Авторский блог Николай Михайлов 03:00 31 августа 1999

СЕРГЕЙ ШАХРАЙ

СЕРГЕЙ ШАХРАЙ
35(300)
Date: 01-09-99
Историю ельцинизма можно изучать по биографии Сергея Шахрая, ибо он, никогда не попадая в центр общественного внимания, готовил все решения, определившие лицо режима Ельцина.
В июле 91-го завлаб МГУ Шахрай, имевший мандат народного депутата РСФСР, становится советником Ельцина по правовым вопросам. Через месяц в Москве начинается буза. В ответ на робкую, но законную попытку руководителей СССР ввести в стране чрезвычайное положение, российский президент Ельцин, вопреки всем законам, своими указами назначает себя верховным главнокомандующим и запрещает деятельность КПСС. Писались эти внеправовые указы явно не без участия правоведа Шахрая, поскольку после того как представители Компартии подали иск в Конституционный суд, то вести с ними тяжбу от имени Ельцина и доказывать обоснованность его запретительных указов взялся именно Шахрай.
В декабре 91-го он же, будучи по-прежнему правовым советником российского президента, принимается за составление юридического документа, перечеркивающего волю большинства граждан РСФСР, которые высказались за сохранение Советского Союза. Организатором подготовки Беловежских соглашений по расчленению СССР являлся Бурбулис. Шахрай был разработчиком их текста. И его перу должны быть благодарны 30 миллионов русских, в одночасье превратившихся в иностранцев на родных землях.
Приложив руку к разгоранию межнациональных конфликтов на территории СССР, Шахрай не остался в стороне и от таких же конфликтов внутри Российской Федерации. В ноябре 92-го он в качестве члена Совета безопасности РФ возглавляет временную администрацию в районе распрей осетинов и ингушей и так управляет там, что примирение двух враждующих народов становится невозможным.
Во второй половине 93-го Ельцин вновь затребовал правоведческий талант Шахрая. На сей раз для изготовления фундаментального юридического труда — президентского проекта нового Основного Закона РФ. И когда после расстрела парламента этот проект был опубликован, родился анекдот:
“— Что общего между Конституцией 1936 года и Конституцией 1993 года?
— В первой видны усы Сталина, во второй из всех статей торчат усы Шахрая”.
В начале 94-го из теоретика Шахрай опять превращается в практика. В январе он становится министром по делам национальностей, а в апреле — одновременно и зампредом правительства. Как главный дирижер нацполитики Шахрай ответствен за разгром пророссийской оппозиции Дудаеву и бомбежки жилых кварталов в чеченских городах, что удесятерило ряды дудаевской армии и удвоило ее готовность к сопротивлению. Провальные военные операции федеральных войск последовали вслед за провалом шахраевской политики в отношении Чечни.
После 95-го ключевых постов в правительстве Шахраю больше не предлагали. Но из властной номенклатуры не выставили. В 97-м он был назначен заместителем главы президентской администрации и представителем президента в Конституционном суде. Ни в том, ни в другом качестве ему не суждено было ничем отличиться, ибо режим Ельцина больше не выдвигал рискованных задач.
Пылкая, всегда готовая к щекочущей нервы теоретической и практической деятельности натура Шахрая смириться с прозябанием не смогла. И именно поэтому он рванул от Ельцина к фрондирующей с ним властной стае в надежде получить там острые ощущения.
Когда телеканалы устами Аушева сообщили о том, что имя Шахрая внесено в избирательные списки "Отечества" и "Всей России", я связался с источником в московской мэрии: как и на какой основе бывшему придворному Ельцина удалось навести мосты с Лужковым? Ответ был такой: Шахрай учился в Ростовском университете с пресс-секретарем мэра Цоем. Вместе они родили некий пропагандистский проект, который должен вытянуть на своих связях Шахрай. Кроме того, он может пригодиться блоку и как юрист в случае сложностей в Центризбиркоме. Да и в более отдаленной перспективе прошлый опыт Шахрая вполне может пригодиться в команде Лужкова.
Специалист по политическим заварухам по-прежнему в цене. Кто, как не он, сумеет лучше подготовить соглашение по отделению от России Татарстана и Башкирии? Кто лучше в случае волнения русских в Поволжье навсегда поссорит их в татарами? И, наконец, кто с большим блеском перепишет федеративную Конституцию в конфедеративную?
Николай МИХАЙЛОВ
1.0x