Авторский блог Александр Гордеев 03:00 11 мая 1998

БЫЧОК КАЧАЕТСЯ

БЫЧОК КАЧАЕТСЯ (комментарий “клуба яйцеголовых”)
19(232)
Date: 12-05-98
СМЕРТЬ ЕЛЬЦЕКЛЕТКИ
К середине мая политический кризис, начатый мартовской отставкой кабинета Черномырдина, получил свое внешнее завершение: Кириенко утвержден Думой, соотношение сил в борьбе олигархических группировок зафиксировано кадровыми перемещениями вплоть до министерского уровня, президент “отработал новые схемы во взаимоотношениях с главами стран СНГ” и с чувством исполненного долга, казалось, мог бы удалиться на очередной “длительный отдых” вплоть до следующего, осеннего кризиса.
Но эти очевидности слабо отражают ход политического процесса в России. За спектаклем марионеток просматривается гораздо более сложная сюжетная фабула с громадными конфликтами, которые рано или поздно придут к своей развязке. Центральной фигурой спектакля, несомненно, является сам Ельцин, который во что бы то ни стало, несмотря на уходящую из-под ног почву, стремится удержаться на высшей политической позиции. Вся загадка происходящего в том, что Ельцин продолжает, словно завороженный, идти к пропасти, но не желает (или не может?) изменить взятый в 1991 году курс. Даже его “коллега” Горбачев недавно в беседе с телеведущим Киселевым вдруг задался вопросом: “Кем и как Ельцин повязан?” Кому, как не Михаилу Сергеевичу с Раисой Максимовной лучше знать, кем кого вяжут и как это делается?
Для мало-мальски информированных экономистов как в России, так и за рубежом, не составляет тайны, что федеральному бюджету и финансовой системе РФ в их нынешнем виде осталось жить максимум три-четыре месяца. Ельцинское государство не в состоянии покрывать даже самые необходимые расходы. “Живыми” деньгами за I-II квартал 1998 г. будет собрано не более 125 млрд. рублей, в то время как на текущее обслуживание государственного долга необходимо 154 млрд. рублей (в том числе внешнего — 72 млрд. при курсе 6 рублей за доллар). Одно это соотношение (а есть еще целый набор подобных связок) ставит руководство страны перед выбором: либо заморозить внутренний долг через “второе издание” гайдаровской операции со вкладами населения в Сбербанке, либо отказаться от выплаты процентов по внешнему долгу. Есть, конечно, и третий путь — просить новых валютных инъекций и очередной реструктуризации внешнего долга, но вряд ли нынешнее руководство МВФ пойдет навстречу этим просьбам без кардинальных уступок со стороны Москвы, особенно на фоне потуг РФ сохранить для себя рынки вооружений и ядерных технологий (Индия, Иран и др.).
Сверхзадачей МВФ сегодня стало установление контроля за российскими “естественными монополиями”: РАО ЕЭС, Газпромом и МПС. Именно решению этой сверхзадачи будет подчинена вся деятельность правительства Кириенко, утвержденного Госдумой. Сам выбор кандидатуры Кириенко на пост премьер-министра был логическим следствием жесткой привязки всей государственной машины ельцинской РФ к внешнему финансированию и необходимости “советоваться” с органами МВФ по стержневым кадровым назначениям.
Следующим этапом будет кадровая чистка в МПС и Газпроме, а затем их реорганизация под кураторством американских банков, которые и выступят реальными собственниками основных фондов и стратегическими владельцами российского пространства. Необходимость этого шага для МВФ, который в целом выражает интересы существующей финансовой системы на основе доллара (то есть финансистов США), резко усилилась после решения о введении единой европейской валюты, что может обрушить позиции доллара во всем мире и лишить его статуса основной расчетной единицы. В Америке хорошо понимают, что смертельный удар по “объединенной Европе” может быть нанесен только в результате изоляции от нее энергетических ресурсов России. А такая изоляция возможна только в случае тотального контроля за данными ресурсами со стороны США. Черномырдина, который препятствовал подобному развитию событий, банально “ушли”, отделавшись жестянкой II степени на грудь.
Масштабный финансовый кризис поставит на очередь вопрос о банкротстве РФ и введении — в той или иной форме — внешнего управления представителями МВФ-США, ее обязательствами и активами, в том числе — природными богатствами и территориями, которые в качестве “отступного” могут быть переданы ФРГ, Японии и др. в полном соответствии с концепцией Бжезинского.
