Author: Юрий Юрьев
ПРИЗЫВ ВОИНОВ ХРИСТОВЫХ
17(230)
Date: 28-04-98
Прочитал статью-рецензию “Возмездие по Невзорову”. Оппонентом А. Невзорова выступил Владимир Бондаренко. Ему в фильме не нравится многое, но чуть ли не главное в “этом многом” — утверждение, что фильм получился сильным, вопреки воле и желанию и, самое главное, многочисленным интервью автора фильма. Верно, не все писанное в интервью совпало с увиденным на экране. Но почему это удивляет критика из газеты “Завтра”? Российская пресса и телевидение сейчас — это на 98% болото, сквозь тину которого разглядеть можно только размалеванные рты кикимор и напудренные хари водяных. Ничего путного оттуда не просвечивает. И именно “Завтра” имеет на этот счет недвусмысленную позицию. Но главное, творческий процесс — вещь мистическая и не мне объяснять это автору рецензии. Делаешь одно — выходит иное. Как получилось — Бог весть. Тем не менее, отлучать автора от его творения нельзя.
Не буду браться за непосильную задачу рассказа, что хотел показать режиссер, а что я, вопреки ему, увидел. Я себя к искусствоведам не отношу, поэтому опишу, что увидел и понял.
Показ фильма режиссер предваряет строками из 136 Псалма Пророка Давида:
7 ст. Помяни Господи Сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия (в еврейском тексте: рекшие); истощайте, истощайте до основания его.
8 ст. Дщи Вавилона окаянная блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, иже воздал еси нам;
9 ст. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
Или, как переведено на русский язык в фильме: “... Припомни Господи, сынам Едомов день Иерусалима, когда они говорили: “Разрушайте, разрушайте до основания его”. Дочь Вавилона опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!”
О чем пророчествует в этих строках Святой Царь Давид? Согласно святоотеческому преданию Афонского монастыря и Толковой Псалтыри, речь идет о грядущем пленении и разрушении Иерусалима безбожным Вавилоном, в котором помощь вавилонянам оказывают сыны Едомовы — потомки Исавовы, пощаженные прежде при завоевании земли Обетованной древними Иудеями, но не оценившими этого и продолжающими оставаться извечными врагами сынов Израилевых. Вместе с этим в духовном смысле сыны Едомовы — это гонители Церкви, злобные демоны, повелевающие истощить богатство душевного Иерусалима.
Дщерь Вавилона — это греховный Вавилон, возглавляемый царем Навуходоносором — дьяволом. Святой Псалмопевец, пророчествуя о грядущем пленении, взывает к Господу воздать должное и сынам Едомовым, и Вавилонянам, отплатить тем же, что они делали с детьми иудеев. Что и произошло. К сожалению, нет возможности передать все глубинное содержание этого Псалма, но и сказанного достаточно, чтобы узреть, что связь его с фильмом не поверхностна. А осмысление связи Израиля Ветхого и Нового — Руси всегда помогало лучше разобраться с тем, что происходит с нами вместе и с каждым в отдельности.
В. Бондаренко отмечено, что фильм Невзорова наполнен символами. Рассмотрим их внимательнее. В самом начале картины в кадр попадают окровавленные овцы. Это библейские агнцы — безвинные жертвы, приносимые за грехи народа. С этих первых кадров события начинают развиваться как бы бессюжетно. Что это? Попытка в игровом варианте воспроизвести военную хронику? Но в этой игровой хронике странным образом восстановлен тот тяжелый, злобный психологический фон, давивший страну через бесовское телевидение на протяжении всей чеченской войны. Наверное, некоторые зрители ушли от экрана, подумав: “И этот завел то же самое...”
Но что происходит дальше? В сцене, когда танк хоронит погибших солдат, игровая хроника вдруг кончается, и ты начинаешь лучше понимать наших ребят, попавших в эту мясорубку; они и поделать-то толком ничего не могут, вот только так — последним танком похоронить своих, чтобы враг не надругался. Кажется странным замечание Бондаренко, что между втрамбованным в землю телом и отрубленной головой нет никакой разницы. Удивляет автора рецензии свечка у спецназовца, как будто мы живем в 1963, а не в 1998 году. А вот погибший у шведского посольства начальник штаба “Альфы” полковник Савельев был верующим православным человеком, соблюдавшим посты и окормлявшимся в Храме.
