Авторский блог Елена Антонова 03:00 24 августа 1998

[ВЫСТАВКИ] СОЛНЦЕ РУССКОГО ИСКУССТВА

СОЛНЦЕ РУССКОГО ИСКУССТВА
34(247)
Date: 25-08-98
В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открыта выставка европейской живописи XV--XX вв., в которой соединены воедино полотна художников Западной Европы и России.
Живописные полотна художников разных стран и эпох сгруппированы так, что невольно начинаешь сопоставлять и анализировать их стиль, их манеру, их отношение к изображаемому и вдруг незаметно для самого себя приходишь к выводу, что красота света, добра, созидания более органична и вечна, чем красота тьмы, зла, разрушения. Я не оговорилась: существует злая, разрушительная красота, которая не просвещает и двигает вперед, а развращает и уводит в сторону. Она даже может на какое-то время восторжествовать. Но не она вечна. Вечно добро, солнце, созидающий разум. Как у нашего Пушкина: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!». И именно это нам со всей наглядностью продемонстрировала экспозиция представленных на выставке картин, за что спасибо надо сказать ее устроителям, и особенно директору музея Ирине Александровне Антоновой.
Для меня главной, ключевой картиной выставки, исходя из общего контекста экспозиции, стала «Мать» (1915 г.) Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Помещенная в центре малого зала за лестницей она в полном смысле слова излучает свет. Молодая женщина, сидящая в углу деревенской горницы рядом с самодельной божницей и кормящая грудью младенца, становится олицетворением красоты жизни в ее самых простых, вечных и сокровенных проявлениях. Ярко-красная юбка, различные оттенки синего и теплый желтый – все излучает сияние, а покачнувшаяся горница как бы плывет в пространстве вместе с Землей.
По правую руку от картины «Мать» размещена «Красная комната» (1908 г.) французского художника Анри Матисса, написанная им для столовой С.И. Щукина. Фактически двумерное пространство картины почти целиком заполнено красным цветом в его чистом виде, который ритмически перебивается синим орнаментом скатерти и стены. Расположенные рядом картины Матисса и Петрова-Водкина перекликаются друг с другом, явственно обозначая общее направление поисков двух разных художников, при значительном различии их философского содержания. Картины Матисса в первую очередь декоративны, а Петров-Водкин каждый раз решает сложнейшие вопросы мироздания и человеческого существования, в лучших полотнах поднимаясь до создания идеального символа.
Слева от Петрова-Водкина устроители поместили картину Марка Шагала «Голгофа» (1912 г.). Решенная в мрачных интенсивно-зеленых тонах она изображает распятого на кресте Иисуса в виде еврейского ребенка с талесом на чреслах и стоящую поодаль мать его Марию в виде молодой женщины с непокрытой головой и бусами на шее. Произведение оставляет тягостное, гнетущее впечатление как своей колористикой, так и неканоническим, даже как будто карикатурным изображением этого трагического события. Рядом находятся две картины Сальвадора Дали, написанные им в 70-х годах, которые, демонстрируя изощренность фабулы и великолепное мастерство Дали-рисовальщика, оставляют зрителя холодным, более того подавленным.
Хочется подчеркнуть, что такое контрастное впечатление от висящих рядом живописных полотен создается не потому, что Шагал и Дали экспериментируют с натурой, а Петров-Водкин является реалистом. Нет. Кузьма Сергеевич – несомненный авангардист-экспериментатор и в создании своего искривленного пространства, подчеркивающего планетарность изображаемых событий, и в поиске цветового воздействия на зрителя (вспомним, хотя бы знаменитую его картину «Купание красного коня» (1912 г.)). Просто разные идеи лежат в основе искусства этих художников.
Выставка богата первоклассными портретами испанских, итальянских, фламандских, немецких, русских живописцев XV--XX вв., которые в большинстве своем изображают молодых людей, что сообщает дополнительную радость от созерцания расцвета человеческой красоты. Среди художников Западной Европы – Эль Греко, Антонис Ван Дейк, Франсиско де Сурбаран, Рембрандт Ван Рейн, Франс Хальс, Франсиско Гойя, Эдуард Мане, Винсент Ван Гог, и рядом русские живописцы – Николай Иванович Аргунов, Владимир Лукич Боровиковский, Федор Степанович Рокотов, Павел Андреевич Федотов, Василий Григорьевич Перов, Валентин Алексеевич Серов, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.
Заключают же выставку два произведения XV в.: «Мадонна с младенцем, святыми ангелами и заказчиками» флорентийца Филиппо Липпи и иконы из деисусного чина, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, новгородской школы. Сравнивать эти работы грешно. Надо только задуматься о той глубокой пропасти духа и веры, разделяющей наших иконописцев и западного художника, из-за которой первые, рисуя святых, предпочитали остаться безвестными, в то время как второй не побоялся изобразить рядом с Богородицей и ее Сыном тучных заказчиков.
Елена АНТОНОВА
1.0x