Авторский блог Константин Кинчев 03:00 28 июня 1999

"Мы — православные!"

Константин Кинчев в гостях у "Завтра"

В середине 80-х в Ленинграде была образована группа “Алиса”. Особой популярности она не имела. Ситуация кардинально изменилась с приходом в группу К. Кинчева, ставшего ее бессменным лидером. К концу 80-х “Алиса” и ее лидер стали культовыми для целого поколения. К сожалению, тогда энергия рок-движения, во многом из-за тотального неприятия рок-культуры “почвеннической” частью интеллигенции, отказавшейся увидеть в русском роке проявление национальной культуры, была использована силами, уничтожившими Империю.
После катастрофических событий 1991-93 гг., когда многие группы канули в Лету, “Алиса” не потеряла популярности, оставшись любимой для большой части русской молодежи.
Кинчев, приложивший все силы для развенчания власти партийной номенклатуры, первое время приветствовал перемены, происходящие со страной. Но проходили годы — рушилось государство, гибли в межнациональных конфликтах люди... И поэт, чувствующий боль родной земли, не мог оставаться к этому равнодушным. Изменилась направленность текстов. Раньше Кинчев (может быть, подсознательно) следовал традиции “Машины времени”, лейтмотивом творчества которой была “Битва с дураками”. Причем дураки воспринимались исключительно на социальном уровне (кстати, весь питерский рок грешил банальной социальностью), у Кинчева — это Монстр-Соковыжиматель — душитель прав и свобод. Сейчас тексты “Алисы” во многом продолжают традицию “Воскресенья”, “где битва присутствует не на материальном, а на ментальном уровне (В.Марочкин):
“Я не сдамся. Я — Солдат Вселенной в мировой борьбе добра и зла”.
Кинчев поет “Мы — Православные”, “Солнцеворот” — о космическом столкновении сил Света и Тьмы, о неодолимости Света. И герой песен, традиционно русский персонаж сказок, занят не тем, как “делить власть”, а поиском истины и праведной битвой за любовь.
Вместе с этим и социальные хиты “Алисы” приобрели ныне новое звучание и остались по-прежнему актуальны. Обо всем этом — публикуемые ниже беседа и тексты нескольких песен Константина Кинчева.

Вопрос. Сегодня немногие из известных рок-музыкантов, которых не игнорируют отечественные СМИ, согласились бы дать интервью нашей газете. Вы дали согласие сразу и без колебаний. Почему?
Ответ.Газету “Завтра” я время от времени читаю в Интернете. А тем паче я читал книгу Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна “Одоление смуты”. Она в основном составлена из интервью и статей, публиковавшихся в разных изданиях, в том числе и в газете “Завтра”. “Завтра” давала возможность Митрополиту Иоанну, мной очень чтимому и уважаемому, печататься на своих страницах. Этого вполне достаточно, чтобы я не отказал в беседе вашей газете.

Вопрос. “Алисе” — 15 лет. Наверное, уже можно подвести некоторые итоги творческой деятельности. И не накопилась ли усталость, не появилось ли желание отойти от дел?
Ответ.Я пока ощущаю себя на своем месте. Как только в силу возраста или еще чего-то, я перестану ощущать себя на своем месте, мне перестанет приносить радость то дело, которым я занимаюсь, я уйду. На данный момент мне мое дело приносит радость...
Итоги же, как правило, любит подводить пишущая братия. Как я могу это делать, покуда Господь сподобил меня жить на белом свете, за что огромное Ему спасибо.

Вопрос. Насколько адекватна рок-музыка современности? Нет ли опасности для музыкантов превращения в самопародии, как на Западе?
Ответ.Анализом этого дела я не занимался и вряд ли буду, потому что меня, честно говоря, это мало интересует. Это опять-таки тема, которую обсасывают со всем сторон журналисты.

Я знаю, что есть группа “Алиса”, к которой я имею честь принадлежать. Мы занимаемся тем, что нам нравится. Песни я пишу тогда, когда они пишутся, когда они не пишутся, я их не пишу. А пишется то, что проживается через сердце, т. е. проходит через тебя.

