Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 4 мая 1998

КЕПКА-ЕРМОЛКА...

КЕПКА-ЕРМОЛКА...
18(231)
Date: 05-05-98
В последние дни апреля мэр Москвы Юрий Лужков побывал с дружественным визитом в Израиле: его пригласили на торжества, посвященные 50-летию образования еврейского государства.
Поездка оказалась плодотворной. Лужков встретился с израильским премьер-министром Нетаньяху, был принят тамошним президентом Эзером, провел переговоры со своим иерусалимским коллегой Ольмертом. Подписывались протоколы, произносились речи, звенели бокалы.
В самом начале визита Лужков поучаствовал в церемонии переименования одной из иерусалимских площадей, что возле православного Троицкого собора, в Московскую. Растроганный презентом, Лужков пообещал преподнести Иерусалиму ответный подарок (какой, пока не сказал). В свободное от официоза время Лужков активно общался с журналистами, в основном российскими, то и дело призывая их содействовать развитию отношений между народами, ну и, само собой, веселился на празднике.
Для именинника, то бишь Израильского государства, визит московского мэра получился довольно обыкновенным, каких случается раз по сорок в год. Израильская пресса — та и вовсе обошла стороной появление Лужкова в Святом городе: местные газеты в те дни пестрели огромными шапками с комбинацией из магендовида и числа “50”, а также цитатами из речи Ала Гора, озабоченного русскими военными поставками в Иран. Короче, визит Юрия Лужкова на землю Обетованную в самом Израиле прошел почти незаметно.
Что же лежало за площадными торжествами и высокопарными словами мэра о “нашей стране, Союзе ССР” как об одном из основателей Израиля?
Первое, что бросается в глаза: “номинальный” уровень Лужкова, по сравнению с остальными высокопоставленными гостями, был очень низким для такого праздника. Мэр города, пусть даже столичного, — и вдруг в одном ряду с вице-президентом США, получает такие же букеты цветов, фотографируется рядом! По сути, в Израиле мэр Лужков представил собственной персоной целую Россию и сделал это довольно успешно (интересно, подарили ли еще кому-нибудь целую площадь?). В итоге, из своего визита Лужков выжал все, что мог, и еврейский праздник принес в копилку мэра целую гроздь политических очков.
Однако очки эти — вещь приходящая. В иерусалимских речах мэра Москвы отчетливо проступила гораздо более важная идея — “сближение и сотрудничество” России и Израиля после десятилетий непримиримой вражды. Вообще-то, в последние годы этот процесс происходит само собой — во-первых, благодаря неослабевающему потоку евреев-эмигрантов из России, а во-вторых, из-за возросшей роли в политике и экономике нашей страны мирового капитала и “русскоговорящих” деятелей разного калибра. В свою очередь, уже пол-Израиля знает русский, так что, хотим мы того или нет, между Россией и Израилем гораздо больше общего, чем, скажем, у нас с Угандой. Но до сих пор подобное сближение проходило неформально, целью же визита Лужкова было придать этому процессу политический статус: мэр попытался официально озвучить витавшую в воздухе идею.
Правда, сделал он это не совсем удачно. В Иерусалиме Лужков призвал к объединению двух наций в “едином интеллектуальном потенциале” — тогда, мол, никакой политический блок не сможет тягаться с нами. Тут уж Юрий Михайлович загнул: с израильским “потенциалом” все понятно, а нам-то чем объединяться? Благодаря бесславной политике, проводником которой является, в том числе, и сам Лужков, российская наука разгромлена, НИИ распущены, ученые частью занимаются извозом или приторговывают, а частью уехали в тот же Израиль. Мы и рады научному объединению, но для чего оно понадобилось Израилю — Лужков так и не пояснил.
Впрочем, у Израиля все же есть своя корысть в сближении с Россией — не в научном плане, конечно, а больше в геополитическом. В последнее время в Израиле все — от Моссада до последнего кибуца — обеспокоены нарастающим германским реваншизмом. Германия прет на Юго-Восток Европы: обосновывается в Боснии, давит на Турцию. Ее стратегическая цель — Ближний Восток; Израиль не должен мешаться под ногами. Немецкий реваншизм умрет с последним немцем; евреи по сию пору травмированы холокостом и пугаются. Их единственная защита в Европе — русские танки, чьи дула должны быть нацелены на Берлин. Россия нужна Израилю в качестве щита против Германии, — а вовсе не в виде интеллектуального собеседника, как это желает представить Лужков.
В целом, мэр Москвы еще раз продемонстрировал свое умение держать нос по ветру. Его нетривиальные, на первый взгляд, ходы, будь то “защита” Севастополя, имперское празднование Дня города или яростное неприятие чубайсовой приватизации, всегда досконально просчитаны и направлены на максимальный сбор политических дивидендов. На сей раз, понимая, у кого находятся деньги в этом мире, Юрий Лужков разыграл израильскую карту, компенсировав этим свой недавний патриотический всплеск.
Денис ТУКМАКОВ
1.0x