Авторский блог Валентин Новиков 03:00 24 августа 1998

[НАШИ] ВОРОТА КЛАССИКИ

ВОРОТА КЛАССИКИ
34(247)
Date: 25-08-98
Десятилетний юбилей Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где только что состоялось вручение дипломов очередному выпуску молодых художников, реставраторов, искусствоведов, можно бесспорно отнести к событиям знаменательным. Закономерно и то, что первым бессрочным ректором Академии стал ее основатель Илья Глазунов.
Помимо трех факультетов — живописи, скульптуры и архитектуры, а также двух отделений — искусствоведения и реставрации, развернулась работа и на отделении повышения квалификации, на котором проходят переподготовку преподаватели средних художественных заведений России. Немногим позже открылся Уральский филиал Академии в Перми. Ею же стало осуществляться и научно-методическое руководство художественными училищами в Брянске, Самаре, Йошкар-Оле, Челябинске. Студенты получали необходимую творческую подготовку и завоевывали известность на всероссийских и международных выставках. Успех сопутствовал воспитанникам и преподавателям Академии на выставках в Московском, а затем в Петербургском манежах в 1994 году, заставивший публику и прессу вспомнить о русском Возрождении конца XIX — начала ХХ века и заговорить о явлении “нового русского реализма”.
Система академического воспитания выработана коллективом Российской академии на основе русской школы реалистического искусства, на которой воспитывались поколения художников в Императорской Петербургской академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Важной ее частью является обязательный выезд студентов после окончания 1 курса на практику в Петербург — в Эрмитаж, где они копируют произведения Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Тициана, других мировых классиков.
В этой самой молодой по составу преподавателей Академии трудятся около 80 педагогов разных поколений, отмеченных учеными степенями докторов и кандидатов наук и высокими почетными званиями.
Ведущим профилем деятельности Академии является подготовка живописцев, в которой важнейшая роль отводится овладению композицией.
Композиция — это вершина изобразительного искусства. В ней выражаются образ мыслей, философия художника, воплощенная в художественных образах, — так считают идеологи Академии.
Характерной особенностью занятий по композиции является то, что каждую субботу на живописном факультете проводятся специальные занятия, называемые “встрясками”, во время которых студентами выполняются самые неожиданные задания. Их цель — раскрепощение творческой энергии и развитие способности быстрого понимания и образного решения различных тем, а также формирование личности студента не только как художника-профессионала, но и, по выражению Ф.Достоевского, “по-русски широко образованного человека”.
Всеми сторонами своей деятельности, творческой атмосферой Российская академия обрела некую магическую притягательность. В нее стремятся попасть многие молодые люди не только из разных мест России, но и из-за рубежа, желающие обрести высокое профессиональное мастерство и стать художниками. В юбилейном году конкурс на факультет живописи превысил 50 человек на место!
Известно, что в европейских академиях давно исповедуется принцип “Искусство умерло. Учить некого, некому и нечему. Самовыражайтесь как можете!” “Сейчас во всем мире в воспитании молодых художников царит всеобщая анархия, — сказал на встрече с преподавателями Российской академии президент Академии изящных искусств в Париже Арно де Трюф. — Полный крах школы”. “Смерть искусства, — пояснили в венецианской академии, — это даже не его собственная смерть, а смерть заказчика. Изменились вкусы. И нет ориентиров ни у публики, ни у художников”.
Ныне в Академии обучаются свыше 300 студентов, которые могут пользоваться богатствами коллекции академического музея, огромного фонда библиотеки, в которой множество редких книг, отсутствующих в крупнейших публичных библиотеках страны.
Российская академия — ныне одно из немногих учебных заведений, где за обучение не только не взимаются деньги, а напротив — студентам выплачиваются стипендии. Хотя обеспечение учебного процесса предполагает немалые затраты. Стоимость холста, подрамников, кистей, красок необычайно высока. Значительных средств требует и организация выездов студентов на практику.
Сейчас в Академии закончились приемные экзамены юбилейного года. Теперь здесь, помимо художников, скульпторов, архитекторов, реставраторов, будут готовиться и специалисты по интерьеру. И новый поток студентов вольется уже в отреставрированное в основном здание, которое теперь справедливо называют именно храмом искусств. Здесь молодым людям в первую очередь напомнят о завете Врубеля, говорившего, что художник должен выполнять свой замысел, твердыми руками ремесленника, а не дрожащими руками истерика. И о том, что только тот, кто войдет в ворота классики, может стать воистину современным художником.
Валентин НОВИКОВ
На снимке: картина Ф. МОСКВИТИНА Митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн
1.0x