Авторский блог Алексей Фарфоров 03:00 7 декабря 1998

“ЭСФИРЬ”

“ЭСФИРЬ”
49(262)
Date: 08-12-98
От эстетики современного телевидения определенно веет архаикой... Дело даже не в том, что телевидение оперирует грубыми, так сказать, первобытными инстинктами. Скорее всего, сама телевизионная технология, предполагающая определенный способ и ритм подачи сведений, "раскатывает" и предельно "сплющивает" образ действительности, выталкивая на поверхность древние, архитипические картины. Поэтому термин "неоязычество" как нельзя лучше подходит для описания глубинной сущности нынешнего ТВ.
В каком-то смысле весьма "прозрачная" (и самая на сегодняшний день популярная) мифология древних эллинов лучше всего подходит для определения основных архетипов, функционирующих в виртуальном телевизионном пространстве.
Ведь и телевизионный монитор как устройство можно сравнить с единственным глазом дикого циклопа, что глядит на человечество из мрачных глубин Тартара, куда попал сей гигант по воле всемогущего Урана.
А вся суетливая телевизионная братия не напоминает ли, в свою очередь, неугомонных кекропов — вздорных карликов, подстерегавших Геракла по дороге в Эфес?
Помнится, что они, превратившись в трупных мух, жужжали над ложем героя, чем довели последнего до крайней степени бешенства (звали их не то Пассал и Акмон, не то Ол и Еврибат, не то Сиилл и Трибал; они слыли самыми отъявленными лгунами и негодяями, каких только знали люди). Кекропы бродили по свету, придумывая все новые и новые обманы. Народная древнеэллинская традиция называла их "белозадиками", а мистики ассоциируют кекропов с демонами утреннего сна — злобами.
В этом же ряду звучащий по НТВ сардонический смех Николая Фоменко, визгливое хамство телевизионного Пана — Андрея Черкизова, здесь же нарциссизм Киселева и жеманство энтэвэшного Ганимеда Парфенова.
Эстетика заставок НТВ, стилизованных под некую текучую полупрозрачную слизь, — напоминает об античном мифе творения. Могущественный Уран был во сне оскоплен безжалостным Кроном. Тогда прозрачное семя сына Хаоса пролилось в море, и на поверхности волн появилась пена, из которой, как вы помните, вышла Афродита (в более древней традиции представленная в виде триады женского божества — мстительных эриний, чьи жрицы некогда приносили человеческие жертвоприношения и носили ужасные маски Горгоны).
Функцию теле-Афродиты несет на себе "рожденная" из скользкой пены энтэвэшных заставок электронная менада Татьяна Миткова (кстати, менады, во время дионисийских оргий убившие Орфея, были в наказание татуированы своими мужьями).
Конечно, Татьяна Миткова в своей повседневной жизни — не Венера. Маленькая, подвижная, в жизни она напоминает скорее мегеру.
Но речь идет о ее мифологическом и замкнутом существовании именно в пространстве телеэфира. В этом контексте телеэкран представляет из себя дно огромной чаши, в которой плавают тысячи телезрителей. На днище этой чаши и распластана мадам Миткова.
Так возрождаются древние оргаистические культы Диониса. Мстительная амазонка, обольстительная женщина "вамп", деловитая самка паука предстает перед нашим взглядом.
Неслучайно ветераны СС из ближнего зарубежья млеют и начинают заниматься непотребными вещами при появлении Митковой на телеэкране (об этом рассказал один русский беженец из стран Прибалтики).
В мощной корпорации НТВ Миткову ласково называют Эсфирью. Но скорее, она похожа на Саломею, держащую в руках блюдо с отрубленной головой русского "контрактника", не вернувшегося из Чечни.
Алексей ФАРФОРОВ
1.0x