Другое дело, если возвращаться к 15-летию группы, то сейчас, парадоксально, но факт: мне интересно петь песни, написанные в 80-е годы, они для меня принимают совершенно новое звучание, вторую жизнь.

Вопрос. То есть актуальность старых песен, например, “Моего поколения”, сохраняется?
Ответ.Бесспорно, ибо то, против чего восставала вся моя душа, поменяло окраску и цвет. То бесовство, с которым мы в принципе и боролись, есть власть как таковая. Облик меняется, суть остается прежней, дьявольской. А с этим нужно бороться. Как я могу бороться? Только песнями. Что и делаю. Получается у меня или нет, вам судить.

Вопрос. Через все ваше творчество проходит тема Солнца. С чем это связано?
Ответ.Солнце — некий поэтический образ, который мне очень близок. В понятие Солнце я вкладываю понятие — Бог.
Всуе произносить имя Бога как-то нехорошо, а вот Солнце позволительно. Мне мой внутренний цензор говорит, что Солнце — можно, а Бог — не стоит.

Вопрос. Многие ваши песни, такие, как “Стерх”, “Плач”, “Мама”, пронизаны ощущением России. Что для вас Родина, какой она должна быть, менялось ли отношение к ней с годами?
Ответ.Мое отношение на протяжении лет не менялось никогда. Я родился и рос всегда с чувством Родины, безмерной любви к ней. Получается довольно высокопарный слог, но это действительно так. Я полностью принадлежу корням, ощущаю связь со своей землей и никакой другой земли мне не надо. Какой должна быть Россия — я не знаю... В песне “Мама” у меня об этом строчки — “Мы ж младенцы все у нее на груди, сосунки, щенки — нам ли мамку спасать...”
Мы рождаемся на теле матери, проживаем малюсенький отрезок пути, но набираемся такой мощной амбиции — знаем, как маме надо жить, вот здесь мама не права, тут не так сделала...
Маму учить не стоит. Ты учись и делай так, чтобы мама-Родина тобой гордилась.

Вопрос. А Минин и Пожарский...
Ответ.Ну а что Минин и Пожарский. Отличные сыны Отечества, все правильно делали.

Вопрос. Когда в Кремле поляки, понятно, что надо делать. Но если “поляки” говорят по-русски, произносят речи о патриотизме — что тогда?
Ответ.На это у нас есть патриарх Алексий (я имею в виду православных людей, к которым, надеюсь, имею честь принадлежать, к войску православному как недостойный ополченец). Если Алексий даст благословение на жесткие действия, значит, будем всем миром такие действия осуществлять. Пока такого благословения нет — живем и спасаем собственную душу.

Вопрос. Но сейчас говорить о патриархе Алексии как едином авторитете для всех русских тяжело. Есть РПЦЗ, катакомбники, староверы...
Ответ. Дело, знаете, в чем, куда тебя Господь привел — в той Церкви и находишься, там присягу принимаешь и той Церкви служишь. Меня Господь привел в Церковь, относящуюся к Московской Патриархии. Первоиерархом ее является Алексий II, и я как рядовой ополченец не дерзаю делать какие-либо замечания в адрес вышестоящего. Вот и все.

Вопрос. Что же послужило толчком прихода к Вере?
Ответ.Не сам приходишь, Господь приводит. Может быть, определенным событием стало посещение Иерусалима в 1992 году. Господь сподобил побывать на Святой Земле и посвятить время не покупкам гнилого тряпья неизвестного происхождения, а действительно важным вещам. То есть снисканию Благодати благодаря местам и тропам, по которым ходил Спаситель.

Вопрос. Некоторые православные публицисты считают, что наше пребывание здесь — это каждодневная борьба за реализацию Царства Божиего на земле. Согласны ли вы с такой позицией?
Ответ.Я очень осторожно отношусь к подобным дерзновениям. Достоин ли ты брать на себя ответственность устанавливать Царство Божие на Земле? Лично я обуреваем идеей спасения собственной души и попыткой сделать эту душу угодной Господу.

