Author: Елена Антонова
АХ, "МЕТЕЛЬ" КАКАЯ!.. (Пушкинские юбилейные концерты)
25(290)
Date: 22-06-99
ОТЗВУЧАЛИ И КАНУЛИ В ЛЕТУ многочисленные концерты, посвященные двухсотлетнему пушкинскому юбилею. И лучшим комментарием к ним, как, впрочем, и ко всему, что было в эти памятные дни вынесено на свет о Поэте и по его поводу, кажутся его же собственные строки, предельно лаконичные и оттого еще более выразительные, как рисунки пером на полях рукописей, с которыми он обратился к известному живописцу Дау (Dawe), автору портретной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
За двести лет, протекших со дня рождения Пушкина, каких только обличий не принимал Мефистофель, без стеснения громоздя на поэта любую "хвалу" и "клевету", передергивая и подвергая явному или завуалированному остракизму как его частную жизнь, так и творчество. Но, склоняя голову перед светлым и веселым именем Пушкин, не станем вслед за ним "оспоривать глупцов", и потому оживим в памяти лишь те из московских юбилейных выступлений, где хотя бы мимолетно пробивались родниково чистые токи его дум и чувств, где воочию ощущались талантливость и высокая духовность нашего народа.
Пушкинские концерты и спектакли всегда находили в России своих почитателей. Тем более не мог пройти незамеченным концерт, приуроченный к празднованию дня рождения поэта, который состоялся в конце мая в Большом зале Московской консерватории, где Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, солисты московских музыкальных театров и Алла Демидова в качестве чтеца-декламатора исполнили выборные сцены из "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы". Идея такого концерта, в котором текст Пушкина аранжирован симфонической и вокальной музыкой из одноименных опер Чайковского, кажется чрезвычайно плодотворной, ибо позволяет напрямую, без досадных огрехов либреттистов свести двух гениев — поэтического и музыкального. При этом роль слова, да еще такого кристально точного в своей простоте, как пушкинское слово, неизмеримо возрастает. И тут во весь рост встает фигура чтеца, который на время концерта должен ощутить себя конгениальным и такой поэзии, и такой музыке. К сожалению, Алла Демидова, похоже, не сумела справиться с подобным состоянием. Интонационная несогласованность с музыкой, чрезмерная экзальтация, да и просто досадные ошибки, допущенные ею при чтении "Евгения Онегина", существенно снизили возможный эффект. Гораздо лучше получилось второе отделение, где она читала "Пиковую даму". Одушевленно, с подъемом провел свою партию оркестр под руководством Федосеева при исполнении и чисто симфонической музыки опер, и в вокальных сценах, в которых он бережно, без форсирования звука аккомпанировал певцам. Из солистов наиболее сильное впечатление оставила Ирина Чистякова, великолепно под фортепиано исполнившая романс Полины, а потом бесподобно спевшая и сыгравшая арию Графини из "Пиковой дамы". Закончился концерт чтением одного из шедевров мировой лирической поэзии — последней пушкинской "Элегии".
Следующий по времени пушкинский концерт формально был полной противоположностью предыдущему. Камерный, с налетом избранности зал в Оружейной палате Московского Кремля. Авторская, рассчитанная на доверительные отношения слушателей программа Татьяны Журавицкой "Бог помочь вам, друзья мои", составленная из романсов русских композиторов на стихи Пушкина. Мягкое, точно выверенное фортепьянное сопровождение. Скорее, речитативная, чем кантиленная манера исполнения. И за всем этим — желание понять поэта, проникнуть в суть его стихотворений. В репертуаре Журавицкой около 60 романсов на стихи Пушкина, которые она предпочитает петь в небольших аудиториях, таких, как последняя квартира поэта на Мойке, 12 в Петербурге. Не все показалось равнозначным в предложенной слушателям программе. Лучше всего, на мой взгляд, удались певице номера, где тепло интонированные низы ее голоса сумели выразить невыразимое — свет пушкинской печали, как это случилось в романсе С. Ляпунова "Последние цветы". В концерте явно ощущался заметный крен в сторону любовной лирики, что при переборе умиления, а иногда и надрыве в манере исполнения, и привело к концу программы к стойкому пресыщению томными чувствами. Но, может быть, в этом и состояла авторская задумка: прийти к пушкинской гармоничности от обратного? Тем более, что заглавным, повторенным на бис номером программы стало исполнение Т. Журавицкой послания поэта друзьям лицейской юности, написанное им в 1827 году, — "Бог помочь вам, друзья мои", которое было спето на музыку романса к пушкинской "Метели" Георгия Свиридова.
