Авторский блог Владислав Смоленцев 03:00 27 июля 1998

МЭН БЕЗ МАСКИ

МЭН БЕЗ МАСКИ
30(243)
Date: 28-07-98
СУЩЕСТВУЕТ СТРАННЫЙ ФЕНОМЕН телевидения: делать живое неживым и наоборот, мертвое — живым. Крепкий, розовощекий, здоровый человек на экране будет выглядеть распухшим, багровым упырем, а мертвенный, напомаженный, как несвежий покойник перед похоронами, диктор на экране вдруг становится ярким, брызжущим жизнью героем. И один из таких современных “телегероев” — автор и ведущий программы “Человек в маске” Владимир Познер.
…Вообще писать о Познере скучно. Потому как сам он настолько шаблонен, насколько может быть шаблонен “телемэн”. Мышиная седина, “бальзаковский” возраст, блеющий, не знавший логопеда и занятий по сценической речи голос, куча замазанных гримом морщин. Познер — классический продукт нынешнего российского TV. Наверное, поэтому он возведен в ранг “мэтров” сегодняшнего российского телевидения. Его можно увидеть практически на всех мало-мальски серьезных телетусовках: от надуманной междусобойной Тэффи до кремлевских приемов и интеллигентских “круглых столов”.
Известность к нему пришла, когда на самой заре перестройки ему было доверено (как говорят, не без покровительства А.Н.Яковлева) проведение телемостов СССР–США. “Мосты” эти, по замыслу, должны были развеять взаимное недоверие и мифы, накопившиеся за годы “холодной войны”. А по сути, они очень скоро стали мощным средством антисоветской и антирусской пропаганды. Шло безудержное воспевание американских “свобод”, американской “открытости” — и ревизия, откровенное профанирование всего советского: от истории, с ее “Гулагами” и репрессиями, до обыденной бытовой морали. Заявление пожилой неуравновешенной женщины: “Секса у нас нет!” на несколько лет вперед обеспечило право различным “психологам”, “сексологам”, “культурологам” бороться с “советским ханжеством”, пропагандируя откровенный разврат, растление и порнографию.
Уже тогда бойкий лысоватый ведущий вызывал возмущение своим откровенным подыгрыванием американской стороне и презрительным, cвысока, отношением к своей аудитории. Его то и дело заносило на чтение морали, рассуждения о неких “общечеловеческих ценностях”, “приматах свобод”...
В общем, телемосты сыграли вескую роль в идеологической войне против СССР. Но с развалом Союза упал спрос и на познеровские изыски-мосты. Они стали неинтересны и ненужны. Поначалу Познер попытался было “состричь шерсть” со “свежерожденных” республик и автономий – афиши с предложениями поучаствовать в очередном “мосте” можно было найти от Донецка и Астрахани до Свердловска и Баку. Понятное дело, что организовывались они не за бесплатно… Но и этот тур вскоре иссяк. Кстати, почему-то Познер не любит говорить о причине, по которой “свободное” американское “тиви” отказалось от шоу “Познер – Донахью”. В ряде американских комментариев было указано на недопустимую степень “безнравственности” многих тем… Вот тебе и свобода…
Ну да это дела давно минувших дней. Теперь маститый, погрузневший и полысевший Познер — автор и ведущий ток-шоу “Человек в маске”. Большинство читателей наверняка хоть раз видели это действо: зрители, к ним спиной на “барской” табуретке Познер, перед ним в кресле некий герой в маске. Суть шоу: маска, пользуясь анонимностью, исповедуется в каком-либо своем грехе или некоем запределе, в котором участвовала или которому была свидетелем, а Познер “со зрители” выспрашивает подробности и обсуждает их, а также саму маску. В конце обычно следует предложение снять маску, которое чаще всего обращено в пустоту. На этом все расходятся. Каких только “героев” Познер ни вытаскивал на экран: наемных убийц и дезертиров, бывших зэков и боевиков, авантюристов и сексменьшинства. Впечатление такое, что Познер взялся вытащить на первый канал все известные человечеству пороки и извращения. Добро бы, они осуждались — так нет же, наоборот. Все “маски” терпеливо выслушиваются, всем демонстрируют понимание, у всех находятся адвокаты и защитники. Смотришь шоу Познера — и понимаешь, как смешна религия с ее моралью, ее смертными грехами. Ведь любой грех, любой порок можно, оказывается, простить и понять. От измены Родине и участия в расстрелах своих же соплеменников до страданий неудовлетворенного педераста. И все это на фоне все тех же привычных моралитэ на тему “общечеловеческих ценностей”, о том, насколько все это лучше в Америке, о тяжести “наследства тоталитаризма”.
