Авторский блог Евгений Ростиков 03:00 28 июня 1999

ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ УРОДАМ?..

Author: Евгений Ростиков
ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ УРОДАМ?.. (“Творческая интеллигенция« против истинных творцов)
26 (291)
Date: 29–06–99
В 1997 году республиканская молодежная газета “Знамя юности” опубликовала мой материал под безобидным названием “О школе сгоревшей замолвите слово”. Что здесь началось! От “творческих работников” полетели коллективные и личные письма в совмин республики, администрацию президента, самому президенту. Министерство культуры совместно с творческими союзами (которых в республике насчитывается уже около десятка, и существующих, естественно, за счет госбюджета и разного рода льгот) спешно собирает расширенную коллегию, на которой принимает совместную “заяву” по опубликованному в “ЗЮ” “артыкулу Росцiкава”. Автора публикации обвиняют во всех смертных грехах и, прежде всего, в “попытке поссорить нашу творческую интеллигенцию с народом, властями и, естественно, с президентом”.
Комментируя это событие на страницах все той же “ЗЮ”, я вынужден был признать, что “после 40-х годов, когда постановлением ЦК КПСС за “очернительство”, “антигосударственный подход” осудили литературно-художественные журналы “Звезда” и “Ленинград”, а также поэтов и писателей, таких, как Анна Ахматова, Михаил Зощенко, кажется, ничего подобного не было. Нет, конечно же, похожие призывы-осуждения, требования принять, наконец, меры к авторам опер, симфоний, книг (Мурадели, Шостакович, Солженицын) продолжались, но чтобы с таким жаром клеймить газетную публикацию — до такого еще и в самые мрачные сталинские времена не доходили, это, как говорится, “здабытки” нашей “дэмакрацii”.
На той коллегии от “вядомых” писателей, режиссеров, кинорежиссеров и прочих деятелей звучали призывы “не просто запретить Ростикову где бы то ни было печататься, но и вообще писать! ” Только это, как говорил известный московский деятель, было уже не в их власти.
Что же вызвало такой дичайший гнев в публикации? Один мой вполне логичный вопрос: “Морально ли, сидя на горбу у народа и государства, вести борьбу с этим народом и своей страной? ” Ответа на него в той гневной “заяве” я так и не нашел. Более того, после этого шумного демарша наши “славные творцы” с утроенной энергией вновь принялись поливать грязью “гэты дурны беларускi народ, гэты безглуздыя улады i тырана Лукашэнку”. Делалось все это, конечно же, на бюджетные средства, то есть на деньги, которые взяли у этого народа.
НОГИ МОЕЙ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ!
Белорусский академический театр им. Якуба Колоса, что находится в Витебске, отмечал свое 70-летие. Как у нас заведено, к этому торжеству официальные организации республики, да и просто рядовые зрители, приготовили артистам множество подарков. Естественно, преподнес свой подарок публике и “благодарный” театр. Это был заново “переосмысленный”, реанимированный его главным режиссером спектакль, в котором народ, то есть те же зрители, были представлены, как стадо безликих, безмозглых баранов, а вожди его — все сплошь подлые дебилы и интриганы.
Приглашенный на это “торжество” народный артист СССР Николай Еременко порывался уйти, не дожидаясь конца спектакля, в сердцах бросив, что “после такой наглости, неуважения ни себя, ни публики ноги моей больше в этом театре не будет! ” А ведь сказано это было о театре, где сам Еременко вырос, где началось его восхождение к большой артистической славе. Я ему все-таки предложил потерпеть, посмотреть, как события будут развиваться дальше. И действительно, действие в театре, как у нас теперь повсеместно заведено, продолжалось вполне в “демократическом духе”. На сцену как ни в чем не бывало вышел сияющий министр культуры и вручил сладко улыбающемуся режиссеру этого “хитрого” спектакля полновесный грант “на новую постановку”.
Абсурд, скажете вы. Нет, стиль сегодняшней “государственной работы, когда в расчет берутся, прежде всего, интересы министерств, бесчисленных чиновников, желающих быть для всех хорошими (естественно, за счет народа), но никак не интересы этого народа, которые они призваны защищать, не говоря уже об интересах своей страны.