И ВНОВЬ БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ. Вечер четвертого июня. Торжественный гала-концерт "Гимн Пушкину". Участвуют: Государственный симфонический оркестр Российской Федерации под управлением Евгения Светланова, дирижер Александр Ведерников, недавние выпускники музыкальных вузов, а ныне солисты московских театров, лауреаты международных конкурсов Любовь Петрова, Елена Зеленская, Ирина Гелахова, Владимир Щербаков, Сергей Гайдей, Анатолий Лошак, Дмитрий Степанович, Театр хоровой музыки Саратовской филармонии под руководством Людмилы Лицовой, Фольклорный ансамбль "Карагод" под управлением Евгении Зосимовой, Музыкальный театр "Галина Вишневская", Детские хоровые студии "Радость" и "Виктория", Государственный московский хор и Московский хор учителей под руководством Андрея Кожевникова. Грандиозный концерт был выстроен так, что в нем прозвучали и русские народные песни из записей Пушкина, и музыкальные шедевры пушкинианы двух столетий, и хоровые премьеры XX века. Сделать полный обзор концерта не представляется возможным. Отметим лишь потрясающее не только богатством нюансировки, но и глубочайшим постижением внутреннего ядра образов исполнение каватины Алеко С.В. Рахманинова и ариозо "Пророк" Н.А. Римского-Корсакова Дмитрием Степановичем. С удовольствием отметим также выступление Саратовского Театра хоровой музыки, коллектив которого находится в постоянном поиске и с радостью выносит на суд публики новые произведения современных композиторов. Ну и, конечно, навсегда запомнится исполнение огромным сводным хором, детскими хорами, размещенными на балконе, и оркестром сочиненной специально к юбилею "Оды великому Поэту" Валерия Калистратова, которой дирижировал автор. Величавая, торжествующая музыка с колокольным звоном, мощное пение сводного хора с вплетенными в него звонкими голосами детей, славящими первого поэта России, стали достойным финалом этого концерта.
5 июня 1999 года. Канун памятной даты. Государственный академический Большой театр России. Юбилейный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Оркестр Большого театра под руководством Марка Эрмлера исполняет "Пушкинскую интродукцию", составленную из музыкальной пушкинианы Г. Свиридова, П. Чайковского, М. Глинки. С экрана звучит короткое Слово о Пушкине Дмитрия Лихачева. И…концерт покатился, набирая обороты и убыстряя темп. Хоры сменялись чтецами, чтецы — певцами, которые в свою очередь уступали место сценическим действиям из "Золотого петушка" Н. Римского-Корсакова, "Бориса Годунова" М. Мусоргского, "Бахчисарайского фонтана" Б. Асафьева, "Пиковой дамы" П. Чайковского. Течение динамичного концерта (режиссер-постановщик Сергей Свенцицкий) направлялось двумя чтецами, сидящими у канделябров в левой и правой по отношению к сцене ложах бенуара — Виктором Татарским и Рогволдом Суховерко, которые читали стихи Пушкина, отрывки из писем и документов. Концерт развивался по нарастающей, так что его финал стал одновременно и его эмоциональной вершиной, через катарсис очищающей душу, и апофеозом Поэту. Судите сами. Виктор Татарский из своей ложи зачитывает отрывок из письма Яковлева о собрании лицеистов в день 25-й годовщины Лицея, в котором тот говорит о чтении Пушкиным нового, но незавершенного послания друзьям, и сомневается — приведется ли услышать окончание. Аристарх Ливанов начинает декламировать: "Была пора: наш праздник молодой сиял…" вплоть до последних с отточием строк: "И над землей сошлися новы тучи и ураган их…". И тут же хор театра "Новая опера" в белых одеяниях под оркестровый аккомпанемент под руководством Евгения Колобова исполняет музыку, в которой трагизм прощания и свет прозрения существуют одновременно, — "Lacrimosa" из "Реквиема" Моцарта, творца, наиболее родственного гению Пушкина. Это и был момент катарсиса — очищения страданием от безвременной потери поэта. А на сцене новая перемена — представитель молодого поколения, которому жить и творить в XXI веке, учащийся Псковского лицея искусств Андрей Андрианов читает концовку послания " К Чаадаеву". От слов: "Пока свободою горим" до заключительных строк: "Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!" — это юношеское предсказание Пушкина прозвучало как мистически предрешенное пророчество.
