Авторский блог Василий Попок 03:00 1 июля 1998

ХАРИЗМЫ

ХАРИЗМЫ
26(239)
Date: 01-07-98




М. КИСЛЮК А. СОБЧАК Н. СЕВРЮГИН А. РУЦКОЙ

Харизма, или обаяние, вещь обманчивая, как любое чувство. Вчера Собчак был национальным героем, публика млела от его “выходов” к микрофонам Верховного Совета, его грудная надсадная фистула звенела в ушах народа, как прежде голос диктора Левитана, а сегодня он — жалкий симулянт инфаркта, неубедительный актер клубной самодеятельности — в пижаме кардиологического центра прыгает в окно Европы, как Гришка Отрепьев. Куда девалось обаяние? Не мы ли им наделяем мало-мальски активного политика в вечной жажде видеть во власти образ вождя народного? Этим сознательно пользуются и достигают личного благополучия.
Собчак сбежал от уголовного суда. Простоватого, в сравнении с ним, тульского губернатора Севрюгина — посадили. А ведь тоже была харизма! В противоположность гастрономическому и парфюмерному Собчаку, этот был симпатичен своим обличьем. Произнесешь вслух — Севрюгин, и представится крестьянское изобилие, рыбалка в июле, водочка с огурчиком. Правь губернией, чай свойский, из мужиков, из нашенских. Но вместо севрюжины с хреном получалась нищая Тула, голодная деревня, и опять же. как в случае с лощеным Собчаком, — обыкновенная уголовщина.
Харизма Руцкого не сравнима с двумя вышеприведенными. Народ не только восторженно вопил при виде его усов, но и под танки ложился. Вопрос опять же в том, кто для кого был более ценен? Руцкой для народа, или народ для Руцкого? Жажда совершить героический поступок во главе со смелым вождем привела сотни бойцов под стены “Белого дома” в том октябре. А потом был момент в жизни Руцкого (то ли в Лефортове, то ли в московской квартире), когда он мысленно сказал нам: ну что, вы хотели подергать за колесо истории — я вам дал эту возможность. Теперь в другого влюбляйтесь, готовя очередное жертвоприношение во благо России.
Был перелом в мировоззрении, переосмыление вещей, усталость. Была женщина и, может быть, последняя любовь. “Покоя сердце” запросило, и был миг, когда Руцкой мысленно бросил в сторону русских идеалистов: “А пошли вы все...” И стал строить дачу возле заброшенного аэродрома, чтобы в свое удовольствие полетать на авиетке в тихие летние вечера вместе с молодой женой. Было стремление к новому образу счастья, для достижения которого не “ищут бури”. Но даже тогда еще никто из следящих за судьбой этого человека не решался произнести слово “предательство”. Боевые товарищи великодушны. Это из мафиозной семьи нету хода назад. И мы многое бы простили Руцкому, не будь он столь подобострастен к Ельцину. Это похоже на глупость: уверять всех в том, что народ плох, а Ельцин с Чубайсом — гении современной России. Нужна отвага определенного сорта, чтобы постоянно заявлять такое. Предатель тоже бывает отважен. А теперь в связи с арестом помощников Руцкого его очередные признания в любви к Ельцину уже можно расценивать единственно как мольбу о пощаде.
Четвертым харизматиком в нашей сегодняшней галерее предстает Кислюк — бывший губернатор Кузбасса. Его деловой портрет и жизненный путь излагается далее сухим и строгим языком газетной аналитики.
Александр ЛЫСКОВ
Василий ПОПОК,
собственный корреспондент “Завтра” в Кузбассе
МАСТЕР ПОВОРОТА МОЛОЧНЫХ РЕК
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев направил обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Скуратову. Очередное. И все о том же — о действиях обладминистрации, которую без малого шесть лет возглавлял Михаил Кислюк.
Ранешние обращения Тулеева толковались высшими политическими и юридическими властями как противоборство “двух медведей в одной берлоге”. Но противостояние власти в области — исполнительной, возглавляемой Кислюком, и представительной, во главе которой стоял Тулеев, — о котором так много писали многие СМИ, было не схваткой амбициозных политиков, вульгарно выражаясь, “прогрессиста” и “консерватора”. Суть противостояния заключалась в разном понимании того, для чего и для кого реформы — для самоутверждения номенклатуры или для простого обывателя.