Как Серафим Саровский говорил: “Вся жизнь заключается в том, что ты можешь снискать как можно больше Благодати Духа Святого”. Это достигается путем искренней и глубокой исповеди (к чему, каюсь, отношусь недостойно), путем глубокой сердечной молитвы и естественным путем принятия Таинств. И я совершенно не думаю, как сделать так, чтобы всем людям на земле жилось хорошо. Я очень хочу, чтобы было так, но не знаю, как это сделать. И не люблю всех тех, кто заявляет, что они знают. Сидящих в Думе, в правительстве и на президентском троне, жрущих друг друга, как псы.

Вопрос. Как “Армия “Алисы”, фанаты, поклонники относятся к вашему обращению к вере, а также всем нынешних заявлениям, с этим связанным?
Ответ.Естественно, неоднозначно — кто принимает, кто нет. Можно зайти к нам на сайт в Интернет и почитать, там можно увидеть всю палитру мнений — от полного неприятия до одобрения и даже радости за меня.

Вопрос. Сейчас ведется много разговоров о так называемом “возрождении” Православия. Восстанавливаются храмы, в среде высоких чинов стало модно позировать со свечой перед камерой и т. п.
Ответ.Ребята, откуда мы знаем, искренен этот “чин” или нет. Мою жену по таким вопросам просто достала одна демократическая дама. Она говорит: “Почему Зюганов ходит в храм и крестится — это же неискренне?!” Моя жена отвечает: “Так может, Зюганову и надо больше туда ходить. Откуда ты знаешь, с каким он сердцем туда приходит. Может быть, он приходит туда с искренней исповедью и молитвой?”. Можно, конечно, все огульно критиковать — “мне не нравится, что от батюшки луком пахнет”, еще что-то. Почему мы судим-то? С себя надо начинать.

Вопрос. В среде молодежи появилась новая мода — ходить на Крестный ход с водкой, как на гулянку...
Ответ. Я тоже лет в пятнадцать ходил на Крестный ход с водкой. А потом, откуда мы знаем — сегодня человек с водкой, селедкой придет — а завтра со слезами. Опять же, никого судить не буду.

Вопрос. Каково ваше отношение к сегодняшней политической ситуации в России и в мире?
Ответ.Ситуация чудовищная. Что я об этом буду говорить. В газете “Завтра” — замечательные политологи, которые эту ситуацию абсолютно верно отражают. Я практически полностью согласен с их оценкой.

Я не разделяю те идеи, тех, кто борется с нашей Верой, с нашими корнями. Через масонство, через либерализм разложили мощную страну и пришли к власти. Знаете же, какой национальности в основном были люди, устроившие когда-то революцию. Вы понимаете, все же гораздо глубже, и сейчас происходит то же самое. Это другой лик того же самого врага, который борется с Православием. Что касается событий в мире. Группа “Алиса” полностью солидарна с народом России и Православной церковью по вопросу Югославии. Налицо чудовищное и циничное вмешательство в дела суверенного государства.

Вопрос. В книге Н. Барановской, посвященной вашей жизни и творчеству, есть эпизод, где вы высказываете довольно любопытную идею о значении в человеческой истории Триединства Господня. Сначала была эра Отца, наше тысячелетие — эра сына, посланного Богом-Отцом спасти нас. А наступающая третья эра — эра Святого Духа. Очень напоминает идею средневекового мистика Иоакима де Флора...
Ответ.Был молод... Будучи язычником, позволял себе такие вещи говорить, поскольку был чрезмерно самонадеян. Сейчас не дерзну произносить подобное. Скажу одно: “Я могу предвидеть, но не могу предсказать”. Поживем — увидим. Очевидно, что мы являемся современниками какого-то серьезного явления. А в связи с международной ситуацией ... нет, буду молчать. Одному Господу известно.

