Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 7 декабря 1998

ОПЕРАЦИЯ “ЛЕБЕДЬ”

ОПЕРАЦИЯ “ЛЕБЕДЬ”
49 (262)
Date: 08–12–98
«…Скрытен, злопамятен, гипертрофированно-властолюбив. Склонен к интригам и авантюрам. Не любит принимать решения, влекущие личную ответственность. При исполнении решений старших начальников инициативен, при этом умеет поставить себя единоличным лидером. Авторитарен, нетерпим к проявлениям самостоятельности и независимости у подчиненных. Не способен работать в команде. Расчетлив, но не прагматичен. В первую очередь руководствуется личными интересами, при этом способен идти на откровенное невыполнение приказов и открытое неподчинение. Неразборчив в средствах достижения целей, способен ко лжи. Чувствителен к лести, болезненно реагирует на критику. Имеет мессианский комплекс. В кругу друзей и близких регулярно рассуждает о том, как бы он реформировал Россию, став ее президентом. Умеет воздействовать на людей, умело использует имидж »простого солдата«, обладает ярко выраженной харизмой. С 1993 года алкоголь не употребляет. В 1992 году обследовался по подозрению на наличие опухоли головного мозга. Диагноз не уточнен по причине перевода на новую должность…» Вполне вероятно, что эти строки из секретного доклада, подготовленного военной контрразведкой для одного из управлений ФСБ осенью 1993 года, могли оказаться на столе начальника аналитического управления группы «Мост», бывшего шефа «пятерки», бывшего генерал-полковника КГБ Филиппа Бобкова. Впрочем, примерно такую же характеристику могли составить, скажем, генералу Лебедю и аналитики самого Бобкова. Но как бы то ни было, а с первых месяцев существования НТВ генерал Лебедь оказался в фокусе особого внимания. И наряду с проектом «Северный Кавказ» проект «Лебедь» является одним из самых «долгоиграющих» в пятилетней истории НТВ.
С самого начала Лебедь подходил Гусинскому и Ко по нескольким параметрам. Замеченный еще в ходе августовской (1991 г.) «торговли» командующего ВДВ Грачева и Ельцина, результатом которой стало «невмешательство» (читай — измена присяге) ВДВ в ходе ГКЧП, Лебедь почти сразу привлек всеобщее внимание. Здоровый генерал-майор с имиджем «типичного десантника» — мощные кулаки, здоровая челюсть, хриплый бас — заявил на всю страну, что он не увидел у «Белого дома» никаких бандитов и остается там для его охраны. К тому же он вполне благосклонно отнесся к тому, что красные флажки на его БМД были заменены на российские триколоры…
Потом Лебедь весьма ловко оказался в роли «спасителя Приднестровья», куда его отправили с категорическим приказом не допустить перехода 14-й армии на сторону ПМР. Накрыв пару молдавских плацдармов артиллерией и сделав несколько громких заявлений, Лебедь тут же прославился и был записан в национальные герои, хотя уже тогда была понятна вся показушность этих поступков. Приднестровская армия к этому моменту уже фактически одержала победу. Примерно тогда же состоялось знакомство и сближение Лебедя с комендантом Тирасполя полковником Бергманом. Именно эта коммуникация потом была важнейшей для определения отношения к Лебедю международных еврейских организаций. Через Бергмана и одесскую еврейскую общину Лебедь вышел на представителей Международного еврейского конгресса и был по их протекции принят в крупнейших американских и европейских политических организациях и клубах.
Окончательную проверку Лебедь выдержал в октябре 1993 года, когда не только поддержал расстрел Ельциным Парламента и разгром русских патриотических организаций, но и самолично слал в Москву закладные телеграммы об участии в этих событиях добровольцев из Приднестровья и требовал полной «изоляции» республики.
В общем, в планы НТВ Лебедь попал далеко не случайно.
