СЕМЕРО С ЛОЖКОЙ (“клуб яйцеголовых”)
21(234)
Date: 26-05-98
КО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ МАЯ российский политический процесс после некоторой "праздничной" паузы сразу стал набирать повышенные обороты. Наслоение событий шло по трем направлениям: внешнему, связанным с совещанием в Бирменгеме и ядерными испытаниями Индии; внутриполитическому (вы- ступления шахтеров и исход выборов в российских регионах, тесно связанный с вопросом конфедерализации РФ, в том числе на Северном Кавказе); и, наконец, экономическому, где активно происходит "коллапс" бюджетной и финансовой сфер.
1. Визит Ельцина в Англию продемонстрировал растущую в реальности изоляцию России от решения важнейших вопросов мировой политики. Заседанию “семерки” руководителей ведущих мировых держав предшествовали их весьма интенсивные консультации со своими партнерами и союзниками. Такие консультации проходили на встрече глав государств Америки, проходили в Европе и в Юго-Восточной Азии (ЮВА). С натяжкой можно признать подобной консультацией разве что встречу Ельцина с Хасимото под грохот барабана. Но это будет чрезвычайно большая натяжка: Россия не входит в круг стран ЮВА, чьи интересы так или иначе представляет Япония (чтобы не сдавать свои позиции в этом регионе Китаю окончательно).
Поэтому все видимые внешнеполитические достижения России (отказ “семерки” от санкций против Индии, сдержанная позиция по “косовской проблеме”, "бережное" отношение к "бессильному" Ельцину в плане протокола, хотя временами очень обидное, и др.) могут быть зачислены в президентский актив только по знаменитому басенному принципу: “И мы пахали!” Налицо уже всеобщее отношение к ельцинской России как объекту, а не субъекту мировой политики. С ней не заключают реальных соглашений, ее практически готовят к закланию. “Семерка” явно готовится к переделу сфер влияния, и разведка боем, как показало слияние автогигантов “Крайслер” и “Даймлер-Бенц”, уже началась. На этом фоне семерых с ложкой Россия с ельцинской сошкой вместо атомных технологий смотрится убого и безнадежно.
Так, Ельцину фактически отказали в разрешении проблем с выплатой процентов по внешнему долгу (от 3 до 5.5 млрд.долл.). Еще более категоричный отказ последовал со стороны Клинтона в отношении экстренной финансовой помощи для "предотвращения финансового коллапса" по типу индонезийского или мексиканского. Клинтон отнесся к подобным запросам своего российского коллеги весьма холодно, указав на необходимость уступок РФ по интересующим США вопросам, в первую очередь по договору СНВ-2. С канцлером ФРГ Колем состоялась более прямая, но столь же безрезультатная беседа, в которой с немецкой стороны было проявлено недовольство по поводу волюнтаристкой отставки Черномырдина и проталкивания Кириенко. В итоге Ельцин вернулся в Москву без гарантий финансовой помощи, которая крайне важна в ближайшие 3-4 месяца для латания хотя бы самых вопиющих прорех бюджета. Напомним, что со стороны США ранее делались весьма прозрачные намеки на возможность "вливаний под Кириенко и его радикальный курс", что слегка объясняет редкую прыть Ельцина в проталкивании этого деятеля на пост главы правительства РФ. Попасть в подобную ситуацию для политика — свидетельство полной профессиональной непригодности. Завершает эту плачевную картину очередной визит делегации МВФ, которая должна принять решения об очередных траншах для Ельцина. Несоответствие финансовой системы России требованиям МВФ и настороженное сопротивление азиатских стран, также ждущих финансовых вливаний,— делают шансы на положительное решение призрачными.