Практически одновременно то же министерство дает деньги другому режиссеру, “прославившемуся” постановками спектаклей, в которых рассказывалось, как мило было на Беларуси, когда народ ее щи хлебал лаптем, зато “какiя добрыя былi тады паны, i як многа бед натварылi у нас гэтыя рускiя”. В новой своей постановке по известной пьесе Брехта этот режиссер решил “показать не просто образ диктатора, но исследовать саму природу диктатуры”. Похвальное, казалось бы дело, хотя и слепцу было ясно, куда гнет этот “лапотник”. Так и случилось, после блестящих постановок этой пьесы во всем мире, в том числе и Москве, минский спектакль, полный разного рода “прозрачных” намеков и фиг в кармане, выглядел в лучшем случае “капустником” в каком-нибудь районном клубе. Но цель была достигнута, граждане республики и ее президент получили еще несколько полновесных плевков, а оппозиционная и, конечно же, московская пресса возможность порассуждать о свободе творчества в Белоруссии и диктаторе, который “на конце ХХ века оказался в центре Европы”.
Не отстают от “лапотников” и “лялечнiкi”. Год назад в одном из кукольных театров республики поставили, казалось бы, безобидную белорусскую сказочку. Но это дало возможность режиссеру Лялевскому не просто высмеять, а злобно поиздеваться над всем — над гербом республики, гимном, белорусским народом и, конечно же, избранным им президентом. И все это, естественно, было сделано на деньги, взятые из государственной казны.
Неслучайно, выступая на проходившей в Белоруссии международной конференции, один из зарубежных театральных специалистов с удивлением сказал, что такого “творчества”, как в Белорусии, он ни в одной стране мира не видел. Что же его так поразило — “безответственная трата государственных денег на личные политические пристрастия драматургов, режиссеров. Об искусств вы, кажется, забыли! ” — закончил он.
Но как выяснилось, и у нас, и у них там, на Западе, с искусством не все так просто. Только на личные пристрастия голубые или политические там тратят личные деньги. Не потому ли даже в такой театральной стране, как Англия, всего два театра финансируются государством, а в театральной Мекке — Париже, чуть больше — четыре. И, конечно же, там жестко следят за тем, на что и как уходит каждая государственная копейка. Контракт могут разорвать за малейшие его нарушения, не принимая во внимание ни прошлые заслуги “творца”, на благие его намерения. В Белоруссии же сегодня — делай, что хочешь. И нарушение условий договора считается чуть ли не доблестью. Иначе как же нашим “творцам” привлечь внимание к своим персонам? Проходит некоторое время, глядишь, и этот “нарушитель конвенции”, которого в любом цивилизованном обществе и близко больше бы не подпустили к работе, получает из госбюджета деньги под “новую идею”.
ОБ ОДЕССКИХ “БЕЛОРУСАХ” И КРАСНОЯРСКИХ СМОРЧКАХ
В свое время не только в Белоруссии, но и далеко за ее пределами, был поднят грандиозный шум вокруг фильма одесского “белоруса” Хащеватского под названием “Обыкновенный президент”. Режиссер на страницах газет самодовольно хвастал, что кинопасквиль о “фашизме и главном фашисте в Беларуси” он никогда бы не смог создать без помощи… официальных структур и, естественно, служащих в них государственных чиновников. Это касалось не только “творческой”, но и денежной поддержки. Для отмазки сообщалось, что деньги на ту картину дали некие “независимые” спонсоры и фонд Сороса. Но всем причастным к искусству было ясно, что при той бесконтрольности, которая существует сегодня при распределении средств “на культуру и идеологию”, он взял для создания своего шедевра из государственной казны.
Тот же Хащеватский с издевкой поведал, как из Сибири выписали некоего красноярского сморчка, который и задал белорусскому президенту несколько “нужных” провокаторских вопросов. И Лукашенко по простоте своей ни них ответил… Сколько их таких подсадных уток уже побывало и еще метит прилететь в нашу республику, чтоб рассказать “правду” о белорусском президенте. Их селят в лучших гостиницах, оказывают особые знаки внимания, они жируют за народный счет, а потом, подобно г-ну Лацису из “Известий”, возвратившись домой, поливают грязью и Беларусь, и ее президента. Но кто-то же приглашает их в республику? Кому-то же принадлежит “заслуга” в проталкивании в кабинет президента именно таких людей? И в отторжении других. Не случайно десятки известных авторитетнейших людей не только Беларуси, но и ряда других стран, не колеблясь поддерживающих политику на интеграцию Белоруссии и России, по нескольку лет не могут пробиться к Лукашенко с действительно жизненно важными вопросами. Но зато в “идеологических сферах” всегда витают идеи, чтобы президент удостоил своим вниманием господ типа Голембиовского, Сванидзе и прочих, цель которых заранее ясна — всячески дискредитировать, оплевать не только народ России, но и Белоруссии.
