ПОД ПАРУСОМ ТАЛАНТА
25(238)
Date: 23-06-98
В Московской консерватории отзвучал I тур Международного конкурса им. П. И. Чайковского, вот уже сорок лет приковывающий к себе взгляды музыкантов и любителей музыки всего мира. По трем дисциплинам — фортепиано, скрипке и виолончели — I тур закончился 19 июня, и лишь соревнования певцов-солистов, как обычно, начались несколько позже — 20 июня. Говорить об итогах конкурса после I тура преждевременно, но некоторые выводы сделать можно, более того, они — очевидны и существенны.
Вывод первый: сейчас музыкальное исполнительское искусство (договоримся пока не иметь в виду сольное пение), его взлеты и достижения, определяется русской школой. Главным образом, школой Московской консерватории. Лучшие выступления во всех трех дисциплинах продемонстрировали либо представители России, Московской консерватории, либо музыканты, обучавшиеся у наших профессоров здесь или за рубежом. Русская исполнительская школа, заложенная еще до революции нашими корифеями музыки и талантливо продолженная в советское время ведущими профессорами Московской и Ленинградской консерваторий, продолжает давать прекрасные плоды, чему свидетельство — данный конкурс. Немного статистики, чтобы не быть голословными. Из 33 пианистов, прошедших на II тур конкурса (примерно треть от принявших участие), 21(!) так или иначе имеют отношение к русской пианистической школе. Эта цифра говорит сильнее любых громких фраз. Среди скрипачей много выходцев из Восточной Азии: из 25 человек, отобранных на II тур (меньше половины от полного числа участников), 15(!) представляют Японию, Корею, Китай. Многие из них также приобщились к русской скрипичной школе. У виолончелистов на II туре будут играть 26 участников (прошло больше половины общего числа). Картина отношения прошедших соискателей к отечественной школе игры аналогична скрипке и фортепиано.
Вывод второй: никакое духовное творчество, в том числе и музыкальное, невозможно в сытом, материально благополучном, нацеленном на потребление обществе. Борьба, мятеж, поиск — к чему это, если главное — сохранить и приумножить то, что имеешь? Однако еще в прошлом веке не достигший и восемнадцати лет Лермонтов (как рано созревают гении и пророки!) писал: “А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!”. Воистину, без бурь, без мятежа духа никакое творчество невозможно. И конкурс музыкантов — зримое тому подтверждение. Мы уже писали о как бы парадоксальной ситуации: при общем упадке в стране — явный всплеск появления талантливой молодежи во всех областях культуры. Но это — не парадокс, это — закономерность. Все лучшие качества — сила духа, сопротивление злу, творчество, поиск смысла жизни, — начинают просыпаться от долгой спячки и в первую очередь у молодых. Недаром творческие люди Запада, в том числе музыканты, с надеждой глядят на Россию, стремятся приехать сюда, выступить перед нашей публикой, получить заряд бодрости.
В I туре пианистов фаворитом соревнования стал, по мнению многих профессионалов и любителей музыки, выпускник ЦМШ и Московской консерватории Вадим Руденко, тонкий, умный, виртуозный пианист, лауреат многих Международных конкурсов, для которого не существует технических трудностей и который, получив на прошлом конкурсе им. П. И. Чайковского почетное III место, решил вновь пройти все испытания и показать, что он достоин более высокой награды. Жюри поставлено в трудное положение: в случае превосходной его игры на оставшихся турах дать ему I место — в какой-то мере признать, что на прежнем конкурсе его оценка была заниженной, дать снова III премию невозможно: слишком хорошо играет. Напрашивается паллиатив — присудить II премию, но в такой рационализм не очень хочется верить... Прекрасно выступил в I туре Алексей Султанов, яркий представитель героико-романтического направления русской школы пианизма. Его исполнение I части “Аппассионаты” Бетховена было настолько свежим и мощным, что в буквальном смысле потрясло зал. На I туре обратили на себя внимание интересной интерпретацией играемых произведений Сергей Тарасов, Денис Мацуев, Станислав Линс. Много разговоров в кулуарах соревнования вызвало выступление Виктории Корчинской-Коган, молодой представительницы музыкальной династии Гилельс-Коганов. Манера ее игры, технически совершенной и по-мужски сильной, несколько напориста и агрессивна, что, на мой взгляд, в какой-то мере снижает впечатление от ее исполнения.
На конкурсе скрипачей в этот раз так же достаточно много талантливых исполнителей и так же велика их конкуренция. Однако истинным откровением соревнования явилось выступление семнадцатилетней китаянки Ичун Пань, обучавшейся игре на скрипке в училище при Шанхайской консерватории, а потом у нас — в училище при Московской консерватории, класс Э.Д.Грача. Ее исполнение просто ошеломило своим звучанием. Такого густого, бархатистого, плотного, льющегося звука мы не слыхали даже у выдающихся скрипачей, разве что у альтиста Башмета.
Похожее впечатление произвела на конкурсе виолончелистов игра Дениса Шаповалова, выпускника Московской консерватории этого года. Светлокожий, с вьющимися белокурыми волосами, с румянцем во всю щеку — он походил на херувима, спустившегося на грешную Землю, чтобы усладить людей звуками своей музыки. Столько народу в Рахманиновском зале консерватории, сколько было на его прослушивании, я никогда не видела. И все улыбались, слушая “Пеццо каприччиозо” П.И.Чайковского, наслаждаясь удивительной по красоте музыкой великого русского композитора в удивительном исполнении молодого и одаренного русского музыканта.
Елена АНТОНОВА
1.0x