К ОЧИЩЕНИЮ ДУШИ
29(242)
Date: 21-07-98
ПРИШЕСТВИЕ ИИСУСА ХРИСТА, согласно Евангелию, предваряет проповедь Иоанна Крестителя. Миру, готовящемуся принять Господа, Иоанн проповедует покаяние, дабы тот был предуготовлен к явлению Спасителя.
Когда исполнилась мера времени и в Отечестве нашем были прекращены гонения на Веру, для многих впервые прозвучало из каких-то духовных глубин слово о покаянии России. Откуда оно исходило: от немногих сохранившихся старцев, от Святых отцов наших, оставивших нам свои пророческие писания, от сознания народного, выраженного немногими писателями и художниками. Много времени прошло уже, но вопрос о нашем покаянии так и не решен. Совсем недавно я опять услышал от своего духовного отца слова о том, что если бы Россия покаялась, Господь явил бы немедленное чудо спасения Отечества.
Что есть это русское покаяние — начавшееся и не совершившееся?
В то время, когда прозвучали слова о покаянии для широкой части общества, они не оказались не замеченными мироправителями тьмы века сего. Замолчать их было уже невозможно, но исказить удалось. Сыны погибели буквально выплеснули на головы просыпающихся от семидесятилетней безблагодатной спячки людей целые потоки покаянных тем — коммунизм, сталинизм, экспорт революции, тоталитаризм, угнетение малых народов, империализм, терроризм и пр. Дошло даже до попыток покаяться во всем историческом пути народа от Рюрика до Горбачева. Но, несмотря на всю абсурдность этого потока, он был воспринят большинством наших сограждан. И свершившееся лжепокаяние родило разрушительный по воздействию на дух человеческий комплекс национальной неполноценности. Вместо покаяния очищающего, дарующего Божественную свободу, это “политпокаяние” привело к порабощению духа наших соотечественников, предуготовившему их материальное закабаление. Но эта готовность, с которой было совершено “политпокаяние”, объясняется тем, что потребность в исповеди души, загроможденной грехом, есть вещь объективная: в человеке, с Крещением ли его или, вполне возможно, по другим причинам, начинает просыпаться душа, и она тянется к покаянию. Но вместо хлеба был получен камень, и держава стала скатываться в бездну. Заботу об этом взяла на себя армия промывателей мозгов, имеющая в своем распоряжении все средства массовой информации, и о том, что 7000 человек, составляющих на 1991 год все наше духовенство, смогут оказать какое-либо влияние на двухсотмиллионную страну, никто из них всерьез даже не думал.
В Священном Писании или Святоотеческих преданиях нет даже намека на вышеуказанные покаянные темы. Исповедь всегда личностна, человек разгребает в своей душе греховные завалы, не дающие ему видеть Свет Божьей Правды. Но смотреть в сторону грехов собрата своего тоже считается грехом, и если человек начинает исповедь не со своего личного греха, а с исповедания “политических грехов” своего народа, то он не раскаивается на деле, а просто осуждает своих соотечественников и таким образом отяжеляет свою душу еще одним грехом. И только через постоянную работу по исповеданию своих личных грехов, человек начинает видеть происходящие в душе его изменения (в греческом слово “каюсь” — буквально “меняюсь”). Он получает видение своего прежнего безблагодатного, богооставленного жития, в котором он пребывал до начала этой работы. Теперь через свою личную боль он начинает сопереживать и своим соотечественникам, пребывающим и поныне в омертвелом состоянии, в котором находился недавно и сам. И так рождается Народное Покаяние.
Исповедь человек произносит не перед женой, не перед друзьями за выпивкой, не перед телевизором, на экране которого вещает “бесстрашный тележурналист”, а перед Богом, в присутствии Православного священника, имеющего по благодати священства власть от Господа разрешать человека от исповеданных грехов. Именно в этом таинстве являются чудеса, ибо человек, стоящий на грани самоубийства с истерзанной содеянными делами душой, исповедовавшись и получив разрешение грехов от священника — человека, ему незнакомого, не вызывающего прежде доверия, уходит плачущий, умиленный, исцеленный. При этом никакой душеспасительной беседы могло и не быть. Был только выслушанный грех, разрешительная молитва и Чудо.
Беда в том, что мы вначале не ведаем своих грехов и даже не интересуемся ими, а ведь до тех пор, пока не будут исповеданы смертные грехи, путь в наши души Богу закрыт. Мы можем читать Евангелие и не разуметь, что там написано. Поэтому вначале надо исповедаться в деяниях, которые отнесены Церковью к наиболее тяжелым и не оставляющим место в душе человека для Бога, сообщающим человеку как бы проклятое состояние.
СМЕРТНЫЕ ГРЕХИ
Гордость (во всех проявлениях и доходящая до самообожания).
Сребролюбие (Иудина жадность к деньгам).
Блуд, распутная жизнь (жизнь в невенчанном браке).
Зависть.
Чревоугодие, не знающее постов, соединенное со страстной привязанностью к увеселениям.
Гнев (по примеру Ирода, избившего вифлеемских младенцев).
Леность души, беспечность, нерадение о покаянии.
ГРЕХИ ХУЛЫ НА ДУХА СВЯТОГО
Продолжение тяжкогреховной жизни в надежде на милосердие Божие.
Отчаяние, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Упорное неверие, не убеждаемое никакими доказательствами Истины, отвергающее саму Истину.
ГРЕХИ, ВОПИЮЩИЕ К НЕБУ
ОБ ОТМЩЕНИИ ЗА НИХ
Умышленное человекоубийство (аборты, братоубйиство, цареубийство).
СОДОМСКИЕ ГРЕХИ.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитной вдовы и малолетних сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба, который потом и кровью добыт им.
Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев.
От всего вышеперечисленного мы должны очистить наши души исповедью, исповедуя порой один и тот же грех по многу раз, пока Господь не даст сил победить порок. Почти все вышеуказанное составляет окружающую нас жизнь. От этого не спасены ни бедные, ни богатые. Именно такой бесовский миропорядок, где любой человек на каждом своем шагу буквально атакуется грехом, является сам по себе самым веским доводом к его разрушению, а не россказни о том, что при Брежневе жить было лучше.
Только разрушение этих оков нужно начинать изнутри себя. Освободившийся сам дает свободу ближнему своему. Без самой настоящей войны с этим невозможны никакие чудеса ни внутри нас, ни вокруг нас. Это требует больших духовных усилий. Именно это является задачей русского покаяния, а не покаяние в наших мнимых грехах перед “поляками и чехословаками”.
Мы должны поверять жизнь свою вечным ценностям не от мира сего, в свете которых нет грехов коммунизма и сталинизма, но есть конкретные грехи конкретных людей. Если будем искать Царствия небесного, Бог даст сил уладить дела в царствии земном. Если наоборот — лишимся и того, и другого, как иудеи, не принявшие Спасителя. А войну эту вовсе не обязательно вести в затворничестве. Можно и нужно вести ее, находясь на своем месте в Мире сем, — стоя у станка, занимаясь бизнесом, держа в руках автомат или издавая газету. Делай, по словам апостола, свое дело честно на всяком месте, как перед лицом Бога.
Юрий ЮРЬЕВ
1.0x