И, наконец, наступил день 6 июня, день, в который 200 лет тому назад Пушкин появился на свет. Москва уже второй день "гуляла" в честь своего именитого земляка: на многочисленных эстрадах, построенных на центральных площадях и в парках, выступали и фольклорные коллективы, и цирковые акробаты, и эстрадные ансамбли, и академические труппы известных артистов драмы и музыкальных театров. Радовало то, что в Москву было приглашено множество народных и самодеятельных детских и взрослых коллективов из разных уголков нашей огромной страны. Радовала вновь возникшая, пусть на время, общность людей. Радовали улыбки и оживление на их лицах. Нет, совсем не дураками были правители Древнего Рима, когда стремились дать народу "хлеба и зрелищ". Это заложено в биологической природе человека, и значит, это — неистребимо. Днем на эстраде, выстроенной на Театральной площади, выступали артисты Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: оркестр, балет и солисты оперы. Прекрасно станцевали четыре балетные пары сцены из балета "Шопениана". Хорошо прозвучал оркестр. Выразительно исполнили арии Елецкого и Германна из "Пиковой дамы" Чайковского ведущие солисты театра Игорь Морозов и Вячеслав Осипов. Наконец, блистательно, оживленно, с искренней веселостью и огоньком, как и положено на уличной эстраде, спели свои арии и даже сыграли пасторальную сценку из "Пиковой дамы" молодые оперные певцы — Анна Казакова, Марина Пруденская и Дмитрий Степанович. И, несмотря на сильный, но, слава Богу, теплый и короткий летний ливень, разорвавший представление на два отделения, люди, собравшиеся на площади, не разошлись и, переждав под навесами извержение небесных вод, досмотрели и дослушали все до конца. Вот вам и элитарное оперное искусство, вот вам и народные массы, не понимающие и не принимающие его!
ВЕЧЕРОМ ЭТОГО ДОЛГОГО светлого летнего дня в великолепном Концертном зале Государственного музея А.С. Пушкина, строительство которого было завершено как раз к юбилейным дням, состоялся торжественный концерт, посвященный Поэту. Двусветный зал с прозрачной крышей, через которую так хорошо смотреть в высокое московское небо, умело вписан в маленький усадебный дворик музея, так что с улицы почти не заметен. Москвичи получили прекрасный подарок — концертный зал с неплохой акустикой, да еще в центре Москвы, да еще под духовным попечительством Пушкина. В первом прозвучавшем в нем концерте приняли участие Русский симфонический оркестр под управлением Василия Синайского, певцы Наталья Ерасова, Марина Лапина, Сергей Мурзаев, Николай Васильев, Александр Киселев, Ольга Гурякова и Александр Ведерников. Звучала прекрасная русская симфоническая и вокальная музыка из опер на пушкинские сюжеты: П.И. Чайковского — "Евгений Онегин", "Мазепа", "Пиковая дама", М.П. Мусоргского "Борис Годунов", Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", С.В. Рахманинова "Алеко", М.И. Глинки "Руслан и Людмила". Но ожидаемого наслаждения она не принесла. Слишком в лоб, с чрезмерным форсированием звука играл ее оркестр, руководимый В. Синайским, да и солисты в подавляющем большинстве пели по принципу: "громко — значит хорошо". Порадовали вдумчивым, теплым исполнением О. Гурякова и А. Ведерников.
День юбилея миновал, и у каждого, как и прежде, остался "свой" Пушкин, мудрый и светлый, веселый и понимающий, словом, близкий и живой. И концерты пушкинские продолжаются. В Концертном зале им. П.И. Чайковского Василий Лановой вместе с Государственным симфоническим оркестром под управлением В. Понькина, дирижер Анатолий Шеель, 10 июня выступил в концерте "Одной любви музыка уступает", составленном целиком из произведений Пушкина. Если интонационно не все в чужом чтении пушкинских стихов, особенно при артистически аффектированной манере их подачи, соответствует твоему их ощущению, то музыка, будучи самым абстрактным из искусств, способна сгладить расхождения. Так оказалось, что музыка Г. Свиридова, написанная им к пушкинской "Метели", на удивление точно подходит и к лирике Пушкина. Музыкальной темой дороги, которая уносит вдаль, — "Куда ж нам плыть?…" — и закончился этот концерт.
1.0x