2. Протестные выступления в стране приобрели новое качество, что особенно ярко выразилось в акциях шахтеров и поставило Ельцина перед необходимостью “реагировать на вызов” — хотя бы для спасения “политического лица". Кремлевский сиделец в растерянности замолчал и занялся перестановками "ближних бояр". Казалось бы, срочно требуется дать политическую оценку ситуации и принять энергичные меры по стабилизации обстановки. Но чисто словесное заявление оказалось смешным, а нечто более объемное требует крупных и срочных денежных вливаний с оргвыводами по старой обкомовской практике. Да вот незадача — денег в казне нет. А главное, и не будет. Промышленность стоит, а доселе главный источник — экспортная выручка за энергоносители — оскудел в связи с понижением мировых цен на нефть. Меры против членов нового кабинета выглядят совсем нелепыми. Нельзя же убрать только что назначенного Кириенко или любимца Наины Иосифовны Немцова. Задорнов — мелковато, а Дубинин — вроде бы и невозможно. Ельцин оказался в проигрышном политическом положении, а тут еще и Селезнева надо просить о ратификации СНВ.
Что еще хуже для Ельцина, так это высокая степень вероятности повторения и расширения протестных акций шахтеров и бюджетников осенью, когда возможности федерального правительства будут еще слабее. Соответственно, опасность выхода обстановки из-под контроля удесятеряется, особенно при решении телемагнатов “валить непредсказуемого президента".
Вектор массового движения указывает исход избирательных кампаний в Красноярске, Петрозаводске и Смоленске. Во всех трех случаях действующая федеральная власть потерпела крупнейшие поражения в пользу "неономенклатуры", выражающей интересы молодой местной буржуазии и перехватившей протестные настроения масс по примеру демократов образца 1989-91 годов. Если Петрозаводск и Смоленск демонстрируют закономерность и долгосрочность данного сдвига в общественном сознании, то победа Лебедя имеет непосредственное значение для самого Ельцина. Генерал получил в свои руки весь набор "инструментов" для штурма "главного политического поста", а при желании — и незамедлительного штурма. Проблема смены или переманивания на свою сторону местных силовиков, да и местных левых сил, вполне разрешима при помощи местного криминалитета с чеченским усилением. Сам план Лебедя уже заявлен: вмешательство в дела Кавказа на стороне сепаратистов якобы для "тушения конфликтных точек", мобилизация губернаторов для наступление на Москву с целью перераспределения налоговых поступлений, смелое использование протестного потенциала с выходом на раскол лагеря Зюганова.
В общем спектре можно спрогнозировать несколько моделей политического поведения красноярского губернатора. Это, во-первых, модель медленного наращивания своих политических возможностей без особой конфронтации с Кремлем в течение первых трех-четырех месяцев. Резкий спурт должен начаться за год до парламентских выборов, а сверхспурт — сразу после них с расчетом на президентскую вершину. В этом случае у Лебедя гораздо больше шансов "увязнуть" в местных проблемах и “позиционных боях” с Кремлем.
Вторая модель предусматривает незамедлительный выход на полный спектр общенациональных проблем с передачей практических функций губернатора А.Быку или иному местному "авторитету". Именно ее и заявил Лебедь, наговорив за первый день после победы обо всем: и о параллельном центре силы, и о Кавказе, и о Совете Федерации. Но реализация этой модели требует не только резких нападок на Ельцина, но и особых отношений с рядом губернаторов, что потребует не менее полугода — вплоть до парламентских выборов с конечной целью получить не менее 20% голосов в Госдуме.
Третья модель представляется наиболее экстравагантной и неожиданной, но весьма вероятной для генерала, ведомого к власти теми же кругами, которые вели Ельцина в начале 90-х. Она лежит вне плоскости нынешней конституции и предполагает вмешательство генерала в протестные события в самое ближайшее время. При этом варианте Лебедь должен, как Валенса, поехать в Кемерово и поддержать шахтеров в забое, что подорвет окончательно его отношения с Кремлем и Минфином, но даст бешеную популярность в массах. Далее схема предполагает мобилизацию "регионального" протестного потенциала с упором на местные предпринимательские круги, энергичное формулирование своих позиций по всем наиболее острым вопросам, требование практических шагов от Ельцина и слом нынешней кремлевской номенклатуры при опоре на группировку губернаторов, готовых сменить Строева и выставить "ультиматум" Б.Н. по новому премьеру. Любая из вариаций ведет к победе Лебедя, которого все явственнее поддерживает связка Березовский-Гусинский (см. ТВ-программы и заявления Бориса Абрамовича).
