Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 4 мая 1998

ДЫРКА ОТ КИНОБУБЛИКА

ДЫРКА ОТ КИНОБУБЛИКА
18(231)
Date: 05-05-98
Вот уже одиннадцать раз в России киноакадемики присуждают “Нику”. Кинофильмов не было, но “Ника” была. Все былые советские лауреаты оттягивались на шикарных кинотусовках. Теперь Юлий Гусман и его компания ликуют. О гибели отечественного кино уже никто не говорит, за год снято более пятидесяти фильмов, впервые в постсоветское время зритель пошел в кинотеатры, не обошли вниманием русское кино на крупнейших мировых кинофестивалях... Появились интересные новые имена: Алексей Балабанов, Сергей Бодров, Константин Мурзенко, Валерий Тодоровский... Все это так. Но при чем здесь Гусман и его компания? “И мы пахали...” Кто-то делал новое русское кино, а кто-то почивает на лаврах. Пахальщики от кино-шоу получают бублики, а те, кто сумел возродить отечественный кинематограф, как и положено, получают дырку от бублика...
Я не имею в виду режиссера Павла Чухрая и его кинофильм “Вор”, взявший сразу пять “Ник”. В данном случае Чухраю и его команде повезло, кинодельцы раскрутили именно его фильм. А могли бы какой-то другой, например, “Время танцора” Абдрашитова или “День полнолуния” Шахназарова. Впечатление от гусмановского “никополя” было такое, что сами новые фильмы были лишь поводом для некоего коммерческого действа.
Во-первых, явная пародийность под американского “Оскара”. Этакий местечковый римейк на американскую тему. Вместо “Титаника” — “Вор” Павла Чухрая, а так — все то же самое. Почему обошли все молодое кино? Почему не отметили ни титаническую работу студии Горького, ни молодых и озорных питерцев? На фоне начинающегося русского киновзлета на “Нике” тусовались все те же давние импотенты со своими плоскими капустниками, стареющими кинодивами и одесско-бакинскими юмористами. Тут тебе и Аркадий Арканов, и Белла Ахмадуллина, и Камерный еврейский хор, и Мария Шукшина... Потенции никакой, даже посмеяться как следует не в состоянии, лишь изображают главное кинодействие года...
Кроме “Вора” отметили призами “Время танцора”, но явно проигнорировали наиболее значительную и гораздо более знаковую работу Алексея Балабанова “Брат”. В современном кинопроцессе, конечно же, “Брат” является, по сути, фильмом-манифестом поколения, а “Вор” всего лишь удачный ностальгический фильм про старые добрые сталинские времена. Хорошая мелодрама про хороших людей, заканчивающаяся событиями наших дней. Тенденция “Вора” — это плач по загубленной гармонии советских времен. О том же и “День полнолуния”. Осознанно или нет, но дееспособные кинорежиссеры среднего поколения воспевают в своих работах даже не брежневские, а сталинские времена, когда и воры были честнее, и жизнь была наряднее, праздничнее, несмотря на послевоенную нищету.
И уж тем более неосознанно “Ника” получилась просталинским действом. Если на “Оскаре” все плачут по затонувшему “Титанику”, то на “Нике” все постаревшие Глузские, Кваши и Ладынины плачут о тех сказочных сталинских временах, когда все верили и любили. Зал был заполнен как раз теми, кто давно уже ни во что не верил и давно уже никого не любил. Вот эти эстрадные пошляки и циники и не могли придумать ничего лучше, как воспеть голливудскую сказку о благословенных сталинских временах. Оказывается, гусманы и бурбулисы, уринсоны и якубовичи — действующие лица киношного “никополя” — все родом из сталинского детства. Оказывается, им и там всем было хорошо... Кинофестиваль прошел на славу. Почти, как в Голливуде. Только кино оказалось ни при чем. Ему досталась дырка от кинобублика.
Владимир БОНДАРЕНКО
1.0x