Что же на самом деле представляет собой ток-шоу “Человек в маске”?
За основу был взят ряд передач американского телевидения семидесятых-восьмидесятых годов, где использовался метод анонимности героя и публичного обсуждения его пороков или проблем. Так что Познер в этом приеме далеко не первооткрыватель. Более того, одновременно с “Человеком в маске” на российском телевидении стартовали, как минимум, еще две программы, где герои также прятались под масками.
Главный “секрет” шоу — исповедь. Вечная человеческая слабость к чужим проблемам и порокам. К тайне исповеди. В программе эта тайна профанируется. Сохраняя основные элементы церковной исповеди — исповедуемый (маска), священник — Познер (он, кстати, даже ведет себя, как священник на исповеди: терпеливо выслушивает, участливо внимает, огульно не осуждает.), программа, тем не менее, полностью упускает главный смысл исповеди — покаяние. И потому перед нами разворачивается действо самого тяжкого греха человека — гордыни. Не все, но большинство “героев” Познера надевают на лицо маску, чтобы безбоязненно объявить о том или ином своем пороке или преступлении. И эта публичность тешит гордыню, укрепляет в грехе. Да еще вдобавок находит понимание и поддержку у части зрителей и неких “экспертов”, подымаясь до уровня пропаганды.
Отдельный разговор о “честности” правил игры. Анонимность, маска позволяют сколько угодно манипулировать и откровенно выдумывать “героев”. Проверить-то нельзя. Зрителю остается лишь полагаться на “порядочность” ведущего и автора, а тот нигде ни слова не говорит о том, насколько истинны “легенды” масок и не является ли все это обычным розыгрышем, подставкой? Причин сомневаться в “честности” шоу — более, чем достаточно. Пример тому — нашумевшая исповедь некого “спецназовца, офицера ГРУ”, который рассказал драматическую историю своего пленения, перехода на сторону чеченских боевиков и последующей войны против российских войск. Те факты и подробности, которые он приводил в своем рассказе, вызывают не просто сомнения, а полное неверие в то, что этот человек имел когда-либо отношение к событиям, о которых вещал с экрана. Но главное в том, что “спецназ ГРУ”, на который ссылался аноним,— весьма компактная система, где все друг друга отлично знают. Так вот от имени “спецназа ГРУ” заявляю, что познеровский “герой” — обычный самозванец. Такого человека никогда не было. А прячущийся под маской авантюрист весьма напоминает известного лгуна и болтуна Андрея П., попеременно выдающего себя то за “афганца”, то за “приднестровца”, то за сербского добровольца.
…О Познере, действительно, неинтересно писать. Он плоть от плоти продукт нынешнего убогого российского телевидения. С его фальшью, ложью, верностью банкирскому сапогу и американской мечте.
…Одна из новейших легенд говорит о том, что идею телевидения подбросил сам дьявол. Ведь ничто больше не позволяет так деформировать истины, выдавать черное за белое и изменять сущность чего угодно, как телевидение.
Многие крайние религиозные течения и лидеры утверждают, что телеэкран — это разверзстое окно ада в каждый человеческий дом. Когда наблюдаешь монстров и чудовищ Познера, понимаешь, что они не так уж далеки от истины…
Владислав СМОЛЕНЦЕВ
1.0x