Именно эти перспективы ясно осознают все, кроме самого Ельцина. Как осознают и реальное ослабление политических позиций президента РФ, поскольку возможностей изменить ситуацию, даже путем введения “политической диктатуры”, при нынешних “силовиках” типа Степашина и Сергеева, а также общем состоянии силовых структур, у Ельцина практически нет. Весь правительственный кризис показал не только прямую зависимость президента от указаний из-за рубежа, но и растущее раздражение практически всех группировок в российских “верхах” против “непрогнозируемого президента”. Правда, ведущие деятели (Черномырдин, Лужков, Строев, Березовский, Гусинский, Виноградов, Вяхирев и ряд других) предпочитали не выступать в открытую, выводя на острие конфликта Зюганова и КПРФ. Президент продемонстрировал способность не только учитывать, но и на всю катушку использовать конформизм и дряблость старой советской номенклатуры в условиях жесткого прессинга. Почти анекдотично звучит история о звонке Ельцина одному из лидеров КПРФ Купцову, где президент, ссылаясь на то, что “мы с тобой старые коммунисты” и “я тебе много помогал из Свердловска”, потребовал “принять парня”, то есть Кириенко. Из уст человека, заявившего в Америке, что он похоронил коммунизм в России, такого прозвучать, конечно, не могло, но степень его политической изоляции показывает в полной мере.
Ярким проявлением “общеноменклатурного” недовольства, пока еще не приобретшего острые формы, стало назначение Березовского на пост секретаря СНГ. Ельцин был вынужден проглотить кадровый скачок своего “беглого царедворца”, несколькими неделями ранее трижды открыто оскорбившего президента РФ. Кандидатура Бориса Абрамовича была выдвинута по инициативе Шеварднадзе и Алиева, озвучена Кучмой и восторженно поддержана большинством участников “саммита глав СНГ”. Номенклатурные круги тем самым убедились в отсутствии у Ельцина силовых возможностей отстаивать свою волю. Назначение Березовского выдвигает для чиновников один-единственный вопрос: кто теперь в доме хозяин? И похоже, что хозяином будут считать Березовского.
Слабостью Горбачева, который почему-то никак не реагировал на “своеволие” руководителей союзных республик, воспользовался Ельцин. Теперь он сам вписан в аналогичную модель. Кому будет передана эстафета? Ответ на этот вопрос будут получен в самые ближайшие месяцы.
ОЛИГАХРЕНЫ
Теперь обратимся к другим действующим лицам, получившим в прессе название “олигархов”. Если ОНЭКСИМ, крепко завязанный с банками США, вправе быть доволен исходом правительственного кризиса, если в ту же сторону наметился крен “Менатепа” и “СБС-Агро”, то Березовский и (в меньшей степени) Гусинский оказались в открытом противостоянии действующему правительству. Все эти банкиры претендуют на роль генерального посредника в процессе разрушения “естественных монополий” и России в целом, в процессе их передачи под эгиду крупнейших финансовых институтов США. В драке за эту “главную роль” и состоит конфликт между банкирами. Объединиться между собой, а тем более — осознать свой стратегический интерес в органической связке с сильным государством, обладающим по-прежнему серьезным ядерным потенциалом, они не в состоянии. Для них проще быть не равноправным конкурентом и партнером американского или европейского сверхкрупного капитала, а хорошо оплаченным подручным с виллой где-нибудь в Майами. Под знаком этой лакейской психологии и развертывается их ожесточенное соперничество за куски государственной собственности и, конечно, за кресло будущего руководителя России в том или ином ее конституционном виде, поскольку именно с этой позиции можно будет еще некоторое время “подтверждать распределение собственности” по схемам МВФ-США. Эта увлекательная игра с гигантскими комиссионными предполагает наличие верховной политической власти на всей территории РФ и принятие данной властью “кризисного решения” по учреждению “долгового консорциума”, куда войдут на правах пайщиков несколько крупнейших американских банков (по рекомендации Белого Дома) и какая-то российская структура. Именно этому консорциуму, зарегистрированному в США, и будут переданы от ГКИ соответствующие пакеты акций российских предприятий для залога под кредитный “чистоган”, который пойдет на оплату процентов по долгам.
