Author: Виталий Маслов
КОСОВО ПОЛЕ (из сербского дневника)
28(241)
Date: 14-07-98
— Завтра мы уезжаем... Когда-то вместе с Сергеем мы прошли немало километров по горам Сербской Краины, воюя в русском добровольческом отряде. И вот теперь он вновь засобирался в знакомые места. Сергей вместе с группой добровольцев готовился к отъезду в Косово, чтобы сражаться на стороне сербов.
— Если уж “чичи” засобирались на помощь “братьям-албанцам”, то нам сам Бог велел туда ехать. Еще месяц назад мы побывали в Сербии, выясняли обстановку. Но тогда нам сказали, что сами, мол, разберутся. Но связываться с официальным Белградом толку нет: он всего боится. Но мы в Белграде все же познакомились с одним из командиров местной милиции и увидели: простые сербы думают иначе, чем чинуши из госструктур. Для первых наша помощь, наше участие — это знак того, что Россия с ними. Так было и в Краине, и в Боснии: Белград дрожал над своей “репутацией”, от всего открещивался, а мы вместе с простыми сербами дрались против “мусликов” и “хорватов”.
— Сережа, а ты не боишься, что вас обвинят в наемничестве?
— Наемники за свою работу деньги получают. И весьма неплохие. А мы за идею воюем! За славянское братсво. За единство. Против “нового мирового порядка”. Да и, знаешь, мне глубоко плевать на то, что о нас будут врать НТВ и прочие холуи. Для них мы враги по определению. Не “наемники” — так “экстремисты”, не “экстремисты” — так просто “антисемиты”. А мы — русские добровольцы! И этим все сказано.
Утром он уехал. С ним в далекую Сербию отправились его друзья, сослуживцы по добровольческим отрядам Сербии, Приднестровья, Абхазии, сослуживцы по Чеченской войне. Они уехали, а на сердце осталась грусть. Может быть, оттого, что опять русские парни отправились защищать далекую землю, когда своя стонет под сапогами оккупантов. А, может быть, оттого, что они уехали, а я остался...
В. СМОЛЕНЦЕВ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН ПРАВИТЕЛЬСТВА “Российская газета” 7 марта в главном материале на первой странице печатает: “Отделением Косова от Сербии завершается естественное оформление государственных границ в Европе”!
То, что это — заведомая антисербская ложь, бесспорно, поскольку незнание исключено. Дальше, как говорится, некуда...
Поле Косово окаймлено горами. С краю Поля, в пологом прислоне — сербская деревня Бабин Мост, в ней — храм Пресвятой Богородицы, поставленный на костях юнаков, погибших здесь в 1389 году. Председатель Сербской партии сопротивления Момчило Трайкович сказал в храме:
— Мы не можем отдать Косово — нашу землю, нашу государственность, нашу душу.
Хотя положение зашло настолько далеко, что кажется порой: а и возможно ли это — и землю сохранить, и душу? Столько уже потеряно! Столько наделано зла против сербов! Сперва геноцид и изгнание сербов во время Первой мировой войны. Затем — немецко-фашистский и хорватско-фашистский геноцид во Вторую мировую. И сопротивление сербов при этом — не на жизнь, а на смерть.
Мы не имеем права забыть, что благодаря героизму сербов немцы потеряли здесь в начале войны два лишних месяца! Может, вот этих двух месяцев и не хватило потом немцам под Москвой... Потери сербов во Вторую мировую соизмеримы только с потерями белорусов, поклонимся им низко — и тем, и другим... После Гитлера благодаря потворству и усилиям югославских послевоенных властей во главе с хорватом Тито террор против сербов не прекращался. Чтобы изменить в Косове этнический состав населения, сотни и сотни тысяч сербов были вытеснены с родной земли, а на их место поселилось до полумиллиона беженцев из Албании. И вот результат:в крае, где полторы тысячи древних и древнейших сербских православных храмов и монастырей, в крае, который и воистину — душа Сербии, сербов стало намного меньше, чем албанцев. Но и это не все: 92-93 гг. — геноцид в Боснии... И вот теперь — гремят взрывы здесь. Но угрозы и шантаж ныне — уже не только и даже не столько против сербов, сколько против албанцев, согласных жить в мире с сербами... Обстановку осложняет и то, что кроме законных косовских албанцев, в крае — соизмеримый по количеству наплыв албанцев незаконных. Через албанцев, работающих на Западе, стекаются сюда и средства с Запада: новейшие здания и лучшие гостиницы в столице Косова Приштине построены на эти средства. И все — под грохот терактов, под требования независимости, полного отрыва Косова от Сербии. Добиться этого, не жалея ни марок, ни долларов, — вот задача! А потом все окупится: албанцам — земля, райская по сравнению с той, которую оставили они в Албании, немцам — богатейшие недра. Только угля в косовских недрах — на триста лет для нужд всей Европы, пласты толщиною в десятки метров, местами — сразу под пахотным слоем. А ведь здесь же еще и медь, цинк, свинец, сурьма...
Как же тут не стараться инициаторам и главным исполнителям насильственного развала Югославии? Разве не очевидно, что сейчас в Косове приступают к продолжению того, что в 1991 и 1992 годах произошло со Славонией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, к насильственному отделению от Югославии, от Сербии еще одной части? И на экранах, и на первых страницах газет — снова едва скрываемая радость. И знак равенства между террористами и силами правопорядка. И даже мысли уже не допускается ни о чем другом, кроме как об отделении. И можем быть уверены: как и в 1991-92 годах, вопреки всем международным документам о границах, изменение последних тут же получит международное признание. Если, конечно, не успеем объединиться и оказать сопротивление...
