Авторский блог Евгений Нефедов 03:00 10 августа 1998

ПОГАНОЕ ВРЕМЯ

ПОГАНОЕ ВРЕМЯ
32(245)
Date: 11-08-98
В старое время "Новое время" читали в любое время: тираж был огромен, тематика широка и авторы интересны. В новое время "Новое время" читают лишь временами: тираж — по журналу на каждый печатный киоск Москвы, тематика сведена в основном к русофобии, а главный автор — В.Новодворская, не нуждающаяся ни в каком представлении, исключая разве что цирковое... К ней мы еще, увы, возвратимся, а пока полистаем последний номер еженедельника, датированный 9 августа. На яркой обложке — шутейная картинка в честь мэра Москвы Ю. Лужкова, он же, соответственно, и герой центральных материалов номера, распахнувшихся на такой же объем, который заняли вместе взятые Ельцин с Хакамадой, Клинтон с Ленвински и Пиночет без повязки. При этом (мало ли, что случится!..) все публикации о Лужкове своеобразны: читаешь — и трудно понять, критика в них или похвала? Авторы как бы и превозносят деяния градоначальника — но тут же над ними и ерничают. Вроде бы хвалят за что-то — но следом и порицают. Словно и рады куснуть — ан сразу спешат лизнуть...
Что ж, услужить одновременно и первому лицу нынешнему, и возможному завтрашнему, все же, наверное, хлопотно. Однако холуйство с продажностью для демпечати — дело привычное. Бог с ним, с первым лицом — вглядимся в лицо самого журнала. Какое-то оно скользкое, под стать лощеной обложке, но ведь зато выворачиваться при этом как раз удобней и проще. Разве новоевремцы В.Игнатенко или Л.Млечин, В.Ганюшкин или А.Пумпянский не воспевали когда-то правое дело социализма, не клеймили загнивающий Запад, не трепетали пред установками съездов да пленумов? Было дело, мужики? Было, все мы оттуда — только не все в одну ночь "перестроились", не все пошли в перевертыши... Зато целыми редакциями, рядами и колоннами шли в одночасье менять убеждения "Новое время" и им подобные. С другой стороны, есть ли они у сей скользкой братии — убеждения, принципы, некие доминирующие идеи, ну хоть какие-то?
Ого, как не быть! Листайте не только последний, но и любой подвернувшийся под руку номер вальяжного еженедельника, чьи собкоры, оказывается, есть и в Америке, и в Европе, и в Азии, а сам он к тому же "издается на русском и английском языках"!
Кстати, от русского языка и пойдем...
"Мы были очень похожи. Русский язык, вековая покорность, красные флаги... кроткие кроличьи глаза, мечта о морковке из закрытого распределителя..." Это В.Новодворская: о русских и белорусах.
"Никакого "особого российского пути"... никогда не было. Оживление антилиберальных настроений — опасный симптом". А это уже А.Зудин: насчет русского пути.
"Какие-нибудь татарские националисты или русские шовинисты"... Некая Н.Соколова: о нехороших русских.
"Россия как стояла, так и стоит враскоряку между своим полуфеодальным обществом и своими державно-глобальными претензиями..." Б.Туманов: опять о плохой России.
"Патриотизм — это ложь... Задача патриотизма — наложить на то, что есть, свою лапу и сказать: "Это — наше". Неважно, что это "наше" — дерьмо. Да, дерьмо, но наше, национальное..." Некто А.Новиков: из письма на открытии номера.
"Сон разума рождает чудовищ. Отсутствие реформ рождает оппозицию". А.Кончаловский: очевидно, о нас.
"В сущности, все хорошо. И необязательно ждать чего-то настоящего русского..." А.Колесников: тут уже о нас и речи нет...
Впечатляет? А ведь это лишь крохи: у той же В.Новодворской: что ни номер, то или "черная ненависть" России к Западу, или "совки из РФ", подавившиеся идеей территориальной целостности, или мы, кто "стали Ордой, заразились СПИДом византийства, утонули в грязи"...
Да не пристанет грязь к чистому, сколько ее вы, мадам, ни производите на свет! А вот, к слову сказать, о профессиональной нечистоплотности новоевремцев — разговор особый, даже пристрастный, и причина его такова. Все в том же номере от 9 августа один из материалов, называется "Президентская игра мэра Лужкова". По правилам или нет играет герой публикации, в общем, не очень понятно: он там, по автору В. Дубнову, опять же то плох, то хорош, то прав, то не прав, то подходит для президентства, то к этому не готов. Но как любопытно построен материал! Отправными точками для умствований автора служат наиболее острые лужковские цитаты последних дней — о никудышной кадровой политике властей, о провале экономики рыночников, о правоте шахтеров на рельсах, о замалчивании Всемирных юношеских игр и т.д. Каждая из таких цитат добросовестно взята в кавычки и предстает перед неискушенным читателем едва ль не как реплика мэра в доверительном разговоре с г-ном В.Дубновым. По крайней мере последний, повторяю, базирует на них все свои аргументы. А между тем цитаты Лужкова — по большей части из его ответов Владимиру Бондаренко в газете "Завтра" № 28 (241) — но приличествующих подобным случаям ссылок на наше издание в "Новом времени" нет и в помине, хотя однажды "Завтра" и упомянута, но не в связи с цитатой. Стало быть, налицо банальное воровство и повод к судебному иску — вот вам и респектабельный журнал с английским произношением!..
Но пока что в судьях чаще всего само "Новое время". Судить, окуная все в ту же грязь, оно готово кого угодно: Сталина и "коммуняк", Макашова и "русских фашистов", Кастро или Хусейна, китайцев или корейцев (северных, разумеется), русскую армию ("Из хрестоматийных защитников Родины подозрительно быстро получились бандиты". Н. Кучин) и, ясное дело, нашу историю ("За 70 лет господства большевиков российское крестьянство вымерло как класс". Э. Бернштейн). Особенно умиляет последний из процитированных как знаток русского крестьянства... Он его, правда, особо и не жалеет, но зато в каждом номере "Нового времени" — то вопли о бесчисленных жертвах Холокоста, то восторги о Папе Войтыле, кающемся в этом грехе, то плач о несчастных и невостребованных диссидентах и правозащитниках, то — в 15 номерах! — полублатной "словарь одесского языка", подобного тому, что уже кем-то удачно был назван "лагерным ивритом"... И есть там, между другими, вполне, впрочем, благозвучное словосочетание "поганые дни" — это когда рыбак недоволен погодой. А если, положим, не дни, а целое время, пусть даже и "Новое", но тоже не вызывающее восторга,— то как об этом сказать? "Поганое время"?
Точнее и не придумаешь.
Евгений НЕФЕДОВ
1.0x