Последние события, особенно “рельсовая война”, показали, что переломить ситуацию в Кузбассе никак нельзя без поворота реформ во всей России. А если Кузбассу не очиститься от пакостей недавнего правления, то даже региональные подвижки в сторону общепринятой нормы будут невозможны в принципе. Некоторое время спустя многим показалось, что Тулеев, нырнувший в “текучку”, занятый тушением социально-экономических возгорании и работой на перспективу, не вспомнит о тех, кто, образно говоря, готовил большой пожар в Кузбассе, обкладывая соломой наш дом. Новое письмо в Генпрокуратуру показало — помнит.
Есть и нам повод вспомнить, что происходило в последнее время с Кузбассом.
Цитирую записку налоговой инспекции и облфинуправления, подписанную их тогдашними начальниками Шиловым и Шинкевичем: “В 1-м квартале 1994 года поступление в бюджет практически всех видов налогов шло с большим напряжением, что объясняется усиливающимся кризисом неплатежей в народном хозяйстве области, дальнейшим спадом объема производства и реализации продукции, работ и услуг”.
Чиновники в целом верно оценивают ситуацию. Более того, они понимают больше нас в том, что происходит. Как, к примеру, предприятие уходит от непосильных налогов и исхитряется жить и даже платить работягам: “В ходе контрольной работы налоговыми инспекциями установлено, что значительное число как коммерческих, так и государственных структур часть выручки получают наличными средствами, используя их для приобретения сырья и материалов, выдачи заработной платы, в том время как в картотеке без движения находятся платежные поручения на перечисление платежей в бюджет”.
Обходились не без помощи банков, заинтересованных в движении денежной массы именно через них, а не в виде “черного нала”. И об этом тоже есть в справке: “Банки позволяют плательщикам использовать ссудные счета в качестве расчетных, зачисляют на них выручку от реализации продукции, проводят по хозязйственным операциям. А платежные поручения на перечисление платежей предприятия выставляют на расчетные счета. Усложняет работу по взысканию платежей факт открытия предприятиями дополнительных счетов — расчетных, текущих, ссудных, бюджетных”.
В уходе от платежей каждый находит свой путь. К примеру, шахта им.Ленина платежные поручения на перечисление налогов адресует в Кузбасспромбанк, а средства, получаемые от продажи угля, поступают на ее второй счет, открытый в Сбербанке. Шахта “Распадская” использует счета своего дебитора — обогатительной фабрики “Кузбасская”, которая ведет оплату шахтовых долгов со своего счета, и это позволяет “Распадской” уклоняться от исполнения инкассовых поручений налоговой инспекции и не платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, за пользование недрами. Денег, мол, нету.
И глава областной администрации Михаил Кислюк издает 17 мая 1994 года одно из самых грозных постановлений за всю свою губернаторскую бытность — “О мерах по стабилизации расчетов в хозяйстве области и мобилизации платежей в бюджет в 1994 году”. Явная суть постановления состоит в том, чтоб не позволить “субъектам экономики” уходить от платежей в бюджет, ибо от него зависит видимое благополучие чиновничества. Подспудный смысл — подготовка меры, которая сделает чиновника хозяином судьбы любого предприятия любой формы собственности.
Вслед за постановлением рождается главное — “простой вексель ГлавФУ”. Я бы назвал его гениальным изобретением, возвысившим областное чиновничество до ранга истинных мастеров доения.
ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ ТЕХ,
КТО БЕЗ ОЧЕРЕДИ
Итак, “простой вексель ГлавФУ”. Вот он выдается медицинскому учреждению или школе. И все на этом этапе нормально: у школы или больницы появляется возможность хоть чем-то расплатиться за коммунальные услуги, продукты и медикаменты — не “живыми” деньгами, которых нет, а налоговыми обязательствами. При этом предполагается, что на тысячу, написанную в бумажке, школа получит услугу или материальную ценность весом ровно в тысячу.
Так не получается. Предоставляющий услугу просит “скидку”. На специальном языке это называется “дисконт”. Раньше, в советское время, это считалось припиской и преследовалось изо всех сил. Сейчас выглядит как обычная рыночная операция.