Но вернемся “в кино”, на которое президент Лукашенко денег тоже не жалеет. Есть на “Беларусьфильме” такой режиссер Дашук, в свое время прославившийся созданием “документальных” фильмов о партийных вождях, а потом скандалом с известной “летописцей” Светланой Алексиевич, по одной из книг которой он создал целую серию фильмов. Тогда, резко оттеснив эту писательницу, Дашук со скандалом все-таки урвал Государственную премию.
Но пришло новое время, и Алексиевич взяла реванш. Да еще какой! Премии на нее посыпались как из рога изобилия, точнее, из зарубежных фондов, да к тому же в твердой валюте. Дашук смекнул, что на восхвалении вождей сегодня много не заработаешь, значит, надо браться за их “разоблачение”. Естественно, что лучшего объекта для этого, чем президент Лукашенко трудно придумать. И хотя очередной фильм у Дашука на эту тему получился скучным, заидеологизированным, по-стариковски беспомощным, и как всегда, у этого режиссера более чем на 80 % состоящим из чужих кадров, авторы которых и слыхом не слыхивали, как их “пользуют”, примечательно в этой злобной стряпне другое, что создавалась она ни где-нибудь в подворотне, а на площадях государственной киностудии “Беларусфильм”.
КАКОЕ КИНО “ЗАДУМАЛА” СНИМАТЬ БАЗАРНАЯ ТЕТКА
Это уже стало традицией. Несколько лет назад, в самый разгар выборов президента в Белоруссии, меня срочно пригласили к тогдашнему премьеру Вячеславу Кебичу, под которого, собственно, и задумано было ввести этот пост. Вопрос был поставлен ребром: “Как быстро вы можете создать 20-минутный фильм о нашем славном кандидате в президенты? ”
Я, жестко урезав сроки производства, назвал месяца полтора. “Нет, — объяснили мне, — фильм уже через два дня должен быть на экране! ”
Но как вскоре выяснилось, никаких кино-видеоматериалов о руководителе страны, главном претенденте на президентский пост в архивах не было. Не считать же такими материалами его бесчисленные выступления за трибуной и проходы по рабочим цехам, колхозным коровникам, свинарникам. Менялись только на претенденте халаты: белый на синий, синий на черный…
А к этому времени его соперники, не занимающие, по сути, никаких влиятельных государственных постов, имели “про себя” по нескольку явно рекламного характера кино- и видеофильмов, а лидер БНФ — более десятка, в том числе и трехсерийный под названием “Неведомый Пазняк”. И главное, что почти все они были созданы на государственной студии, за народные деньги. Более того, уже при Лукашенко, наголову разбившего главного претендента, как и всех прочих, было создано несколько хвалебных фильмов о людях, в том числе Старовойтове и Климове, которые сейчас находятся в заключении за разного рода финансовые злоупотребления.
Хотя, возвращаясь к тем первым президентским выборам, справедливости ради надо сказать, что на киностудии был создан фильм, если не о самом главном претенденте, то о его… матери, простой крестьянской женщине. Но, как говорится, лучше бы этого фильма не было. Претендента-премьера обвинили в связи с этим во всех смертных грехах и, прежде всего, в трате государственных средств. И хотя власти пытались оправдаться, что фильм создан на деньги какой-то частной фирмы, все понимали, что фирма не могла просто так воспылать любовью к матери премьера, у руководителей фирмы свои есть матери. И то, что Кебич потерпел тогда такое сокрушительное поражение, свою роль сыграл и этот фильм. Не случайно, что режиссер его, после того как Лукашенко стал президентом, получил должность замминистра культуры.
