ГИПНОЗ РЕКЛАМЫ
19(232)
Date: 12-05-98
Каждые полчаса на любом телеканале, любой радиоволне, почти на каждом шагу нас сопровождает реклама: визуальная, звуковая, скрытая... Что она такое? Информация о товарах и услугах? Двигатель торговли? Отрасль искусства? Ее недавнее вторжение на улицы наших городов и в наши жилища было одним из первых значимых признаков “демократических реформ” — признаков, которые до того считались принадлежностью исключительно “западной” жизни, и вот, вместе с киви, “сникерсом”, “сексом”, “баксами” и “мерсами”, стали превращать былой “совок” в “новую Россию”.
Первой реакцией на внедрение рекламы у жителей России было недоумение: зачем рекламировать хорошие вещи? Мы их и так купим — скажите только, где и почем? Затем повторение одних и тех же слов, перебивающих любую передачу, стало раздражать. Явная несуразица “слоганов”, их видимая бессмысленность превратились в объект насмешек, анекдотов и антирекламы. Из этой волны хорошо запомнились видеоролик, пародирующий рекламу банка “Империал” с Кутузовым вместо Суворова (“Пост дали. Звезда — вот. Жрем-с!”) и “мужской разговор” “сникерса” с “марсом” про “баунти” (“Не пробовал? Зря. Райское наслаждение!”).
И только когда реклама стала для жителей Российской Федерации почти непрерывным, незаметным фоном всего существования, в ход пошла профессиональная продукция гигантов западной торговли, призванная штамповать из человека потребителя вне и помимо его собственной воли. Методики, которые применяются здесь, называются в науке методиками нейро-лингвистического программирования. Суть их сводится к тому, что путем многократного повторения при поддержке соответственного видеоряда и звукового сопровождения в сознании человека формируются устойчивые смысловые связи, которые могут не иметь ничего общего с реальностью.
Особенно опасна в этом отношении телевизионная реклама. Во многих психиатрических больницах можно встретить пациентов, воображающих себя уже не Наполеонами и Александрами Македонскими, но прокладками “Олвейс с крылышками” или жевательной резинкой “Дирол”. Телевизор в их присутствии стараются не включать. Педиатры уже отмечают более позднее развитие детей, проводящих несколько часов у телевизора и постоянно подвергающихся воздействию рекламы. Такие дети более агрессивны, они позже учатся ходить и говорить. Более подробные исследования пока не проводились, но с уверенностью можно утверждать, что две наиболее восприимчивые категории населения — дети и психические больные, реагируют на рекламу очень обостренно. В чем тут дело?
Мерцание экрана, сверхбыстрая смена картинок (длительность стандартного ролика не превышает 30-60 сек), уверенный голос с экрана — все эти свойства рекламы удивительно напоминают происходящее при сеансе традиционного гипноза и, возможно, объясняют постоянное пребывание в телеэфире Чумака-Кашпировского на заре “перестройки”. Людей готовили к некритическому и безусловному восприятию того, что будет сказано с экрана. Некоторые ученые сегодня рассматривают даже традиционный гипноз как разновидность намеренной психической травмы, нарушающей самые тонкие уровни координации человеческой деятельности.
Существуют и хорошо известны из открытых источников методики отложенного, латентного гипноза, усиленные версии которых, чье существование предполагается само собой, в популярной литературе получили не совсем точное название “зомбирования”. Человек, подвергшийся такому отложенному воздействию, внешне будет находиться в совершенно здравом уме и трезвой памяти, но его сознание блокируется после ключевого контакта (а таким контактом может служить практически все, что угодно: условное словосочетание, знак, даже момент времени), и он совершает, на первый взгляд, немотивированное, импульсивное действие, точно выполняя волю гипнотизера.
Что же тогда говорить о гипнозе рекламы: фактически скрытом и действующем на уже “подготовленную” в основном аудиторию? В США подобной “подготовительной” деятельностью занимается целая армия телепроповедников и телешоуменов — на массовом, пропагандистском уровне, и на порядок превосходщая их по численности армия психоаналитиков — на личном, агитационном. Их работа оплачивается по самым высоким ставкам, и это понятно. Технологии данного воздействия очень хорошо разработаны и являются важнейшей составной частью информационного управления американским обществом.
Применительно к другим обществам эти методики и технологии выступают мощнейшим оружием информационной войны. Как оно было использовано в нужный момент — свидетельствуют итоги акции “Голосуй или проиграешь!”, которая — и это никем уже не скрывается — была разработана американскими специалистами-консультантами и проводилась под их постоянным контролем.
Результат можно признать ошеломляющим — около 30% населения Российской Федерации (разница между объективным и “надутым” рейтингом Бориса Николаевича), фактически каждый третий ее гражданин — оказались подверженными подобному воздействию. Уже на следующий после выборов день многие из них не могли объяснить, почему они голосовали за Ельцина, прекрасно зная, к каким результатам привело его правление. На некоторое время сознание людей, их память о расстреле Дома Советов, о “чеченской войне”, о катастрофических последствиях ельцинских “реформ” во всех сферах жизни — все это оказалось блокированным и не влияющим на якобы свободное волеизъявление граждан.
Реклама воздействует на подсознание. Ее целью как целостного феномена (а цель и есть не что иное, как достижение определенной целостности) является именно постоянная активизация человеческого подсознания, его рефлексов и инстинктов. Зазывание же покупателя, продвижение товаров на рынок и прочее — всего лишь легенда, необходимое прикрытие истинной и скрытой цели.
Превратить человека в существо, живущее на условных рефлексах и условными рефлексами,— в существо, подобное тем спутникам Одиссея, которые отведали колдовской еды волшебницы Цирцеи и превратились в стадо свиней, ничего не понимающих и годных к закланию в любой момент,— вот сверхзадача профессиональной западной рекламы.
Что можно противопоставить этому, травмирующему психику, воздействию? Меры здесь простые, но трудно выполнимые, поскольку рекламная зависимость сродни зависимости наркотической, и рекомендации типа “не пить, не курить, не смотреть телевизор” сами по себе срабатывают до первой рюмки, первой сигареты или первой “интересной передачи”.
Необходим прежде всего постоянный самоконтроль, полное и ясное осознание того, что нынешняя реклама — вовсе не безобидное средство информации о товарах и услугах, не двигатель торговли и не помощь покупателю. Это мощный пресс, непрерывное давление, которое должно, по замыслам его создателей, пробиться сквозь ваше сознание к рефлексам, инстинктам человека и резко активизировать их. Дальнейшее — дело техники.
Хаотические движения души, инициированные рефлексами, хорошо поддаются статистическим закономерностям и соответствуют так называемому “второму закону термодинамики”, согласно которому энтропия любой открытой системы растет. Да не будет ваша душа открытой для рекламы системой!
Владимир ВИННИКОВ
1.0x