Но и на этом этапе, когда выходила польза вечно бедным бюджетным учреждениям, с векселем, понемногу превращающимся для производителей товаров и услуг в налоговое освобождение, еще можно было мириться. Однако быстро наступает новый этап — Главное финансовое управление Кемеровской области во главе с Шинкевичем моментально отступает от им же установленных правил — если, так сказать, в теории погашение векселей должно было осуществляться только, как написали аудиторы Счетной палаты в своем заключении: “путем погашения задолженности представителю векселя по платежам в областной бюджет”, то на практике такое погашение стал делать кто угодно.
Добавим сюда отсутствие самой возможности какого бы то ни было контроля за обращением векселей. И тот факт, что ГлавФУ не разработало механизм регулирования объемов эмиссии (то есть выпуска) “простых векселей”.
“Кто угодно”, о котором было сказано выше, это любой платежеспособный делец. В первую очередь на “простые векселя”, почуяв золотую жилу, кинулись представители самого прибыльного бизнеса, в первую очередь фирмы, торгующие сырьем на внешнем рынке.
Выгодность вексельного бизнеса “расчухали” промышленные магнаты и “вошли в долю”. Именно “в долю” — отнюдь не исключаю, что с их “подачи” вексельное обращение распространилось на все сферы кузбасской экономики.
Вот информация о внесении налогов в бюджет по 1996 году. Любимая фирма Михаила Кислюка АО “Черниговец”, он там работал до начала своей политической карьеры, внесла свыше 45 миллиардов рублей в виде налогов. Из них свыше 27 миллиардов зачетами, векселями и сертификатами. Квота внесенного в облбюджет — около 15 миллиардов, и здесь практически нет “нормальных” денег.
Рангом выше “Черниговца” — богатейший концерн “Кузбассразрезуголь”. Около него кормятся и процветают разномастные дочерние фирмы вроде “Карбо-КХ”, основанной концерновским начальством (буква “К” в логотипе фирмы — начальная от фамилии гендиректора Кузнецова). По-обывательски судя, у “Карбо-КХ”, которая продает коксующийся и энергетический уголь на внутреннем и внешнем рынках, денег куры не клюют.
И это правда. Но “Карбо-КХ” в рыночной стихии как рыба в воде. Вот почему она оплачивает обязательства перед бюджетом налоговыми освобождениями, в том числе “простыми векселями” — из 14,5 миллиардов общего платежа только приблизительно полтора миллиарда — “живые” деньги.
В списке “экономических субъектов”, извлекающих пользу из ситуации, все сколько-нибудь заметные предприятия области, не говоря уж о “китах” — КМК, ЗСМК, НКАЗ, Кузбассэнерго, Кемеровская железная дорога и иных, которые определяют выражение экономической физиономии Кузбасса.
В то же время “простые векселя” весьма популярны среди типично частнопредпринимательских структур, грубо говоря, спекулянтов чем попало. Почему они скупают “простые векселя”, ясно — чтоб иметь еще больше денег. Но почему ГлавФУ никоим боком не интересуется финансовым состоянием “юридических лиц”, которые несут в бюджет бумагу, а не деньги? Ведь достаточно понятно, что на рынок ценных бумаг пришли лица состоятельные. Как, к примеру, все тот же “Кузбассразрезуголь”, повсюду склоняемый в качестве лидера реформ (гендиректор концерна, к примеру, председательствует на региональных съездах “партии власти” — “Наш дом — Россия”)
Вот справочка еще за 1995 год. Торговый дом “Кузбассразрезугля” в июне расплачивается с бюджетом налоговыми освобождениями на сумму 1275 миллионов рублей. Имея при этом на расчетном счете вдвое больше “живых” денег. И это закономерность, прослеживающаяся на примере всех сколько-нибудь заметных производственных и коммерческих структур, ибо методика погашения “простых векселей” очень предусмотрительно не учитывала реального состояния платежеспособности предприятия или организации. Больше того, сама ситуация провоцировала создание задолженности перед бюджетом...
Счетная палата, приехавшая летом 1995 года, через год после введения в обиход “простых векселей”, зафиксировала две вещи: органами исполнительной власти Кузбасса “не проводится должная экспертно-аналитическая оценка влияния ценных бумаг на финансовое состояние региона”, и второе, хотя практический контроль за фондовым рынком области органами исполнительной власти не осуществляется, “своими действиями эти органы не позволяют провести независимую экспертизу”.