Вопрос. В свое время вы занимали ярко негативную позицию по отношению к такому явлению, как фашизм. Изменилось ли оно сегодня?
Ответ.Если брать фашизм как синоним гитлеризма, я отношусь отрицательно. Это наш общенациональный враг, к тому же, ни одна власть не имеет права посягать не человеческие жизни, так же негативно я отношусь к любому проявлению “сильной руки”.

Что касается свастики... К свастике мое отношение просто замечательное. К сожалению, затоптан замечательный глубокий символ. В православной традиции свастика, вращающаяся в правую сторону, — это знак исхождения Духа Святого; левосторонняя — знак снискания Духа Святого. Естественно, что к такому знаку я плохо относиться не могу.
Однако я понимаю, что не стоит спекулировать подобным знаком, поскольку много еще людей (к несчастью, с каждым годом их становится все меньше) кто на себе ощутил давление свастики, которую на флаг подняли люди, служившие Гитлеру.

А как кулак — хорошая вещь. “Мы вместе” — это называется. Национальное единение, но не под эгидой любой политической власти, а только под знаменами Войска Христова.

Вопрос. Современный французский философ Ален де Бенуа, сравнивая политические режимы Востока и Запада, еще до разрушения Советского Союза заметил, что восточный тоталитаризм убивал людей, но оставлял им надежду, а тоталитаризм западного типа страшнее, ибо творит счастливых биороботов. Вы согласны?
Ответ.Если мы сейчас будем обращаться к тому, что происходит в капиталистических странах, — это, бесспорно, так. И какой-нибудь Мэрилин Мэнсон там просто необходим. Я его очень хорошо понимаю: он эпатирует ту жирную, бездуховную посредственность, бюргерство, которым заполнена вся Европа и Америка. Один из его последних видеороликов очень удачно высмеивает всех этих биороботов с безумными выражениями лиц, сидящих у телевизоров всю свою жизнь.

Мне всегда были симпатичны на Западе такие персонажи, которые показывали этому обществу мощный fuck, говоря языком инородцев. В принципе в начале своего творческого пути я примерно тем же самым занимался. Но сейчас это носит иные формы.

Вопрос. Для сегодняшней России подобные формы не нужны?
Ответ.Для России — нет. Хотя есть очень сильные попытки поймать нас — через телевизор, через рекламу. Все это сатанинские приманки, которые очень близки людям, особенно подросткам. Конечно, хотелось бы, чтобы не было рекламы на TV, не было журналов типа “COOL” и пр...

Но сейчас, слава Богу, пелена, которой мы были затуманены, спадает с глаз. И ясно, что уклад западного общества для нас не панацея. Оно нам совершенно не нужно. У нас своя великая культура, своя вековая история, вот к чему надо внимательно прислушиваться. Американские фантики уже не интересны. Хотя был период, когда Америка путем очень мощной идеологической работы путала сознание многих людей.

Вопрос. Вы говорите о том, что власть не имеет права посягать на человеческую жизнь. Однако и в истории России были времена, когда уничтожали людей, и Церковь благословляла подобные действия. Например, в случае с “ересью жидовствующих”.
Ответ.Иоанн Грозный прежде, чем двинуться в поход на Новгород, отрекся от власти — народ же его попросил вернуться, не оставлять страну без Самодержца. У митрополита Иоанна в книге “Самодержавие Духа” об этом очень хорошо написано...

Вообще мне очень симпатичен взгляд Митрополита Филарета (Дроздова), современника Пушкина. Он ратовал за “симфонию властей”. Что такое “симфония властей”? Это когда власть светская, точнее государственная, на все жесткие и волевые решения получает благословение от власти духовной, то бишь от Патриарха. И власти должны жить в этом, как говорится, “фашизме” — т. е. в сжатом кулаке. И ни одного лихоимного и непопулярного для народа решения не должно быть принято без благословения духовной власти. Она, в свою очередь, ответственна гораздо больше, чем власть светская. К несчастью, это забыто, этого нет.

