Author: Александр Иванов
“СПАСЕНИЕ ВО КРЕСТЕ”
27(292)
Date: 6-07-99
ОБРАЩАЮСЬ К ИСТОЧНИКУ прошлого века — к книге “Досуги Архиепископа Анатолия” (С.-Петербург, 1868), в которой одна из глав называется “Религиозная и общественная жизнь евреев, обитающих в западных областях России”.
“Питать искреннюю любовь к еврейскому народу побуждают православного христианина и те открытые Духом Святым истины и предостережения, что Бог не окончательно отверг этот народ, что евреи, несмотря на отчуждение свое от веры во Иисуса Христа, все-таки возлюбленные Богу, потому что дары Божии и обетования, возвещенные родоначальникам их, непреложны (Рим 11,1 2. 28. 29). Говоря об этом, Апостол Павел уподобляет еврейский народ плодовитой маслине, о тех в среде его, которые отвергли веру во Иисуса Христа, — ветвями отломившимся от нея неверием; язычников же, озаренных спасительною верою, сравнивает с ветвями дикой маслины, привитыми к корню избранной Богом маслины, вместо евреев, отторгнутых неверием, вместе с тем Апостол открывает, что предсказанное пророками ослепление еврейского народа Бог допустил только на время, одному Богу известное, и призвал в Церковь своих язычников, чтобы тем возбудить в евреях ревность ко спасению посредством веры (Рим 11,25); что ослепление еврейского народа будет продолжаться дотоле, пока не войдет в ограду Церкви Христовой полное число язычников, которые захотят оживотворяться верою во Иисуса Христа; и что за тем весь Израиль спасется; потому что, если неверующие теперь евреи не останутся в неверии, то привьются к древней избранной Богом маслине, как природные ея ветви; ибо Бог может снова привить их (Рим. 11, 23-26). Таким образом, если отвержение неверовавших евреев есть примирение мира, выразившееся тем, что язычники обратились ко Христу, Церкви Христовой, то будет принятие еврейского народа в недра Церкви Христовой, как не оживление его из мертвых (Рим. 11,15)? Итак, естественно утешаться надеждою, что обращение евреев целыми массами, по их рассеянности в мире, произведет чрезвычайное, как бы электрическое потрясение, во всех странах, нагальвонизирует даже рационалистов, материалистов, атеистов, силою веры внесет новую, живую стихию в жизнь христианских обществ, пробудит народы от нравственного усыпления и побудит их обратиться ко Иисусу всем сердцем, чтобы провождать жизнь богоугодную”.
После такого предельно ясного изложения азов богословия архиепископ Анатолий задается конкретным вопросом: готовы ли обитающие в западных областях России евреи (с религиозной и общественной жизнью которых ему довелось близко ознакомиться) к предсказанному Апостолом Павлом обращению ко Христу? Не препятствуют ли “религиозные их поверья, правила их деятельности и застарелый образ поведения” не только принятию веры во Иисуса Христа, но даже и искреннему их сближению с христианами?
Заканчивается глава (датированная 1862 годом) следующим замечательным призывом Архиепископа Анатолия к читателям-христианам:
“Что же? Убеждаясь в обидном до низости обращении евреев с христианами, станем ли мы питать в своем сердце ненависть к ним и преследовать их? Сохрани нас Бог! Напротив, по заповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы должны обращаться с ними братолюбно, поступать праведно, особенно же пламенно молиться — да приведет их Благость Божия неисповедимыми своими судьбами к познанию божественных истин Евангелия Христова. Но, следуя внушениям благоразумия, мы обязаны однако соблюдать чрезвычайную осторожность в обращении и в сношениях с евреями, поступать осмотрительно в высшей степени, предостерегать от еврейских козней и меньших братий наших, крестьян; словом — действовать так, чтобы все еврейские ухищрения не причиняли нам никакого вреда. Тогда евреи, убедившись, что христиан трудно по-прежнему обманывать, станут волею-неволею производить торговлю честно и войдут в более искреннюю связь с христианским обществом”.
Но, к сожалению, проект — выражаясь современным языком — Архиепископа Анатолия по постепенному созданию в России условий для обращения евреев ко Христу оказался неосуществимым. И виноваты здесь, в первую очередь, сами русские. Похоже, что нам не хватило ни необходимого “благоразумия”, ни “чрезвычайной осторожности”, а может, и элементарной стойкости в соблюдении заповедей Евангелия. Для подтверждения праведности такого предположения приведу еще цитату, на этот раз из источника, относящегося уже к 1905 году: “Один чиновник, долго служивший в западный губерниях, как-то выразился, что для того, чтобы устоять против еврейского соблазна, нужно быть не человеком, а ангелом. А где же нам набрать ангелов, если евреи там успешно деморализуют нашу учащуюся молодежь и наших чиновников?”
Однако нельзя сказать, что вышеупомянутый проект (не самочинный, а основанный на предсказаниях Апостола Павла) полностью провалился. То ли по пламенности молитв Архиепископа Анатолия и его многочисленных единомышленников, то ли по каким-то другим — еще неведомым для нас — причинам, но евреев в нынешней России, в конце концов, привела “благость Божия неисповедимыми своими судьбами к познанию божественных истин Евангелие Христова”. Сегодня никто не посмеет отрицать того очевидного и в то же время фундаментального по своей значимости факта, что в России евреи обратились ко Христу в массовом порядке (в отличие от предшествующих времен, когда принятие христианства было возможно только со стороны отдельно взятых представителей их народа).
Само по себе обращение евреев целыми массами в христианство — тут уж нельзя не согласиться с Архиепископом Анатолием — весьма отрадно для русских людей. Может быть, как раз лишь после того, как евреи станут настоящими (православными) христианами, между ними и русскими возможно установление долгожданных искренних отношений. Будь Березовский православного вероисповедания, разве тогда пришлось бы бедному Тополю, фигурально выражаясь, ходить за ним по пятам, подобно известному персонажу Ильфа и Петрова, и без устали повторять: “Не жидься, Абрамыч! Дай русским миллион, дай русским миллион!” Да и вообще возможно ли было бы тогда самопревращение Бориса Абрамовича в постсоветского супер-Корейко (в то время как миллионы россиян месяцами не получали положенной им скудной зарплаты)? Такое еще можно представить на почве протестантизма, но для православия — почти невообразимо!
Итак, массовый исход российских евреев из “египетского плена ветхозаветных предрассудков” и обретение ими православной веры, казалось бы, должны только радовать. Но что-то в этом (историческом — без всякого преувеличения!) процессе несколько настораживает... Хотя бы тот, исполненный несомненного лукавства, факт, что само это явление (безусловно, заслуживающее нашего пристального внимания ввиду своей особой значимости для понимания действия высшего Промысла в жизни целых государств и народов) попросту игнорируется (замалчивается), никак не осмысливается или, в лучшем случае, выдается за простое проявление якобы происходящего на наших глазах возрождения ... русской православной Церкви.
Похоже, история евреев так ничему и не научила, как и во времена Иисуса Христа, когда они ждали от мессии не спасения а установления их господства (власти), так и теперь им, видимо, невдомек, что десница Божия дает им не власть над Россией, мнимое обладание которой, судя по всему, уже успело вскружить некоторым из них голову, а редчайший и драгоценнейший шанс, говоря словами Апостола Павла, “привиться к своему природному корню”?
1.0x