В это время экономические субъекты, включая банки, выстроились в очередь за налоговыми освобождениями — вдруг все и бесповоротно оказались безденежными. Да и зачем деньги, если можно получить (или купить) их суррогат?
Эксперимент, целью которого провозгласили нормализацию платежного оборота и сокращение взаимных долгов предприятий, а также погашение образовавшейся бюджетной недоимки, ровно ничего не нормализовал, не сократил, а рост бюджетной недоимки стал лавинообразным: с января 1995 года по август недоимки выросли с 83 миллиардов до 950. В 11 с лишним раз!
Михаил Кислюк проронил в одном из своих интервью: “Знаю, что... вексельное обращение создает дополнительные условия для нетрудовой наживы”.
ГРИБЫ НА ПАРКЕТЕ
Пришли времена, когда деньги в Кузбассе для удобства стали считать не “деревянными”, пускай даже “деноминированными” рублями, а исключительно долларами. Один жуликоватый бизнесмен, обидевшийся на газетную публикацию, где речь как раз и шла об этой его жуликоватости, вчинил автору данного текста и газете, в которой тогда работал автор, иск, которым оценил свои честь и достоинство в 300 тысяч долларов США.
Такие деньги провинциальному газетчику не заработать и за три жизни. Но дело, в общем-то, и не в этом. И даже не в том, что суд в конечном итоге иск счел неосновательным и вынес решение в пользу журналиста. Главное, что сотни тысяч в твердой валюте стали частью общественного сознания.
Откуда у богачей деньги? Угля добывается в полтора раза меньше, чем десятилетие назад. И продается тоже меньше, в том числе и за границу. Металла выплавляется меньше в той же пропорции. Химики почти не дымят. Машиностроители своими же утюгами зарплату получают. Даже добыча золота стала невыгодна. И официально (именно официально!) не приносит прибыли торговля. Так откуда у них деньги, еще и еще задается вопросом кузбасский обыватель?
Оттуда же, откуда у нас их нет.
Они паразитируют на угасающем производстве. Через возможность регулирования бюджетных потоков и сбор налогов. То есть через близость к власти. Нынче главный субъект экономики — человек, сидящий в кабинете.
Так что изобретение “простого векселя ГлавФУ” стало средством вполне легальной перекачки денег из бюджета в теневую сферу. Впрочем, даже не перекачки — поворота денежной реки на частный огород. “Дисконт”, то есть, напомню, уменьшение номинала “простого векселя ГлавФУ” в среднем за период с 1994 по 1997 год без малого наполовину, означает, что эта половина, не пришедшая в бюджет, пришла в карманы тех, кому сумма в 300 тысяч “зеленых” отнюдь не поражает воображение.
Беглый подсчет ущерба, нанесенного областному бюджету, дает цифру около пяти триллионов “старыми”. Чтоб сравнить масштаб, напомню — “рельсовая война” кончилась невыполнимым обещанием правительства объемом в один миллиард “новыми”.
Надо сказать, до “простых векселей” додумались отнюдь не только у нас. То в одном, то в другом “субъекте Федерации” вводили похожие суррогаты денег. К примеру, в Астраханской области тоже выпускали вексель — нужда, говорят, заставила. Однако при условии строгого контроля за объемами эмиссии и общей ответственности за происходящее астраханцы прошли по лезвию ножа и решили ту проблему, какую хотели решить, — сократили за полугодие неплатежи на 700-800 миллиардов рублей в старом масштабе цен, погасив после этого все векселя. Поэтому “простой вексель” астраханского розлива никак не заинтересовал ревизоров и прокуроров.
А вот в связи с неконтролируемым обращением кузбасского векселя (замечу, что вслед за областной властью суррогаты денег ввели города и даже районы) всполошились многие.
Процитирую представление аудитора Счетной палаты Митрофановой от 8 сентября 1995 года: “Сумма наличных денег, вытесненная из оборота Кемеровской области, по расчетам Счетной палаты РФ на 1 августа 1995 года, составила почти один триллион рублей (без учета векселей администраций территорий областного подчинения). В результате эмиссии простых векселей не была достигнута одна из основных целей их выпуска — мобилизация платежей в бюджет... Векселя, по существу, превратились в местную валюту с ограниченными условиями обращения и начали существенно влиять на денежно-кредитную ситуацию региона”.