Вот за представительство в этом консорциуме и идет борьба между связками Чубайс-Потанин и Березовский-Гусинский. Первая, хотя и получила с назначением Кириенко видимые преимущества, все же занимает стратегически более слабую позицию. О факте нового назначения Березовского уже было сказано выше. Интерес представляет схема его назначения, в которой важную роль сыграл как “серый кардинал” Бориса Абрамовича Патаркацишвили, обеспечивший ему прямой канал связи с Шеварднадзе и, вероятно, с Алиевым, так и готовность самого Березовского “идти навстречу” пожеланиям этих старых членов советского Политбюро. Шеварднадзе был нужен человек, способный добиться от руководства России согласия на “турецкий” вариант прокладки каспийского нефтепровода и на введение интернационального контингента в Абхазию и Южную Осетию. Именно таким человеком должен стать Березовский, разменивающий стратегические интересы России на свои коммерческие интересы по уже апробированной схеме. Ранее РФ согласилась на массированную интервенцию американских нефтяных монополий в районе Каспийского шельфа (Азербайджан) за 10% участия “Лукойла” в “каспийском консорциуме”. Те же 10% фигурируют и в “турецком нефтепроводе” — но уже для структур лично Березовского. На выдвинутой Борисом Абрамовичем концепции “частного бизнеса как основы взаимодействия в СНГ” (вдуматься только, что это значит) и состоялось его продвижение, по инициативе Шеварднадзе, Алиева и Кучмы. Интересно, что состав “инициативной группы” практически полностью совпадает с членами ассоциации ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдавия), которые пробивают также идею “балто-черноморского коридора” (второе издание “санитарного кордона” против России в период между мировыми войнами) и трансконтинентального “шелкового пути” в обход РФ. Препятствием для реализации планов этой группы (а теперь и Березовского с его “информационной империей”) являются Лукашенко, Ардзинба и Кочарян. Им в ближайшей перспективе предстоят трудные времена, когда их вначале попытаются купить, а в случае отказа — дискредитировать и лишить власти.
Кроме полученной поддержки от Шеварднадзе, Алиева и Кучмы (сюда же склоняется и руководитель Узбекистана Каримов), Березовский и Гусинский сумели продвинуть в Красноярске вполне подконтрольного им Лебедя, который сразу же после вступления в должность губернатора будет готов давить на потерявшего авторитет и силовые возможности Ельцина “отказом выплаты федеральных налогов и требованием пересмотра Конституции” совместно с целой группой глав “субъектов Федерации” (Россель, Наздратенко, Шаймиев, Рахимов).
В полной боевой готовности находятся друзья Березовского и Рыбкина в Чечне и Дагестане, где горячий конфликт может быть инициирован в течение считанных недель, а пока проводится “знаковое силовое давление”, призванное еще более подчеркнуть бессилие Ельцина (безнаказанный захват представителя президента). Нельзя сбрасывать со счетов и возможности фракции “Яблоко”, а также другие контакты группировки Березовского-Гусинского в Госдуме. Все это ставит Ельцина и его нынешний кабинет в чрезвычайно уязвимое положение, заставляет искать возможности компромисса и “учета интересов” непримиримых конкурентов “победителей” Чубайса и Потанина.
Что же касается группировки Газпрома, то ей предстоит тихая и простая смерть. Она должна будет сама принести намыленную веревку, на которой ее повесят. Совсем забавно будет назначить Черномырдина палачом собственного детища — Газпрома, поставив его управляющим “долгового консорциума МВФ-США по России”. Похоже, Виктору Степановичу, по заявлению одного из “олигархов”, “на старость хватит и того, что у него уже есть”.
ДУМАСЕДЫ
Завершившаяся фаза политического кризиса продемонстрировала способность президентской вертикали по-прежнему манипулировать “левой” номенклатурой через старые связи (Лукьянов, Рыжков, Селезнев и ряд других). Однако тот же кризис заставил партию понять, что дальнейшие уступки властям и практика “системной оппозиции” ведут к неизбежному поражению, как показали выборы в Красноярске, где Петр Романов получил 13% голосов, почти втрое уступив генералу Лебедю.
Это означает, что массы уже не хотят ждать, когда оппозиция перейдет к решительным действиям по достижению заявленных ею целей. Перед КПРФ сегодня стоит простой, но фундаментальный вопрос: “В чем состоит генеральная линия партии?” Это — встраивание во власть и “улучшение” ельцинского государства, чем занимается, например, коммунист Савельев, подписавшийся под чубайсовским законом о приватизации; или же это — борьба с режимом до полной победы?
Если второе, то коммунисты должны добиваться изгнания соглашателей из руководства, где до сих пор наблюдается весьма “двойственная” позиция относительно депутатов, нарушивших постановление пленума. В официальных заявлениях сказано, что главное — сохранить единство, но при этом радикализоваться и отойти от концепциии “системной оппозиции”. Но если вы оставляет без последствий поведение Рыжкова, Селезнева и Горячевой, то о какой радикализации может идти речь? Ведь именно они и стали, как Рыбкин в свое время, творцами “вхождения в систему”. И что помешает им в другой раз снова вести себя как “власовцы”? Видимо, стоит все же вспомнить Ленина, который не боялся называть вещи своими именами, хотя и всемерно стремился к расширению рядов и организационному единству партии.
Уже очевидно неспособный к борьбе Н.И.Рыжков продолжает тащить фракцию “Народовластие” поближе к режиму. То же стремление наблюдается и в аграрной фракции, где бывший ельцинский вице-премьер Кулик (в свое время “успешно” осуществивший программу “Урожай-90”) открыто заявил о поддержке кандидатуры Кириенко.