Вместе с тем у Лебедя возникают и неизбежные трудности, среди которых необходимость определиться в отношении “Норильского никеля”, “Российского Кредита”, финансовых инъекций федерального Центра, а также принципиальных вопросов, связанных с утверждением или неутверждением итогов чубайсовской приватизации. Попытки генерала маневрировать между различными группировками действующей власти, протестными массами и Госдумой явно не удадутся.
Появление Лебедя на посту губернатора моментально и во многом меняет содержание и ткань взаимодействия и противоборства между исполнительной властью и "законодательной властью" как в плане Совета Федерации, где появляется лидер для аккумулирования "протестного потенциала", так и Госдумы, где отныне должны учитывать наличие альтернативного “протестного центра". Системная оппозиция в лице КПРФ и НПСР стоит перед необходимостью радикализироваться, поскольку в противном случае Лебедь "оттянет" на себя весь протестный электорат в предстоящих парламентских, а затем и президентских выборах. При этом сам Лебедь не нуждается в том, чтобы сразу идти на "захват" лидерства в конфронтации с Кремлем, а может выждать минимум три-четыре месяца, а лишь затем обвинить Зюганова в конформизме.
И последнее по времени, но не по значению. Объявленное Масхадовым и Басаевым объединение Чечни с Дагестаном, по сути, является провозглашением курса на вооруженный захват новых территорий. Это означает, что Северный Кавказ должен полыхнуть в ближайшие два-три месяца, явно ставя восклицательный знак над кавказской политикой Ельцина-Рыбкина-Березовского. Б.Н. придется отдавать новые территории или терпеть очередное военное поражение. Каковы будут его последствия вкупе с восстанием регионов?
3. Общая финансовая ситуация в России непрерывно обостряется. Сбор налогов, как заявлено официально, идет на уровне 60% от бюджетного плана, а реально (в денежном выражении) — от 38 до 42%. На фоне растущих выплат по внутреннему и внешнему долгу, которые сейчас составляют около 38% доходной части бюджета, это ставит под угрозу жизненно важные государственные расходы. “Кириенковское” падение фондового рынка на 30% за прошедшие недели, неспособность Минфина и правительства в целом разместить очередной транш по ГКО со ставкой ниже 32% и покрыть предыдущие транши, сокращение валютного запаса РФ более чем на 1,7 млрд. долларов, наконец, решение ЦБ о повышении ломбардной ставки до 40%, а ставки рефинансирования до 50% — все это объективные проявления конвульсий финансово-экономической системы с неизбежной девальвацией рубля. Нынешний размер учетной ставки ЦБ снимает все разговоры об экономическом оживлении, поскольку доводит заемный процент для предприятий до 60%.
Соответственно, выплаты по ГКО возросли до 4% ежемесячно, что к зиме приведет к тотальной невыплате бюджетных обязательств по зарплате, пенсиям и социальным пособиям. Отсюда у Ельцина, а вернее, у его "экономистов" Дубинина, Лившица и Немцова остается небогатый выбор: либо замораживать ГКО, что приведет к разорению Сбербанка и частных банков РФ, а также к осложнениям с иностранными держателями "бумаг", — либо масштабная девальвация рубля порядка 30-40% с соответствующим повышением розничных цен и утяжелением социальной нагрузки на население. Инфляционный вариант означает разрыв с МВФ. На самом деле базовое решение находится целиком в руках Вашингтона и зависит от соотношения сил в политических и финансовых кругах США. Тем самым судьба вдруг ставшего патриотом (после развала армии и ракетного щита, после утраты экономической и политической независимости) Ельцина должна полностью решиться не позднее декабря месяца. Поневоле вспомнишь расхожую фразу С.Джонсона о том, для какого сорта людей патриотизм является последним прибежищем.
