Авторский блог Валерий Сторчак 03:00 27 декабря 1998

“ВСЕ СУЖАЕТ И СУЖАЕТ...”

“ВСЕ СУЖАЕТ И СУЖАЕТ...” (Синдром Олега Табакова)
52(265)
Date: 28-12-98
“Русский театр — это актерский театр”
(“Известия”, 2 декабря 1998 г.)
В цепочке Бог — драматург — режиссер — актер — зритель, так сложилось у нас исторически, но командовали парадом всегда актеры. А что касается “побед мощной, авторитарной, самодостаточной режиссуры Юрия Любимова и Анатолия Эфроса”, как отмечает Олег Табаков в своей статье, опубликованной в “Известиях”, — то оба они, кажется, получили чисто актерское образование и дебютировали в театре как артисты. Актерами также являются и упомянутые в этой же статье Ефремов с Волчек, которые непонятно зачем занялись режиссурой, делая погоду в театре и по сей день. Сейчас каждый номенклатурный актер на деньги городского комитета по культуре обзавелся своим собственным театром.
“Будучи успешным в своей актерской профессии, — отмечает Олег Павлович, — я видел, как режиссура все сужает и сужает то пространство театра, которое прежде целиком занимал актер”. Критерием успешности для Табакова являлись всегда “гонорары, которые я зарабатывал в Европе” раньше, а теперь — на просторах Родины. “Из 3,5 тысяч претендентов отобрали сорок девять учеников по принципу: смогут они или нет заработать себе на кусок хлеба”. Как будто бы набирали водителей такси или менеджеров по продажам.
“Я был едва ли не самым молодым артистом драматического театра, получившим Государственную премию”, — не ломаясь и без излишнего кокетства отмечает Олег Павлович. Пользуется ли для достижения этого успеха наш первый актер России системой Станиславского? Категорически нет. “Во все времена и при всех властях находились люди, которые мне помогали”. И дальше: “...для меня система Станиславского — это не способ добывания денег, а моя вера”. То есть отдельно — успех и деньги как его показатель, и отдельно “вера” — для педагогического употребления. Сами “дурачимся на сцене”, а учеников учим “психологизму”. Высказываемся, что, дескать, “нет вульгарных зрителей”, но для кого-то все-таки выпускаем вульгарные, полупорнографические спектакли типа “Признания авантюриста Феликса Крулля”, имеющего такое же отношение в Томасу Манну, как и к “завещанной отцами-основателями МХАТа тайне”.
“Чему учить артиста?” — вопрошает в газете “Культура” некто Алиса Никольская, повествуя нам про конференцию в РАТИ, на которой “профессор Леонид Хейфец сказал, что проблема преподавания заключается не только в технологии обучения в чистом виде, но и в вопросе, какой актер нужен сегодняшнему театру и, следовательно, чему конкретно его учить”.
А поскольку в современном театре сейчас востребован лишь раскрученный актер, то зачем выдумывать какие-то там “технологии”? Леонид Трушкин приглашает в спектакль Леонида Якубовича. Скоро мы увидим на сцене ведущего программы “Угадай мелодию”, Жириновского, девушку, рассказывающую прогноз погоды, сурдопереводчицу из ежедневных новостей и т.д. — все, что плохо лежит на ТВ. Учиться не нужно. Нужно ухитриться попасть в “ящик”.
Но другое мировоззрение заключается в том, что если мы сравним наши размеры с размерами космоса, то нас как бы и в расчет принимать несерьезно. Профессионализм режиссера заключается в способности раскрывать божественную красоту смыслов, ниспосланных автору свыше, а профессионализм актера в том, является ли он передатчиком этих смыслов для зрителей. Проводишь мысль автора — профессионал. Не проводишь — значит, “не проводник”. Авторская мысль — образ. Поэтому важно не только “ЧТО”, но и “КАК”. Все остальное — дилетантизм, “синдром актерской психики”, пользующийся широким спросом из-за массированной и бесплатной рекламной поддержки масс-медиа.
Валерий СТОРЧАК
1.0x