Посмотрим теперь на тех, кто противостоит нашим солдатам. Против них воюет отряд Дукуза Израпилова. В первой части фильма чеченцы валят всех направо и налево, никто не может им противостоять. Сам Дукуз сыгран здорово, но только он — не чеченец. А кто же он такой? Где-то эту рожу с зализанными назад волосами мы почти все видели. Точно. Она же лазит по решетке в “лихорадке” каждую неделю. А кого нам показывают в этом популярном шоу? — князя мира сего. Он там, правда, немного по-другому упакован. Мерседесы, дипломаты со слитками, долларовый дождь и прочие, необходимые для него в Москве атрибуты. А тут, в Грозном, другое дело, но он и здесь в порядке: импортное снаряжение, первоклассная японская связь, первоклассное русское оружие, часы “Ролекс”, и опять-таки доллары. Вопреки тому, что слышалось из кривого зеркала телевизора и газет, интервью с Невзоровым, каким он хотел видеть Дукуза, мы видим перед собой дьявола с его дикой, плещущей через край, злобой, безграничной гордостью и наглостью. Даже когда он как будто задумывается над словами расстреливаемого капитана: “А вас, гадов, давить надо”, — рацию все равно оставляет включенной, чтобы полковник Суворов-Сугроб слышал, как мучается его капитан. О многом говорит этот фильм, многое поднимает из глубин памяти. Мне приходилось когда-то читать, что головами русских воинов стреляли из камнеметов монголы при осадах русских городов во время Батыева нашествия.
Еще один маленький штрих к образу Дукуза — он курит сигары, напоминая незабвенного Абдулу. Только у того они были просто, скажем, кубинские, а у этого — в зеленой оплетке, то есть к бандитской сущности добавился мусульманский налет. Теперь рассмотрим окружение Дукуза — сынов Едомовых нового времени. Тут все как будто понятно: и ненавидящие нас прибалты, и моджахеды. Но вот негры, говорящие на английском? Эти откуда тут? Возможно, это желание автора фильма показать руку нового Вавилона — Америки. Но есть еще один смысл. Наши Святые отцы учат нас, что бывает так, что к умирающему грешнику, еще не испустившему дух, являются демоны, чтобы забрать его душу, он видит их и кричит. Так вот, эти демоны предстают в образе огромных черных эфиопов.
Кульминацией фильма является все-таки не сцена похорон, как представляется критику, а разговор Дукуза и танкиста, распятие. Несмотря на утверждение Бондаренко — “фильм изобилует прямой, лобовой стилистикой времен начала войны” — ничего подобного мне видеть ранее не приходилось. Это не диалог, а монолог сатаны. А ты за что воюешь? Предали тебя, по пять месяцев без зарплаты сидишь, будешь в метро культышками стучать. А если бы взялся ему отвечать русский танкист, то говорить бы пришлось много: “Ведь все ты лжешь, отец лжи, и солнце, и камешек не ты сотворил, да и здесь на грешной Земле, не ты больницу эту строил и город Грозный не ты основывал”.
Но молчит русский танкист, покуривает, и какая-то улыбка не от мира сего блуждает по его устам, и солнце светится в его удивительных серых глазах. Он как-то глуповато просит пять минут, говоря сатане: “Так ведь подумать надо”. И, видимо, этими словами “покупает” его. Тот в довершение к своим двустам пятидесяти процентам правды вешает часы за пять тысяч долларов на ствол танкового пулемета и так же нагло, как и пришел, удаляется, уверенный, что и этого он купил, а значит — победил, что он теперь не более, чем те, которые свалены в кучу на первом этаже. Далее танкист Игорь Грегоращенко удерживает своего товарища от Иудиного греха, почти насильно втягивает его в безнадежный бой. Он и сам считает его безнадежным: “Больше двух залпов мне сделать не дадут”. Но мира с бесами быть не может. Смерть бесам, или, говоря языком наших дней: “А вас, гадов, давить надо”. Автор раздвигает рамки реальности, позволяя танку работать как целой батарее. Но и в этом есть смысл: смерть во Христе, а именно таковым является положение души за други своя, никогда не бывает напрасной, она всегда производит в стане врага рода человеческого опустошение, а в рядах Воинства Христова приумножение.