Естественно, депутаты рассматривают результаты проверки и принимают постановление на этот счет. Которое не нравится М.Б.Кислюку. Он протестует: “В соответствии со ст. 49 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” к полномочиям главы администрации области отнесена организация взимания налогов и сборов, а также замена платежей, вносимых в бюджет, определенными видами продукции, материалами, выполнением работ или оказанием услуг”.
И вообще, пишет Кислюк, “сессия не может быть признана правомочной, поскольку на ней присутствовало менее двух третей от списочного числа депутатов”. Кстати, вскоре этот прием “регулирования кворума” станет основным рычагом срыва сессий — “губернаторская фракция”, состоявшая на тот момент из лиц, находившихся в связке, политической или должностной, с Кислюком является на сессию только с разрешения верховного облначальника. И это вскоре лишило Собрание всех возможностей влиять на события в области, а с уходом Тулеева в правительство от представительного органа осталось одно название.
Так простая, на первый взгляд, экономическая проблема о “простых векселях” стала проблемой большой политики. И это понятно: народные представители попробовали ограничить объемы казнокрадства...
В 1996 году в историю вмешивается областной прокурор В.В.Симученков. В его протесте на распоряжение главы обладминистрации, которым были введены в оборот векселя, говорится: “Распоряжением... произведена замена предусмотренной законом денежной формы бюджетного финансирования и бюджетных доходов ценной бумагой-векселем и одновременно введено применение этих же векселей при расчетах за товары, работы, услуги, т.е. как средство платежа”. Это неправильно. Администрация может выпускать только облигационные займы, выпуск векселей — прерогатива Минфина, Федерального казначейства и Центробанка. Кислюк превысил свои полномочия, десять дней ему на принятие мер и ответ.
Кислюк отвечает, и этот ответ — признание очевидного: “простой вексель” есть фактически налоговое освобождение, и он должен быть выведен из оборота; вместо него возможно применение иного расчетного документа, но документ такого рода будет иметь чисто целевое назначение. Кислюк пообещал “установить контроль за объемом обращаемых векселей” и “не принимать... дисконтирование номинала”.
Практически вексель жил до ухода Кислюка с кузбасской сцены. “Временный”, он стал условием постоянного вымывания денег из карманов обывателя. И внес перекосы в реальную экономику: возникли две цены товара или услуг — одна за “живые деньги”, другая — зачетная. Нетрудно заметить, что вторая цена, как правило, в полтора-два раза выше нормально “денежной”: если, к примеру, железная дорога заламывает непомерный тариф, то и лесоруб, поставляющий ей шпалы, объявляет свою цифру. И энергетик. И угольщик. И вышло, что в итоге наша продукция стала неконкурентоспособной не только за рубежом, но даже в соседних областях.
“Простой вексель” бывшими кузбасскими властителями был разрекламирован как лекарство. Но фактически достиг только одной цели — он, резюмирую, узаконил чиновника в качестве хозяина экономической судьбы какого угодно субъекта экономики, посредника, а не производителя двигателя рынка, а стол в присутственном месте стал символом и универсальным способом реальной экономической власти — чиновник в состоянии и вознести, и опустить.
НАШ ДОМ —
КРИМИНАЛЬНАЯ РОССИЯ
Многие криминальные сюжеты начинались бывшей администрацией еще на заре ее становления и остаются за рамками нынешних подсчетов. Хотя в принципе неплохо известны.
Помню, был так называемый РПИФ — Российский промышленно-инвестиционный фонд. По уставному назначению фонд должен был оказывать разного рода помощь нарождающимся мелким капиталистам.
Возглавлял РПИФ Истомин, до 1990 года скромный работник одной из строительных организаций. Вынырнул он из “черных людей”, основав собственное дело на 30-миллионный кредит, полученный в обладминистрации. И это незаурядный факт — кто еще получал столько? Инициативу по части кредита проявил Сластенков, тогдашний замгубернатора по строительному комплексу, а ныне пенсионер и многолетний подследственный облпрокуратуры (дело тянется около четырех лет).
