, вобравший в себя вклады большинства пенсионеров города, лопнул, а Волго-Камский в тот же миг набрал вес? Что за этим стоит? Когтев (ВККБ) оказался "семипядистей" Вагаповой (СВКБ)?..
Дания Вагапова часто и цветисто отвечает на вопросы журналистов. Много — про личную жизнь, про свои интересы, про то, каким она банкиром была, и про то, какой стала.
Вагапова ставит себе в заслугу, что она рассчиталась со своими "физическими" лицами, то есть с нами, частными вкладчиками. Напрочь забывая при этом о том унижении, с каким старики и старухи по месяцам стояли у подъезда ее банка.
И в принципе она ничего не сделала, чтобы подобное не повторилось. Сейчас, отряхнувшись, она готова вновь сесть "во главу". И там уже раздвинулись, подпуская ее, ибо она соблюла "святое" — не назвала вещи своими именами.
Говорят — инвестиции, инвестиции! Без них, без валютных инъекций, — мрак. И не только говорят — их получают, их добиваются.
Что за них требуют они и что получаем мы — каждый оценивает по-своему.
Сейчас читаю новую скромненькую информацию в "Самарских известиях": "Самараинвестнефть" и "Вестерн Пиннэкойл" договорились о сотрудничестве".
О том, как это хорошо, что мы получаем 11 миллионов долларов инвестиций.
Но в этой замечательной бочке меда есть "малюсенькое" дополнение — "Самараинвестнефть" продаст канадской компании 50%-ный пакет акций".
50-процентный пакет акций?! Нефтяной копании, "работающей стабильно, прибыльно, не требующей больших вложений"?!
Когда мы со своими конфетами отдались "Нестле", это было обидно, непонятно, но переваримо.
Но нефть? "Отдаваться" нефтью?
Да, сегодня, когда и "старые" коммунисты, и "новые" демократы довели страну до ручки, разогнуться без помощи денежного мешка трудно.
Но... 50 процентов?! Мужики! Нефтяники! Зачем же так дешевить?
Я сам нефтяник, начинал еще в "Первомайнефти", продолжил работягой в знаменитой ходовой бригаде Героя Труда М.И.Сергеева в Нефтеюганске, когда еще не существовало кустового бурения, потом 20 с лишним лет на Самотлоре.
Только молодым и сильным можно было "вытянуть" все то, что досталось первопроходцам нефтяного Приобья. Когда на работу ездили на артиллерийских тягачах, ибо ни на чем ином добраться до буровых было невозможно. Но для сегодняшних отцов-командиров это уже "не в счет", это уже "дешевая лирика"...
Да, под "мудрым" руководством обкома партии (был там такой Богомяков, тянувшийся изо всех чужих сил к своей "звездочке", но так до нее и не дотянувшийся) на Самотлоре изнасиловали буквально каждую скважину. Да, для их оздоровления нужны импортные "прокладки с перышками". Но это же не значит, что руководство Самотлора должно перейти к той "семерке", которая утюжила Югославию. В то время как со своим российскими кадрами в Нефтеюганске не церемонятся — 50 тысяч предлагают тем, кто напишет "по собственному желанию"! И катись с этими рублями на все четыре стороны.
Думаю, что и для "самараинвестцев" с канадской "пиннэкойлой" кончится тем же.
Хотелось бы услышать веское слово самого рядового "самараинвестца", но думаю, что у того, кто не кричит "ура" по поводу передачи 50 процентов акций канадцам, не особенно-то сильно желание "возникать". Ибо — чревато! Вылетишь за своеволие без "выходного пособия".
Читаем в "Волжской коммуне" отчет с коллегии Самарской области администрации "Губерния желает быть привлекательной. Для инвесторов... Местные власти гарантируют нераспространение действия вновь принимаемых законов и иных нормативных актов субъекта федерации, ограничивающих или ухудшающих права инвесторов в ходе реализации тех или иных проектов".