4. Может ли что-то спасти бывшего члена учредительного собрания Бориса Николаевича, который, вдобавок, ведет себя не всегда подобающим образом, шаля в Ираке и Иране? В этой связи девушка Олбрайт сейчас указывает на необходимость примерного наказания “банды Ельцина-Примакова”. Скорее всего, в этом ракурсе и будет рассматриваться целесообразность, временные рамки и необходимая глубина девальвации рубля, от чего зависит не только стабильность экономики РФ, но и "выживаемость" Ельцина и его истаблишмента вроде “мелких” миллиардеров типа Гусинского и Березовского. Подобные проблемы увязываются как с задолженностью Кремля, так и с дальнейшей приватизацией наших богатств с выходом на главные оставшиеся куски: Газпром, РАО ЕЭС, Связьинвест и Роснефть.
В США стратегическая установка на имущественный контроль за Газпромом и РАО ЕЭС продолжает рассматриваться как главное препятствие для процесса европейской интеграции на базе общеевропейской валюты “евро”. Поэтому решение необходимо принимать в течение ближайших 10-16 месяцев: до начала избирательных кампаний как в США, так и в странах Европы и ЮВА. При таком подходе Вашингтон должен в ближайшее время по-новому, жестко подойти к проблеме создания новой линии зависимости Германии и всей Европы — через российские энергоресурсы. В этой игре никакие ставки не покажутся слишком высокими.
В такой перспективе девальвация российского рубля увязывается в американских аналитических штабах с передачей контрольных пакетов естественных монополий РФ в руки американских банков за ближайшие 8-10 месяцев. Отсюда логичным будет ожидать отказ от дополнительных займов и откладывание валютных траншей МВФ под теми или иными предлогами на осень или еще более поздний срок с параллельным стимулированием "обвала" российской финансовой системы и неизбежным "обращением Ельцина за экстренной помощью к Вашингтону".
В рамках данной гипотезы понижение российской валюты должно созреть и быть осуществлено в комплексе с продажей госпакетов естественных монополий. Это требует медленного “выпаривания” золотовалютного резерва ЦБ и Минфина, чему сильно содействует стремительное понижение мировых цен на золото, цветные металлы и энергоносители.
По имеющимся данным, реальный валютный запас РФ сократился уже в апреле-мае до 6 млрд. долл. по наличности при золотых запасах около 2 млрд. и фиксированных страховых запасах в американских банках порядка еще 4.5 млрд. При минимальной потребности в текущих платежах около 5 млрд. резерв верховного главнокомандую- щего по валюте не так уж и велик — порядка 2-3 млрд.долл., которые технически можно "проесть" в течение двух-трех недель. Как известно, в настоящее время РФ имеет усиливающееся превышение валютных расходов над поступлениями. Вследствие этого даже без "надавливания" Вашингтона, а просто без его поддержки, Ельцин оказывается в весьма сложном положении. Конечно, Москва может дойти до снижения своего запаса до 2,5 млрд. долл, т.е. выкинуть порядка 4,5 млрд. долл. до "последней черты", но это — индонезийский вариант с введением "внешнего управления".
Сброс ГКО нерезидентами, в эквиваленте порядка 13-14 млрд.долл., может развиваться более или менее гладко без новой внешней кредитной поддержки на сумму лишь не более 4 млрд. долл.
Таким образом, вероятность приближения крупномасштабного "финансового краха" РФ, который пророчили Дубинин и Петров на одном из последних заседаний кабинета министров, резко повышается, но не в отрезке 1,5—2 лет, как об этом говорили финансисты, а в ближайшие 6-8 месяцев.
Таким образом, для оппозиционных сил наступает пора крупнейших решений и практических действий. Удаление Ельцина становится все более реальной перспективой. Верхи не могут, низы не хотят. Где партия и группа решительных вождей, готовых спасти Родину?
Александр ГОРДЕЕВ
1.0x