А что касается “ереси жидовствующих”, то я не имею право говорить о тех, кто выше меня по значимости и по следу в истории. Но мне понятно такое решение. Если в лоне Православной Церкви зарождается иудаизм — с этим надо жестко и быстро бороться. Потому что иудаизм — главный враг Православия и всего светлого, что есть на земле.

Вопрос. Нам в руки попал список рок-групп, не рекомендованных ФСБ к появлению на московских сценах. К нашему удивлению, вместе с участниками “Русского прорыва”, “Коррозии металла” там значится “Алиса”. Как вы прокомментируете свое попадание?
Ответ.Не знаю, для меня это новость. Хотя когда я написал песню “Православные”, мне мой школьный товарищ — он священник, отец Владимир — сказал: “Сейчас, Костя, ты будешь получать со всех сторон”. И это абсолютно нормально. Как спел в свое время лидер “Телевизора” М. Борзыкин: “Если в меня стреляют — значит, все в порядке”. Значит, есть какая-то заслуга; и какая-то доля того, что я делаю, все правильно.

Вопрос. Группа “Алиса” имеет свой сайт в Интернете. Вы, насколько известно из публикаций в других изданиях, в свободное от гастролей время проводите за компьютером пару часов в день. Не разделяете точки зрения на компьютер как на проявление бесовщины?
Ответ.Это очень волюнтаристская позиция: все стричь под одну гребенку. Также можно о рок-н-ролле сказать — бесовское дело. Я считаю, нет плохих занятий, есть люди недостойные и есть люди порядочные. Соответственно, и здесь то же самое. Если ты балдеешь от порнографических сайтов — это одно, а если ты заходишь на сайты Православной Церкви — совсем другое дело.

Вопрос. Сейчас много разговоров ходит о возрождении группы “Кино”. Место Цоя должен занять чеченский рок-музыкант Бек-Хан. Каково ваше отношение?
Ответ. Мне очень не хотелось бы, чтобы это произошло. Зачем Витю-то тревожить. У Бек-хана есть свои замечательные песни, и есть надежда, что он их и будет петь.

Вопрос. Совместный проект Кинчева и “Рикошета” — “Геополитика”. Когда выйдет альбом, с чем связано обращение к технокультуре и почему такое название?
Ответ.Когда выйдет — сам не знаю. Надо спросить у корпорации Rise Lis`s. Отношусь к записи как к баловству, к игрушке. Название — просто так захотелось. Выйдет — сами сделаете выводы. Хотя там песни все старые.

Вопрос. В композиции “Я — меломан” вы дали довольно внушительный список того, что интересовало вас в музыке. За последнее время появилось что-нибудь интересное, на ваш взгляд, на нашей сцене?
Ответ. Я не могу сказать, что внимательно слежу за новыми именами. Нравятся “Пилот”, “Король и шут”, Земфира.

Вопрос. А литература, кино, театр, живопись. Что-нибудь интересует в значительной мере?
Ответ. К кино я совершенно спокоен, живопись на уровне “нравится — не нравится”. В театр очень люблю ходить, особенно в “Табакерку”. Просто в восторге был от “Смертельного номера” — Машков гениальный театральный режиссер.

Светская литература ушла совсем на второй план. Только поэзию по-прежнему чту. Выделить кого-то трудно ... очень люблю Пастернака, Цветаеву, как ни банально — Пушкина. К Хлебникову охладел. Сейчас для меня автор номер один — диакон Андрей Кураев. Он обладает бесспорным литературным даром, его читать очень легко и интересно. И мне, как человеку путанному, голову просветляет очень хорошо, позиции для меня неясные растолковывает. К нему прислушиваюсь и люблю читать. А так — “Жития Святых”. Если и ощущать путь воина — то вот у кого надо учиться, вот герои-то где!

Беседу вели Олег ГОРБАТОВ и Андрей СМИРНОВ

Авторы благодарны Александре С. за содействие в организации и подготовке этого материала.

1.0x