Но все возвращается на круги своя. Где-то впереди маячат новые президентские выборы, и почему бы “финт с мамой” не провернуть уже против самого Лукашенко. Сказано-сделано. И президентская “Совбелия” на своих страницах помещает пространное интервью с режиссером, точнее, “режиссершей”, “создателем более ста документальных фильмов”, в котором та сообщает изумленным читателям, что теперь приступает к съемкам фильма о матери первого президента. Почему “изумленным”, спросите вы? Да потому что такого режиссера в Белоруссии в помине не существует. Есть шумная тетка, ныне пенсионерка, более 30 лет проработавшая на “Беларусфильме” администратором и директором разного рода документальных фильмов, в задачу которой входило заказывать для съемочной группы билеты на поезда, автобусы, выбивать в гостинице места и выдавать суточные. В этом качестве в Белоруссии ее знали многие, в том числе и, конечно же, газетчики.
Зачем “президентской” газете понадобилось выдавать ее за крупнейшего белорусского режиссера, думаю, теперь ясно, если учесть ту роковую роль, которую сыграл фильм о его матери в судьбе Вячеслава Кебича. И хотя Лукашенко лично жестко запретил всякие подобные съемки, тем не менее это дало повод оппозиции и ее прессе позлословить в адрес президента и вдоволь порассуждать “на какое кино уходят деньги белорусских налогоплательщиков”.
Стоит и нам продолжить это исследование. Ведь “интересно” это кино сегодня не столько творческими, художественными достижениями, сколько, прежде всего, политическими.
“ПАРТИЗАНФИЛЬМ” СРАЖАЕТСЯ СО СВОЕЙ СЛАВОЙ
Несколько лет назад на “Беларусфильме”, известном в былом Союзе более под добро-ироничным названием “Партизанфильм”, была создана художественная лента “На черных лядах” по рассказам Василя Быкова. В ней повествовалось ни больше ни меньше, как “аб барацьбе у 20-я гады беларусау з расiйскiм войскам падчас Слуцкага паустання”.
Даже если не знать, что никакой борьбы белорусов с русскими войсками, а точнее, Красной Армией, в 20-е годы не было, а так называемое Слуцкое восстание было локальной акцией, проведенной белопольскими спецслужбами, то и тогда в этой “киношной” истории могла бы появиться хоть какая-то правда характеров, судеб. Увы, ничего этого в фильме не было. Антиисторичность, надуманность последних произведений писателя здесь сочеталась еще и с аморальностью, антигуманностью (чем жить в такой стране под “игом” русских, герои — простые белорусские мужики, массово кончают самоубийством”) усугубилось еще беспощадной режиссурой и такой же бездарной актерской работой. Зато в этом фильме “нет привозных авторитетов”, — отметил поэт Рыгор Барадулин. И продолжал: “Герои пожертвовали собой, а не так, как по методу партизанско-советской войны. Сколько убитых стоил Белоруссии Кубэ, Хатынь тоже. Деревня — на одну лихую вылазку партизан”.
И эти инсинуации насчет партизанско-советской войны, и сожаление о палаче белорусского народа гауляйтере Кубэ говорил поэт, прославившиеся стихами о “Белоруссии — партизанке”, сам создавший сценарии к десятку фильмов, восславлявших это народное движение.
Естественно, что вскоре на “Беларусьфильме” запускается в производство новый художественный фильм “о белорусской поэтессе Ларисе Гениюш”. Известна она более тем, что была активисткой националистической организации Белорусского комитета самопомощи, создание которого в Праге санкционировал гитлеровский министр Розенберг. Задачей этого формирования было ведение профашистской пропаганды.
В 1941 году она вместе с другими руководителями националистической иммиграции послала благодарственное письмо Гитлеру, в котором восторженно приветствовалось нападение немецко-фашистских войск на нашу с вами Родину. “Желаем Вам, Ваше превосходительство, скорой решающей победы над большевистско-жидовским режимом на всех фронтах”, — писалось, в частности, в этом послании Гениюш и других “фюреру и рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру”.
Премьеру этого фильма предполагалось осуществить к “праздникам (?) Победы”. У националистов свои праздники — не 9 мая. И хотя успехом у белорусской публики эта “художественная” картинка не пользовалась, тем не менее время от времени ее все-таки прокручивают по белорусскому телевидению. Еще бы, ведь фашисты в нем, как и советские (русские), сражаются с “белорусской интеллигенткой”.