Через некоторое время и сам Истомин уже замгубернатора — ведает всем частнопредпринимательским сектором Кузбасса. Не бросая при этом собственный бизнес.
Тогдашний прокурор области Пахирко нашел, что совмещение государственной должности с коммерческой деятельностью несовместимо с законом, и Истомину пришлось уйти в относительно “свободный полет”. Вот тут-то и возник РПИФ. В него вогнали несколько миллиардов казенных денег. Истомин зарегистрировал сонмище компаний самого различного профиля — от строительства до деревопереработки, от посреднических услуг до добычи золота в Кузнецком Алатау и агатов в Бычьем горле на Томи.
Ни один из этих многочисленных проектов не был реализован. Самого Истомина вскоре застрелили близ здания “Кузбассразрезугля” в Кемерове. На счетах его многочисленных компаний и в самом РПИФе не оказалось в тот момент ни копейки.
Через полтора года после убийства еще один замгубернатора Пронин сообщил заинтересованной публике, что истоминские долги погашены — область получила некие материальные ценности. При близком рассмотрении эти ценности оказались зданием детсада послевоенной постройки — в 1990 году на 30 миллионов тогдашних денег таких можно было накупить несколько десятков. А в 1994-м на пару не очень траченных инфляцией миллиардов еще столько же.
Сколько на самом деле уплыло из казны — никого сегодня уже и не интересует.
Шумная летопись частного предпринимательства в Кузбассе продолжилась именем Финка. Недавний политработник охранной дивизии внутренних войск стал делать карьеру политика и капиталиста. Соединенными усилиями Кислюка и президентского представителя в Кузбассе Малыхина ему выхлопотали лицензию спецэкспортера “крылатого металла”, производимого на Новокузнецком алюминиевом заводе.
Свежеиспеченного спецэкспортера соединяют с региональной организацией “Союз-Чернобыль”, имеющей льготы по налогообложению, и металл идет за рубеж.
В 1993 году контрольно-ревизионное управление области решает проверить финансовую деятельность “Союз-Чернобыля”, а заодно и компании, которую возглавляет Финк. Результаты озадачивают ревизоров, но акт по указанию свыше кладется под сукно.
Однако через депутата Законодательного собрания Сергачева акт просачивается в прессу. Кемеровская городская прокуратура открывает дело, и оно чуть было не продолжается арестом Финка, который к этому времени тоже депутат и лидер “губернаторской фракции” в Законодательном собрании.
Дальше происходит детективная история с исчезновением Финка, с покушением на его жизнь, с политическим шумом вокруг. И очередной замгубернатора Найданов “со знанием дела” сообщает публике: мол, пресса во всем виновата: рассказала про Истомина — и его убили, стала присматриваться к Финку, и тот тоже получил нож в какое-то место, которое не всякому покажешь.
Между прочим, Финк был основателем и функционером “Фонда первого президента России” — деньги, которые когда-то были бюджетными, прошлюзовавшись через частное предпринимательство, пошли в политику. Поэтому власть заботливо взращивала денежных людей.
Как возник слой так называемых “посредников” — этот наиболее состоятельный социальный “страт” лиц, никаких материальных ценностей не производящих?
С одной стороны, была потребность в них — “контора”, ведущая маркетинговые исследования, избирающая своей специализацией зарубежный рынок, исполняющая заказы отечественных контрагентов, это — норма. Разрез “Бачатский”, к примеру, и “Карбоимпекс”, продающий его уголь за границу, а оттуда привозящий резину к карьерным самосвалам и запчасти к тяжелым бульдозерам, невозможны друг без друга.
Но параллельно возникло посредничество иного свойства — наши деньги, прошедшие через него, стали превращаться в дым и туман — для нас с вами, и в блага — для избранных.
В 1992 году обладминистрация издает распоряжение, согласно которому она становится эксклюзивным владельцем региональной экспортной квоты и собственником всего физического объема экспортируемого товара. Естественно, именно администрация в качестве хозяина определяет предприятие и посредников, несущих ответственность за реализацию региональной квоты. Контроль за этим “хлебным” делом возлагается на стремительно восходящую звезду — замгубернатора Лопарева.