ПОБЫВАЙТЕ В АЛБАНСКИХ СЕЛАХ. Сколько ребятишек! Суета возле школ, летают мячи над футбольными площадками — как это радостно, если сравнивать с вымирающими деревнями и городами России... Но при этом во всем — жесткая, регламентирующая рука ислама, требующая покорности. Если албанские сепаратисты, к примеру, запрещают албанским детям-мусульманам учиться по общесербским школьным программам, хотя обучение и на албанском языке, дети слушаются и не учатся. И при этом — всеобъемлющая наступательная антисербская пропаганда, стремление убедить, что отделение от Сербии уже совершилось...
Насколько целенаправленно воспитывается здесь албанская молодежь в ненависти ко всему славянскому, мы, участники недавнего Славянского Хода, могли убедиться, будучи в Косове осенью 1997 года. Только тогда мы рисковали получить камень в лобовое стекло, а сегодня здесь уже звучат выстрелы. И тем не менее, все равно, приступая к решению вопроса, мы постоянно должны помнить, с добротой должны помнить о детях, которых столько в албанских селах Косова. Этот вопрос в лоб не решается: не дети виноваты в том, что их так воспитывают... Об этом говорили мы на встрече с руководителями Сербской партии сопротивления Момчило Трайковичем, Мишо Лазичем и их товарищами, с председателем сравнительно новой социал-демократической партии Сербии Вуком Обрадовичем, с Драголюбом Койчичем — председателем Сербской демократической партии (которую иногда называют партией Караджича), и потом в Белграде присутствовать и даже выступить на ее съезде с руководителем косовского отделения этой партии Бранко Войновичем. Говорили со священниками в разных концах страны, с епископом Косовской епархии Владыкой Артемием в древнем монастыре Сопочаны, с работником бензоколонки Богданом Лезичем, со студентами из четырех студенческих организаций разной политической ориентации, с представителями Собора Зета, с писателями, но уже не белградскими, а приштинскими... И позиция всех по косовскому вопросу одинакова: без Косова нет Сербии.
Пока же главная заинтересованная страна, влиятельнейшая в этом сообществе, заседая и в контактной группе по Косову, и в многоразличных европейских организациях, обеспечивает дипломатическую поддержку сепаратистов, и одновременно через послушные третьи, а то и четвертые силы нагнетает обстановку на месте. А что же Россия? Нашим дипломатам необходимо не поддаться нагнетаемому психозу и, помня, что сегодня Сербия, ослабленная многолетней экономической блокадой, не в состоянии обеспечить вышеперечисленные условия, не спешить с принятием окончательных решений до смягчения обстановки, до приведения государства в здоровое состояние, и в любом случае рассматривать проблему Косова — только как проблему внутреннюю, сербскую. При твердой позиции России, при внутренней собранности Сербии и всей Югославии добиться этого можно.
В 1952 ГОДУ судьба занесла меня в Албанию. Купил я там сборник албанской поэзии на русском языке. И показалось мне, семнадцатилетнему, албанская поэзия чем-то душевно близкой. Чем?.. Потом, много лет спустя, в руках оказался еще один албанский сборник. И, читая его, я вдруг обнаружил, что поэзия-то албанская по духу — православная! А уж потом узнал, что до Э. Ходжи, до атеизации, албанцы в значительной своей части, может быть, даже превосходящей части, были православными. Более того, после албанской революции 1924 года премьер-министром страны был православный епископ — поэт Фан Ноли, именно он представлял албанский народ в Москве на десятилетии Октября. Потом почему-то в моем сознании утвердилось, что исчез с политической арены Фан Ноли не без участия Сталина. Каково же было мое изумление, даже потрясение, когда неожиданно совсем недавно открылась истина. Во-первых, стыдно стало перед Иосифом Сталиным — уж он-то совсем тут был ни при чем. Во-вторых, увы, в очередной раз поблек облик нашей белоэмиграции. Оказывается, православного Фан Нолия смели, отстранили от власти, вышвырнули из Албании русские православные наемники — конно-казачья бригада под командованием генерала Улагая — хорошо вооруженная, обмундированная в русскую военную одежду, сформированная по прямым указаниям самого Врангеля. К власти в Албании был приведен Ахмед бег Зогуа... И я не имею права не сказать об этом, глядя на сегодняшнюю ситуацию в Косове, думая об истоках сегодняшней беды, когда не албанские, а сербские дети, практически лишаются здесь возможности получить образование на родном языке!..
Только разумный подход, ненавязчивая, рассчитанная на будущее разъяснительная работа, направленная на тылы террористов, призванная высветить личину общего для албанцев и сербов недруга, скрытого за спиной террористов, работа отнюдь не лобовая, могла бы как-то, пусть в самой малой мере, смягчить обстановку, чтобы уж потом — приступать к решениям, перейти в наступление. И здесь я думаю: славяне, сколько можем мы отступать? Говорю это не сербам, не Сербии, загнанной в тупик косовский, а себе в упрек, поскольку Поле Косово — это и мое поле тоже. И нас скоро выгонят с Поля Куликова, как выгнали из Севастополя... Если же говорить о сербах, так они и без того дают нам пример, которому мы просто обязаны когда-то последовать. В лице Сербской Краины, Республики Сербской они показали, как надо себя защищать. Последовали мы их примеру? Недруги наши этого больше всего и боятся: а вдруг и мы выйдем из оцепенения и последуем? Информационная блокада вокруг Республики Сербской — для того и блокада, чтобы не перекинулись к нам, тысячекратно полыхнув в России, дух и воля народа сербского, который осознал себя и принял к исполнению: духовное свое пространство надо защищать всеми средствами, любой ценой, включая цену собственной жизни!
Косово — Москва
1.0x