МОМЕНТ ИСТИНЫ ДЛЯ УРАЛЬСКИХ “ХЛОПЦЕВ”
На днях на том же белорусском ТВ закончился показ первого многосерийного (30 серий) “национального” фильма, судя по которому больших врагов, чем русские, у белорусов никогда не было и быть не могло. И деньги у государства находятся на такое “кино”, и драгоценное телевизионное время для их показа на телевидении отпускается.
Зато знаменитый белорусский актер и режиссер Владимир Гостюхин, сделавший несколько лет назад весьма интересный, умный фильм “Ботанический сад”, вот уже несколько лет не может получить на “Беларусфильме” работы. “Мешает” ему его гражданская позиция, его открытая поддержка интеграционных процессов Белоруссии и России и в какой-то мере еще и национальность. Равно как и создателю и бессменному руководителю вокально-инструментального ансамбля “Песняры” Владимиру Мулявину, ныне представляемому белорусской прессой безвольным, бесхарактерным человеком. Вообще этих двух уральских “хлопцев”, прославивших белорусское искусство на весь мир, по всему видать, вскоре вообще вынудят замолчать.
Я писал уже об установке президента создать фильм, чтоб он завоевал, по меньшей мере, американского “Оскара”. Для этого выбрали роман Владимира Богомолова “Момент истины”. Кто выбирал — неизвестно, но говорят, что добиться права экранизации стоило минкульту больших сил и денег. И никто не задумался над тем, что даже советское время (когда кто вообще обращал внимание на автора) Богомолов добился закрытия “Момента истины”, который экранизировал известнейший и авторитетнейший тогда кинорежиссер Витаутас Жалакявичюс. А скорее всего, наоборот, учли именно это.
И теперь, когда на подготовку фильма потрачены сотни тысяч долларов, режиссер его сообщает: “Картина сложная, и ситуация постоянно обостряется. Автор романа и литературного сценария Владимир Богомолов хочет через российскую прессу обратиться к президенту с открытым письмом с обвинениями в обмане его как автора. Я буду просить писателя этого не делать. Потому что такой поступок станет политическим актом в области взаимоотношений России и Белоруссии”.
Ну о том, что российская пресса выльет еще не один ушат грязи на белорусского президента — сомневаться не приходится. Но вряд ли это повлияет на взаимоотношения белорусского и русского народа. Другое дело, зачем Лукашенко давать повод, а точнее, более миллиона долларов (а именно столько обойдется налогоплательщикам “Момент истины”) на создание явно скандальной картины, которую могут не только на американский “Оскар” не пустить, но и за границы Республики?
Вопрос этот кажется риторическим. Но тем, кому не нравится политика президента, кто пытается развернуть его в другую сторону, а еще лучше — смести с пути, немаловажную роль в этом отводят искусству. Тем более оно им фактически ничего не стоит.
Не случайно кинорежиссер Михаил Пташук, как бы суммируя общее мнение на страницах “Лiма”, недавно сказал: “Я всегда говорю, если бы наш президент знал, на какие идеи и темы тратятся на “Беларусьфильме” народные деньги, то давно бы закрыл студию”. От себя добавим — и не только киностудию. Тем не менее Лукашенко все еще считает, или делает вид, что считает, что все эти театральные постановки, кинофильмы, картины — это просто искусство, а не большая, притом грязная, политика.
О РЮШЕЧКАХ, ГУБКАХ И УДАРАХ В СПИНУ
Кстати, о картинах. Недавно меня попросили передать белорусскому президенту дарственный альбом некоего “известного московского художника Никаса”. Почему не передать, если есть через кого. Перед тем, как это сделать, я полистал его альбом и поразился, что картины эти — откровенный кич, дешевая претензия и плохо скрываемое дилетантство. Но главное-то было в том, что “художник” напоминал президенту о том, что тот обещал ему попозировать “для портрета”.