О чем это? Что бы это значило? Вообще-то лучше бы, конечно, цитировать не журналистский отчет, а сам документ, но председатель губернской думы запретил пускать на "свои" заседания автора этих заметок. Своих журналистов, "карманных", проверенных-перепроверенных — под белы рученьки. А, к примеру, корреспондента "Завтра" — НИ ЗА ЧТО!
Так что же означает "нераспространение" из проекта Закона "Об инвестициях"?
Предположим, на смену губернатору Титову придет новый губернатор. И он не сможет вмешаться в инвестиционные условия игры, созданные предшественником?
Или избирать новую губернскую думу. И она, новая дума, не сможет изменять условия "реализации тех или иных проектов"?
Понятно, что нынешняя администрация хочет придать инвестиционному процессу определенную стабильность. Желание естественное и похвальное. Но за чей счет?
Против стабильности никто не возражает. Если бы в стране осуществлялось истинно "Правое дело"! Однако, к несчастью, в стране у нас в Самаре внедряется-осуществляется дело не правое! Образчик одного из таких "дел" процитирован выше.
Представим, что будущая власть с чем-то в исходных данных нынешнего инвестиционного процесса может не согласиться. И что тогда? Вступит в действие ныне обсуждаемый закон "Об инвестициях"? С его "нераспространением действия вновь принимаемых законов"?
Давайте-ка спроецируем тогда наш областной титовский "проект" на всю Россию. То есть о таком же "нераспространении" заявит и нынешний президент. Обратится с законодательной инициативой к нынешней Государственной думе. Какая по-вашему будет реакция Думы? А лично ваша? Скорее всего раздастся нездоровый смех.
Я часто задумываюсь, а что давали читать Ельцину, когда он еще мог читать? Был у него такой пресс-атташе — Ястржембский. Как он выполнял свою основную функцию — что подкладывал для чтения президенту? Честно справлялся со своими прямыми обязанностями? Или — угождал? Как школяр, подгоняет задачки под ответы, данные в конце подложенного "чужой" рукой учебника.
Вот и пресс-служба нашего губернатора! В ней целый ряд красивых и длинных ножек. Они, эти журналистки, подкладывают Константину Алексеевичу для чтения газетные публикации о его будущих "право-подельниках".
Недавно местные газеты обошел снимок — Хакамада, Немцов и Титов. Хакамаду трогать не будем: она со своим прямым делом — рожать ребятишек (их у нее, кажется, трое) справляется нормально. Оставим ее в покое. Хотя мой товарищ, поэт, прибытие оной персоны в Самару отметил следующими стихами:
Погодка горяча,
Как будто так и надо,
Сначала — саранча,
А следом — Хакамада.
Но Немцов?! Ну кто из россиян верит в то, что 20 миллиардов рублей, "пробитые" им для Клементьева, ушли целиком в клементьевские руки?
Да, доказать прилипчивость рук немцовских невозможно. Никто за это, в том числе и я, не берется, потому-то Немцов "гуляет", а Климентьев "сидит". Хотя Жириновский о взяточничестве Немцова доказать брался — помните, он об этом заявлял по телевидению? Даже утверждал, что все документы у него в сборе.
Но россияне и без Жириновского понимают, что "усердие" Немцова по отношению к делам Клементьева не без воздаяния. После чего все порядочные люди понимают, что, даже постояв рядов с Немцовым, протухнешь.
А у нас в губернии терпят. Жмут руку. Разве что не целуют...
Но... Вернемся к проекту областного закона "Об инвестициях". Голосовать за него буду не я, а депутаты губернской думы. Они, остается надеяться, зададутся вопросом — под кого, подо что принимается данный пункт проекта “...местные власти гарантируют нераспространение действия вновь принимаемых законов и иных нормативных актов субъекта Федерации, ограничивающих или ухудшающих права инвесторов в ходе реализации тех или иных проектов".
Давайте вместе подвергнем этот абзац строгой оценке. Вполне возможно, что индивидуальные сомнения окажутся единоличными: ведь не зря же утверждают — "один ум хорошо, а два — лучше".
Валерий ОСТРЫЙ
1.0x