В период с 1993 по весну 1994 года он — регулярный герой многих телерепортажей. С особой тщательностью НТВ выстраивает его политический имидж. Обычный командарм, «командующий» всего тремя тысячами солдат (а именно столько осталось в 14-й армии к весне 1995 г.), за полторы тысячи километров от Москвы регулярно дает свои политические комментарии к действиям министра обороны, президента, Думы, МИДа, наравне с выступлениями лидеров основных фракций и членов правительства.
Правда, уже осенью 95-го Лебедь демонстрирует свою неуправляемость. Напуганный снятием с армии, перспективой опалы, он, вместо союза с Явлинским, бросается в объятия казавшемуся тогда весьма влиятельным бывшему секретарю совбеза, главе Конгресса русских общин Юрию Скокову. Это вызывает недовольство Гусинского, и НТВ «забывает» о Лебеде до весны 1996 года. Именно тогда, в канун выборов президента, НТВ вновь возвращается к своему забытому герою.
Идея использовать Лебедя для раскола электората оппозиции принадлежит Березовскому. Именно он провел все необходимые переговоры и «впрыснул» Лебедя в оппозицию за месяц до первого тура. Тогда как по команде его раскрутку начали все телеканалы. Расчет оказался точен. Лебедь отобрал у Зюганова те самые пятнадцать процентов, которых недоставало для победы уже в первом туре, а перед вторым призвал всех своих избирателей голосовать за Ельцина. В награду Лебедь получил должность секретаря Совбеза. Именно тогда в недрах аналитического управления «Моста» возник план мести службе безопасности президента и Коржакову лично за все «наезды» на «Мост» и Гусинского. К тому же Гусинскому, Чубайсу и их покровителям из Международного еврейского конгресса было просто необходимо «срезать» «русское» крыло в окружении президента. Это вполне стыковалось и с планами Березовского узурпировать свое влияние на «семью» и «папу». Главная роль в этом плане отводилась секретарю Совета безопасности Лебедю, а главным оружием должны были стать ОРТ и НТВ. Нужен был только повод…
И таковой не заставил себя ждать. Арест и задержание в «Белом доме» Евстафьева и Лисовского, выносивших в коробке пятьсот тысяч долларов, сдетонировали взрыв. По всем экранам транслировали хмурого Лебедя, входившего то в Министерство обороны, то в «Белый дом», то в Кремль. Он делал суровые заявления, угрожал арестами и репрессиями всем «путчистам», обещал «беспощадно их раздавить».
К обеду 20 июня стало ясно, что «бунт подавлен» и главная заслуга в этом Лебедя. А еще через несколько часов последовал указы Ельцина об отстранении «бунтовщиков»…
О том, что никакого бунта не было, стало ясно уже через неделю, но это уже не имело никакого значения. Операция по «сливу» Коржакова, Барсукова, Грачева и Сосковца была выполнена блестяще. Говорят, что Филипп Бобков был отмечен за нее солидной премией.
Опыт использования Лебедя был высоко оценен руководством НТВ. Было признано, что его авторитет и харизма помогли резко переломить ситуацию. Но наряду с этим было вновь отмечено стремление Лебедя к неконтролируемым поступкам, попытке выхода из «командной» игры, стремлению к «вождизму».
Особенно было отмечено то, что Лебедь не может рассматриваться как полноценный союзник НТВ, так как находится под контролем Бориса Березовского…
Следующим проектом НТВ, с использованием Лебедя, было вмешательство в чеченскую войну, обеспечение победы чеченских боевиков, капитуляция России и вывод российских войск с территории Чечни без всяких условий.
Эта операция проводилась НТВ с использованием имиджа Лебедя как миротворца, «имеющего опыт разблокирования приднестровского конфликта». О том, что Приднестровье похоже на Чечню, как Арктика на тропики, никто не упоминал. Обывателю внушалось, что Лебедь спас русскую армию от разгрома, а Россию — от новых сотен жертв, что «свободные» выборы в Чечне навсегда избавят Россию от проблемы чеченского криминала и экспансии.