Выполнив эту странноватую, мягко говоря, просьбу, я как всегда зашел в мастерскую к своему старшему товарищу народному художнику СССР Михаилу Андреевичу Савицкому. То, что даже в былые времена в чванливой Академии художеств СССР его признавали “академиком № 1” — знают все профессионалы. Его серии полотен “Цифры на сердце” и “Черная быль” известны во всем мире. Не менее потрясают своим мастерством, правдой, умением схватить глубину характеров и написанные им портреты выдающихся личностей и простых людей. Я поинтересовался у Михаила Андреевича, обращался ли кто-нибудь к нему из администрации президента с просьбой написать портрет Александра Лукашенко.
— Нет, ответил он. — Говорят, наш президент ездит к Шилову в Москву. Тот его портрет рисует.
— Не может быть, это же на уровне Брынцалова, все эти чубочки, рюшечки! — не удержался я.
— Увы, в своем отечестве пророков не бывает, — проговорил мастер и добавил с горечью. — Ну не хочет он у Савицкого портрет делать, поехал бы в Питер к Андрею Мыльникову или в ту же Москву к Дмитрию Жилинскому, Дмитрию Иванову или к более молодым талантливым портретистам. Ведь если ты президент, то должен придерживаться хоть какого-то уровня.
Михаил Савицкий не обижался, заказов у него хватает. Сейчас он работает над серией более чем из десяти портретов крупнейших деятелей науки. Но мне было обидно, что первый президент страны так и не обратился к выдающемуся художнику современности, мастерская которого находится в двадцати минутах от резиденции, запечатлеть его на холсте, если не хочет для себя, то хотя бы для своего народа, для будущих поколений.
Вообще, отношение белорусского президента с белорусскими художниками, а точнее, с руководящим составом союза художников, точь-в-точь повторяет его отношение с описанным в предыдущем номере отношением с союзом писателей (писательской Радой). Он им дает деньги, миллиарды из госбюджета, а они его за это еще и бьют кто во что горазд.
В середине 90-х годов в Минске на острове в районе Старого города началось строительство памятника белорусам, погибшим во время войны в Афганистане. И то ли то, что открытый конкурс на этот памятник выиграл скульптор из Днепропетровска (то есть “не наш”), то ли потому, что памятник этот был посвящен “афганцам”, или потому, что был он в форме православного храма, вокруг этого строительства началась настоящая вакханалия. Во все концы света, в том числе, конечно же, и президенту, полетели коллективные письма, подписанные местными “эстетами” с требованием убрать “с исторической части города” этот памятник и перенести его куда подальше за город — лучше на кладбище.
В первых рядах борцов с памятником, строительство которого, кстати, уже заканчивалось, выступили, конечно же, белорусские писатели и художники. В лучшем случае, на что они соглашались, это построить “Мемориал Славы с музеем и диорамой в честь славной битвы 1514 года”, когда белорусы якобы разбили “расейские” войска.
Разжечь вражду со своими соседями, тем более с “афганцами”, на что рассчитывали эти “мастера пера и кисти”, президент тогда не позволил. Памятник был построен, и сегодня является действительно самым примечательным местом старого Минска. Но это, кажется, был первый и последний случай, когда президент проявил твердость и волю, указав этим “деятелям” на надлежащее им место. Но дальше, как уже повелось, начались с ними какие-то странные игры. Так, до недавнего времени в Академии искусств открыто, под руководством своих преподавателей и покровительством ректора, студенты изготавливали для оппозиции чучела на представителей власти и президента, писали грязные карикатуры, для чего использовали средства натюрмортного фонда (бумагу, холсты, тряпки, рейки, папье-маше), а закончив “дело”, исправно шли в кассу получать: одни — профессорскую зарплату, другие — стипендии. Причем требования к государству, содержащему эту шатию-братию за счет налогоплательщиков, постоянно возрастали и звучали уже как ультиматум: “Мы вам будет гадить, а вы нам должны оплачивать наши “творенья”!