Около этого времени начинается череда убийств. Ибо легко получаемые доходы привлекают криминальных элементов, с которыми надо делиться. А дальше идет по логике вещей — надо делиться с менее удачливыми партнерами. Надо отвечать на заявленные аппетиты чиновничества, а то не дадут заработать. Надо поддерживать политиков и власть имущих, и вообще выглядеть прилично.
Кстати, сама администрация, в том числе Кислюк и Лопарев, отнюдь не пренебрегает возможностями бизнеса, почти личного. В этой связи интересен сюжет с бельгийско-израильской фирмой Ар-Ди-Ай.
Это дюжинная контора, основанная бывшими соотечественниками. Ее специализация “купи — продай”. Обладминистрация, однако, заключает с ней договор как с индустриальной державой — “о долгосрочном экономическом и научно-техническом сотрудничестве”. Фирме предоставляется “режим наибольшего благоприятствования” — речь о кредитах, льготах и т.п. Ар-Ди-Ай открывает в Брюсселе представительство Кузбасса. На деньги Кузбасса, естественно. В Кемерово приезжают бельгийско-израильские гости, пьют, кушают и восхищаются перспективами “свободной экономической зоны”.
Далее через Ар-Ди-Ай и через малое предприятие ветеранов-афганцев (они имели на тот момент налоговые и таможенные льготы) обладминистрация продает на Запад восемь тысяч тонн алюминия и десять тысяч тонн арматуры черного металла.
Ар-Ди-Ай металл реализовала, но вместо денег Кузбасс получил судебную тяжбу. Были суды за рубежом и на родной земле. Были лжесвидетельства. Были поддельные письма и документы. Были, понятно, длительные заграничные командировки. Одну из них возглавил сам Кислюк. Были закулисные договоренности между фигурантами дела. И даже убийство — как же без него в честной коммерции: в одном из домов Осеннего бульвара в Москве был застрелен гражданин России, очень похожий на гражданина Израиля Шведина, осуществлявшего консультационную деятельность при продажах новокузнецкого металла. О чем имеется протокол от 14 июля 1993 года, подписанный майором милиции Батюком...
Жаль невинно убиенного. Но жаль также и без малого пять миллионов долларов США — на столько налогоплательщики Кузбасса прокредитовали бельгийско-израильский концерн сделкой, заключенной энтузиастом международных связей Лопаревым.
Таких сделок было немало. И народная молва, думается, имела основания числить в королях теневой экономики целый ряд засвеченных около власти и в ней лиц — один, дескать, контролирует угольные потоки, другой — нефтяные, третий — продажу металла. Бывший боксер и мошенник, знаменитый мэр Ленинска-Кузнецкого Гена Коняхин — дитя рядом с ними...
Накоролевствовали они немало. В свое время контрольно-правоохранительный комитет Законодательного собрания Кузбасса оценил ущерб, нанесенный области только в 1993-94 годах, минимум в 50 миллионов долларов, да и то если говорить только о валюте. А были другие потери. Включая, напомню, и “простой вексель”, дата рождения которого 1994 год, и итог жизни которого, оцененный пятью триллионами рублей, послужил поводом для обращения Тулеева в Генеральную прокуратуру.
Политика и коммерция тесно связаны между собой. Власть дает (или не дает) возможность заработать лишь при условии лояльности к ней. Кислюк и его команда изобрели крепкий поводок для удержания коммерсантов и предпринимателей.
Бывало, что к кормушке пытались прорваться “не те”. И тогда попытка добиться перемен, к примеру, на КМК называлась “коммунистическим путчем”. История с Финком и его ранением объявлялась чуть ли не политическим терроризмом. Даже Сластенков засветился в телевизоре с политическим заявлением.
А уж любая попытка проверки исполнения бюджета за 1993-94 годы (так она и не состоялась) квалифицировалась как подрыв демократических устоев. Ревизии, проведенные Счетной палатой, всячески дезавуировались, независимость аудиторов ставилась под сомнение, и в конечном итоге ни одно (!) предписание выполнено не было.
То, о чем сегодня написано в “Сводном протоколе”, который подвел итог двухнедельного бдения на рельсах Транссиба, тянется из вчерашнего дня. Мертвый вцепился в живого. И пора кончать с этим.
1.0x