Лебедь и здесь полностью отработал поставленные перед ним задачи. При полной информационной поддержке НТВ он сломал сопротивление военного командования, зафиксировал захват Грозного боевиками, блокировал русскую армию в казармах, сдал дудаевцам «оппозиционные» районы.
Но уже к сентябрю Лебедь попытался выйти из-под контроля своих хозяев и диктовать свои правила игры, раскручивая себя как «единственного национального лидера». Его расчет строился на скорой смерти Ельцина и досрочных перевыборах, что совсем не устраивало олигархов, грохнувших миллиарды долларов на выборы Ельцина и, естественно, стремящихся «отбить» свои «бабки». Поэтому Березовским и Гусинским было признано нецелесообразным его дальнейшее использование в качестве секретаря Совбеза, и вскоре Лебедь был снят.
При этом необходимо отметить, что его снятие не сопровождалось обычной кампанией моральной и нравственной обструкции на ОРТ и НТВ. Менее чем через месяц он вновь появился в «Итогах» Киселева. Лебедя как бы «убрали в карман»…
Из этого «кармана» он продолжал регулярно подавать комментарии и интервью, всячески «светиться» и напоминать о себе. При каждом серьезном обострении здоровья Ельцина или при обострении политической обстановки в России НТВ по-прежнему регулярно фиксировало Лебедя как одного из главных кандидатов на президентское кресло, причем всегда как «государственника и патриота». Последний раз (уже губернатор) Лебедь даже примчался в Москву, сделав перед этим заявление о своей готовности взять власть в России в дни августовского политического кризиса, когда Дума в очередной раз «прокатила» Черномырдина и речь шла о ее разгоне.
Нелишним было бы напомнить и тот факт, что на выборах в красноярские губернаторы именно НТВ и ОРТ осуществляли информационную поддержку Лебедя. Аналитики утверждают, что Березовский с Гусинским профинансировали его избирательную кампанию.
…Итак, «роману» Лебедя и НТВ уже почти пять лет. И несмотря на взаимные предательства, измены и охлаждения, он далек от своего завершения. НТВ все так же пытается разыгрывать Лебедя как «патриота» и «государственника». И хотя за эти годы число россиян, верящих в это, сократилось до нескольких процентов, Лебедь по-прежнему остается «русским» козырем в рукаве Гусинского.
Лебедь предсказуем и понятен, его патологическая жажда власти на руку Гусинскому и Березовскому. Более того, она роднит всех их. Именно в Лебеде, а не в Зюганове, Лужкове или Коржакове видят они свой идеал «русского политика». Зюганов, Лужков, Коржаков способны ставить интересы государства, интересы народа выше собственных, а значит, руководствуясь этими интересами, однажды уничтожить власть иноземных олигархов. Лебедь же, с его стремлением к власти ради власти, легко управляем. Именно такие «лебеди» веками обеспечивали неприкосновенность и всесилие березовских, гусинских, рокфеллеров, ротшильдов и им подобных…
Не обойтись без НТВ и самому Лебедю. Имеющий репутацию «купленного» политика, предавший всех, кого только можно было предать, замазанный по уши в связях с бергманами, березовскими, гусинскими, «патриот» Лебедь не имеет никакой сколь-нибудь серьезной поддержки ни в Думе, ни в оппозиции, ни во власти, ни в демократическом лагере. Лишь телеоракулы удерживают Лебедя на плаву…
Можно быть уверенным в том, что НТВ не оставит Лебедя. Еще не раз Киселев, глубокомысленно жуя усы, будет превозносить Лебедя, примерять ему президентское кресло. Еще не раз НТВ будет прочить его в цари «всея Руси», выдавать дутые рейтинги и высосанные из пальца проценты народной поддержки.
Им не жить друг без друга…
Владислав ШУРЫГИН
1.0x