Руководство КПРФ после победы Ельцина на президентских выборах (как бы ни была та результатом подтасовок или манипуляций ТВ), не использовало возможность тут же пойти на обострение и добиться на ближайшем временном отрезке (октябрь-ноябрь 1996 года) при невыполнении ельцинских обещаний триумфальной победы на парламентских выборах. Сейчас мы абсолютно точно знаем, что болезнь Б.Н. в тот момент и наличие тогда конституционнопослушных силовиков (Куликов, Родионов) не давали никакого “зазора” для конституционного переворота. Более того, сам Зюганов моментально подтверждал бы свое лидерство во всем оппозиционном лагере. Этого не произошло. История повторилась и в апреле 1998 г. Опять же “соглашательская” группировка в руководстве КПРФ (Селезнев, Горячева, Воронин, Маслюков, Ходырев и ряд других), преимущественно находящаяся на высоких постах в ГД, фактически саботировала решение Пленума, и в третьем туре (особенно Селезнев и Горячева) сломала возможность досрочных выборов, которые наносили по “кремлевским сидельцам”, по сути, смертельный удар. Более того, эти деятели, руководствуясь своими личными соображениями (а при расколе Кремль готов выдвинуть “своим” оппозиционным лидером и проживающего на пожалованной Ельциным даче Рыжкова, и готовящегося к новому карьерному взлету Селезнева), объективно разорвали тот протестный электорат, при помощи которого КПРФ выиграла выборы 1995 года. Дума сохранилась, но престиж ее упал (в этом огромную помощь оказывают демСМИ, которые широко транслировали “соглашательство”), а надежда на досрочный выигрыш и прекращение медленного умерщвления народа и страны оказалась потерянной.
Но рост протестных настроений на фоне обострения бюджетного и социального кризиса это, конечно, не остановит, что необходимо учитывать в преддверии парламентских и президентских выборов. Отсюда и колебания вокруг “внеочередных” вариантов. Их отмена Кремлем и “указное правление” полностью нереальны при нынешней внутри- и внешнеполитической ситуации.
В таких условиях и на фоне формирования нового “параллельного центра” вокруг Лебедя сохранение прежней линии думской фракции и верхушки КПРФ (“ради выживания”) становится еще более контрпродуктивным. Тем не менее, организационный потенциал КПРФ остается очень большим, и активизация его способна переломить развитие ситуации и достичь политической победы. Для этого необходимо резко набрать “наступательные” обороты в отношении Кремля и исполнительной власти.
Прежде всего необходимо принять меры к омоложению кадров как в руководстве КПРФ и НПСР, так и в региональных организациях, сменив старую номенклатуру, не способную к сопротивлению и победе..
Второе направление должно быть связано с новым подходом к массовым движеним и общественным акциям. Руководящие деятели КПРФ должны ехать в наиболее бедствующие районы, к забастовщикам, к голодающим — формировать ультиматумы к Кремлю.
Наконец, в-третьих, оппозиция должна выработать новый подход к работе в Государственной думе, где следует наносить упреждающие удары, не дожидаясь попыток Ельцина и окружающей его группы сделать “новый бросок” в направлении реализации “радикальных начинаний”, определенный Минфином как “сверхжесткая бюджетная политика” (формулировка замминистра финансов Петрова). Для этого возможен ряд упреждающих постановлений и левых фракций и всей ГД о недопустимости “новой шоковой терапии”. Однако главное состоит в жестком отношении к СНВ-2, что срывает всю игру Ельцину с США, а соответственно и с реструктуризацией выплат по внешним долгам. Именно вокруг СНВ-2 можно сплотить весь спектр оппозиции. Не менее важно отказать правительству в узаконении дальнейших внешних займов, как это ранее делалось Госдумой с подачи Селезнева, а также в расширении списка по Закону о разделе продукции.
И последнее, но сегодня важнейшее — отвержение предложенного правительством Закона о приватизации, который в спешном порядке поставлен на 14 мая во втором чтении. Отвержение данного чубайсовского акта, закамуфлированного под совместную инициативу правительства и Госдумы, поставит МВФ-овский режим в правовой тупик. В перспективе левые фракции должны принять и постановление о неделимости госмонополий и неправомерности всей чубайсовской приватизации. Новая тактика должна быть выработана и в отношении создания политических коалиций и выбора союзников. Время не ждет — необходимы срочные, конкретные и глубокие изменения.
...Кстати, из источников, близких к президенту, стало известно, что последний ходит по Барвихе в шлепанцах, напевая песенку: “Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: “Вот-вот доска кончается, сейчас я упаду...”.
Александр ГОРДЕЕВ
1.0x