Год назад ректора этой “академии” наконец освободили от занимаемой должности (за грубейшее нарушение финансовой дисциплины и нарушения при проведении вступительных экзаменов), а точнее — перебросили на более “хлебное место”. Он стал директором недавно организованного музея современного искусства, для которого во всю принялся закупать картины, естественно, за государственный счет. Этот человек стал формировать лицо современного белорусского искусства. Выбор у него весьма специфический — как правило, это работы художников объединения “Погоня”. Что там собраны за “мастера” — можно судить по их “Заявлению” после подписания Лукашенко договора о союзе Белоруссии и России, в котором они призвали народ “адстаiваць сваю незалежнасць усiмi молчымымi сродкамi”. Они пугают белорусский народ Россией, и другой эту страну, кроме как “крымiнальной”, “карумпаванай”, не представляют. Не удивительно, что жестко политизированная “Погоня” сегодня правит бал и в самом Союзе художников, фактически подчинив его себе. Как уже заведено, по весне в лучшем зале Минска — Дворце искусств, принадлежащем тому же Союзу художников, “погонщики” с помпой устраивают свою широкую, желательно — скандальную выставку, где главное, естественно, посильнее ударить президента и всячески дискредитировать проводимую им политику. Вот и в этом году главным экспонатом выставки была российская мышеловка, а предметом издевательств — выборы в местные советы.
Сегодня лучшие мастерские в Минске фактически бесплатно отданы членам этого объединения. В них они “художественно” оформляют антипрезидентские колонны, главная задача которых “создать подходящую картинку для ТВ”. А те уже разнесут по миру весть о “дыктатуре у цэнтры Эорупы”. Глядишь, через полгода-год и здесь можно повторить югославский вариант, конечно же, с приглашением натовских самолетов и ракет. И повод для этого найдется. Хотя бы те же Куропаты, точнее, спор вокруг них, какому памятнику там стоять.
Одни предлагают установить памятник в форме трехметрового креста Ефросинии Полоцкой, другие — чтоб не “доставить удовлетворения служителям православного культа” требуют скульптуру скорбящей Богоматери, а лучше вообще установить католический крест. Свое предложение внесло и татарское население Беларуси. Куропаты уже использовали для свержения социалистического строя в Белоруссии, и не только в ней. Теперь, похоже, не прочь этот вариант повторить для разжигания национальных и религиозных конфликтов. И не для этого ли недавно был спешно создан так называемый гражданский комитет по возведению в Куропатах памятника “Мученикам Беларуси”, в который вошли те же писатели и художники.
Вообще, они все время куда-то “входят”, что-то “подписывают”. А в перерывах делят государственные квартиры и мастерские, разъезжают по разного рода “международным” семинарам и пленэрам, которых за государственный счет, естественно, в Белоруссии ежегодно проводится не один десяток, а еще методично выбивают у президента “дополнительные квоты” на звания и награды, распределение которых, как правило, сопровождается скандалами и проклятьями в адрес “благодетеля”.
Еще недавно все хором повторяли, что советское искусство слишком заидеологизировано. Наши “творцы” так долго боролись с этой идеологией, а точнее, против своей страны, что когда она, наконец, разом рухнула, то под ее обломками оказались не только простые люди, но и в большинстве своем те же писатели, художники, кинорежиссеры. Сегодня фактически во всех странах СНГ, не говоря уже о Прибалтике и бывших соцстранах, государство отказалось поддерживать то же игровое кино, не говоря уже о документальном. Это же касается и мастерских художников и книгоиздательств. Рынок есть рынок, — заявляют этим, когда-то шумным “революционерам”. И только Лукашенко продолжает финансировать всю эту шатию-братию, гордо вопящую на всех углах, что она и является “лауреатами всевозможных негосударственных конкурсов”, потому что на государственные деньги борется с этим государством. Сознает ли белорусский президент, с каким беспощадным, всепожирающим огнем играет? Или опыт погибшей великой страны его так ничему и не научил?
И последнее, на днях из США с помпой вернулся “белорусский” режиссер — некий Миндлин, где он устроил премьеру очередного фильма о Белоруссии и ее президенте. По прибытии “домой” он ничтоже сумняшеся сообщает, что имидж Беларуси создает на Западе только один человек — Лукашенко, “и имидж этот явно негативный”. О том, что имидж этот создают на народные деньги те же “Рады”, “суполки” — Миндлин предусмотрительно умалчивает. Но если это не заботит президента, то простых людей, с которых дерут колоссальные средства “на искусство”, перебивающихся с хлеба на воду, это начинает волновать. “До каких пор будем терпеть ядовитые плевки злобных игроков в “искусство”? — задаются они вопросом.
Минск
1.0x