Этот танкист — настоящий воин Христов, отвечающий на вызов князя мира сего с шекспировским “Быть или не быть!”. Не просто “не быть”, а “не быть” посредством зажаривания в танке, и не просто “быть”, а “быть” для начала с пятью тысячами долларов. За свой ответ Христианин удостаивается Царских почестей — распятия на Кресте и Царского венца мученической смерти. Лукавый исчезает в огне и дыму, уходя в преисподнюю, из которой явился, бормоча что-то по-чеченски. Это не предназначается для нашего слуха. А Суворов-Сугроб, снимая со своими желторотиками с креста танкиста, напутствует их словами: “Именем его сыновей своих называйте”. Происходит Евангельское преумножение зерна.
Название фильма выбрано верно. Мы, православные, не признаем существования чистилища, но как образ и понятие оно может быть использовано. Индульгенцию мы тоже не признаем, но как понятие используем. Чечня, по сути, и стала этим адовым предбанником, на что указывает лаконичная надпись в конце фильма о занятии чеченцами больницы. Зверь сейчас господствует на этой земле, транслирует на весь мир уличные расстрелы без пощады даже к женщинам, восстанавливает свои героиновые фабрики, торгует людьми и человеческими органами. Печальна участь населяющего его народа. Готовится зверь к дальнейшему распространению по Престолу Божьему. И в Москве устроил себе логово.
Что можно сказать еще? Брат, посмотри этот фильм, отправь жену на кухню, и посмотри! Князь мира устроил нам демонстрацию своего торжества и безнаказанности в басаевской больнице. Благодаря Невзорову мы увидели другую Больницу, и устроена она была не только чеченцами.
Мы все придумываем себе врагов послабее: американцы, сионисты, мусульмане. Но мусульмане не должны глумиться над Распятием — они почитают пророка Иссу. Баптистская Америка, считающая себя христианской, не должна направлять на нас и финансировать лавину сект, в массе своей сатанинских. В 1995 году Сибирь посетили 200 000 “проповедников” из Нового Света. Кто оплачивал билеты всему этому полчищу? В Ярославской области устроена зона особых интересов Америки, одно из проявлений которой — повальное принудительное растление всех школьников через программу сексуального воспитания.
В Ветхом Завете в книге Чисел говорится: при завоевании Земли Обетованной Ветхим Израилем никто из безбожных народов не мог одолеть израильтян, ибо Господь был со своим народом. Тогда греховные Мадианитяне через своих жен стали растлевать израильтян по совету колдуна Валаама. Одновременно с развратом израильтяне стали поклоняться Ваалу. Господь отступил от народа — и в народе началось избиение. Когда Священство ветхого Израиля пресекло блудодеяние, поражение Сынов Израилевых прекратилось.
Мы — Новый Израиль, призванный сохранять ту Веру, что от Ноя и до Пришествия Спасителя, от Спасителя и до наших дней хранила мир. Это продлится до конца времен, ибо Церковь Христову не одолеют врата Адовы. Поэтому так лютует сатана, стараясь разъединить нас с Христом. Человекоубийца знает — с Господом мы непобедимы. И Господь не оставляет нас. Он не попустил нам сытой европейской жизни, когда голова и сердце человека забиты счетами, кредитными процентами и услаждениями, и в ней просто нет места Богу. И именно в России звучит сейчас призыв Спасителя. Быть может, это последний призыв Воинов Христовых.
Подай нам сил, чтобы в час этой битвы мы на наглые притязания духа злобы ответили молчанием, последним выстрелом, который, веруем, перерастет в Божий Гром спасительной канонады, как сделал это невзоровский танкист Игорь Грегоращенко.
1.0x