Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 18 мая 1998

ПОЖИЗНЕННЫЙ СРОК?

ПОЖИЗНЕННЫЙ СРОК?
20(233)
Date: 19-05-98
На прошедшей неделе на Россию обрушилась очередная порция заявлений высокопоставленных лиц о возможности нового избрания Ельцина на пост президента в 2000 году. На сей раз проводниками идеи третьего срока президента почти одновременно выступили председатель Совета Федерации Егор Строев и президент Узбекистана Ислам Каримов.
Находясь в Париже с визитом, Строев на встрече с журналистами сказал буквально следующее: "Я не могу за Ельцина думать, но я думаю, что он будет кандидатом на следующих президентских выборах. И я еще ни разу не ошибался." Будучи с визитом в Москве, Каримов высказался за новое президентство такого замечательного демократического лидера, каким является Ельцин… Унисон в пении обычно тщательно репетируется.
Тема третьего президентства Ельцина, так же, как и вопросы статуса Чечни или передачи Курил Японии, относится к тем политическим идейкам, при обсуждении которых прокуренную даму российской демвласти вдруг одолевает безудержный девичий стыд. Видя всю шаткость своих позиций по этим вопросам, власть никогда не выступает прямо, начинает юлить, говорить полунамеками и действовать в обход. Обычно в таких случаях верхушка камарильи периодически вылавливает одного-двух облеченных властью проводников, через которых и вбрасывает в сознание общества "мнения", надеясь таким образом исправить резко негативное отношение страны к этим идейкам.
В теме третьего срока Ельцина такой идейкой является гниловатое, в общем-то, рассуждение о том, что сейчас якобы по Конституции идет только первый ельцинский срок. Рассуждение это — явная казуистика. Вот лишь один вопрос "на засыпку": положим, завтра примут новую Конституцию, по которой президентом можно быть два, три — неважно сколько сроков. По логике "зазывал", тогда надо будет опять отбрасывать все предыдущие ельцинские сроки, включая сегодняшний, и заново считать их с будущих выборов. Это, конечно, чушь.
Впрочем, чушь или нет, а подобные призывы просто так не делаются и всегда имеют целью воздействие на общественное сознание. Поэтому рассматривать их необходимо вовсе не как риторические опыты "возможно ли то, допустимо ли это", а сквозь призму закона. По сути своей, заявления о третьем президентском сроке Ельцина антиконституционны, и особенно опасно звучат они из уст государственного лица. На этот раз таковым оказался спикер СФ Егор Строев, заявивший о "юридической возможности" нового ельцинского президентства. Возникает вопрос: какое наказание должно понести третье лицо государства, наделенное всеми конституционными полномочиями, находящееся к тому же с официальным визитом за рубежом, если оно выдвигает подобные антиконституционные призывы?
Что касается Каримова, авторитетнейшего, по-видимому, толкователя российской Конституции, то ему нескончаемое ельцинское властвование только на пользу. Узбекскому президенту, из всех среднеазиатских лидеров наиболее последовательно проводящему линию на полную независимость бывшей республики от каких бы то ни было СНГ и пр., бесконечно выгодна слабая власть Кремля, только потворствующая его курсу.
В целом мы стали зрителями очередного тщательно срежиссированного антиконституционного спектакля, начатого еще Ястржембским, под названием "Один политик сказал", который отличался от предыдущих лишь масштабом персонажей, да еще тем, что неожиданно получил свое продолжение в… заявлениях самого президента.
Уже всем известно, что Ельцин влез, наконец-то, в Интернет и провел там конференцию, но мало кто знает, что, помимо вопросов об ирландских предках и вреде курения, на ней обсуждалась и политика. Напрямую о третьем сроке, правда, не спрашивали, но Ельцин "прокололся" сам и два раза за всю интернетовскую беседу о сем заявил. Так вот, вся закавыка в том, что именно в этих пунктах английский и русский тексты беседы расходятся. В окончательном варианте русского текста, отредактированном кремлевскими чиновниками, Ельцин произносит две фразы: "Все эти годы, включая и год, когда я буду последний год президентом, 2000-й год, они (вопросы энергобезопасности) расписаны" и "Что будет дальше? Ну, каждый из нас не знает, что получится у нас в жизни дальше, но сейчас я здоров. Что же касается президентства, ну так это 2000-й год, а до него еще два года. Поживем — увидим." Кстати, фразы эти, как видите, противоположны по смыслу. Что значит "поживем — увидим"?! Последний год — так последний: дальше пенсия, будь ты хоть здоров, как бык.
В английском же тексте, на котором шла беседа, ни о каком последнем годе и речи нет. В неотредактированном варианте, транслировавшемся на весь мир, первая фраза звучит на английском так: "Поэтому все эти годы… даже в 2000… у нас будет возможность организовать полномасштабное предложение". Предположим, трудно им было переводить президента, торопились… Но в окончательном английском варианте, распространенном по Интернету, эта фраза отстутствует вообще! Вторая же фраза и там, и там адекватна русской и дает понять, что в 2000 году, если со здоровьем у Ельцина все будет хорошо, состоится его новое президентство.
Выходит, пудрят мозги только русским, а весь остальной мир уже твердо знает: третий президентский срок — решенное для Ельцина дело. Парижские "гастроли" Строева и "подпевки" узбекского лидера только подтверждают это.
Денис ТУКМАКОВ
1.0x