ТРУБА
16(229)
Date: 21-04-98
Вначале была земля, внутри которой покоились пласты металлов и жидкостей, до времени не тронутые, безмятежные. Потом из праха земного вышел человек. Земля — это все, что у него было. Взирая в небо в минуты счастья, человек глядел под ноги в поисках необходимого. Понукаемый нуждой, он научился раздвигать земные покои и стал транслятором внутренностей земли вверх, на поверхность, в небо, в космос. То, что солнце с помощью своей энергии в течение миллионов лет упрятывало под землю, — человек выуживает за годы, присваивает себе и вновь выставляет под взор светила.
Все, что до времени смешивалось в толще земли, временами вырываясь на поверхность, — было извлечено человеком на поверхность, но не потерялось, а, преобразованное в механизмы и топливо для них, стало служить человеку. Ходя по земле, поедая земные плоды, вооружась металлическими пластами, перекованными на орудия, человек построил стальные трубы для перемещения подземной жидкости к железным громадам перерабатывающих заводов. Там человек взлелеял нефть, отобрав ее самые полезные качества, и насытил ею железных коней своих. Добыча нефти — преображение внутренностей земли в решающий фактор геополитики.
Что такое трубопровод для нас? Это продолжение нашей земли в пространстве. Это полая нитка замкнутого объема, сделанная из земли, проходящая по земле, несущая землю. Увеличивать свои владения можно так, как поступали раньше, — раздвигая границы. Но можно и по-новому: распространяя в чужие пределы свою землю. Мы строим трубопроводы, чтобы излить наши недра во все точки Евразии, чтобы заполонить ее края и усладить ее народы — и так контролировать их.
ВЕВРАЗИЙСКОМ ЛУКОШКЕ живет Россия, подавляющая своей громадой сопредельные территории, как народившихся щенков. В центре России — необъятные запасы нефти, которая жизненно важна для этих территорий, чтобы они не задохнулись под нашим брюхом. До сих пор щенок под именем Запад припадал к нефтяному сосцу России и кормился от него. Ничего, пусть ест пока, скоро у него разовьется аллергия на все прочие кормежки. А недавно в лукошке народился второй детеныш, орущий с голода, — тихоокеанский тигренок. Мы ласковы, мы позволим кушать и этому — пусть ему будет знаком единственный вкус: “Сделано в России”. Но у нас пока лишь один нефтяной сосец, его на всех не хватит, пора отрастить второй — на Восток.
Трубопровод на Восток — как можно без него?! О необходимости его создания наши деды догадались, должно быть, уже тогда, когда в Сибири нашли нефть. Все логично: из центра страны половина (ну пусть чуть больше) идет на закат, другая — на восход: черное золото равномерно разливается по всей стране и даже перехлестывает через край, за границы России. Со времени дедов нефти утекло — не счесть, восточные соседи — Япония, Китай, Корея и иже с ними — догнали Европу, и тысячелетний крен Евразии в сторону Запада был, наконец, выровнен. Восток поднялся, и сейчас вопрос стоит так: или мы туда влезем, сыграя на опережение, или надолго забудем понятие “Тихий океан”. С чем мы можем сунуться? Пока что — только с топливом. Ничего, тоже хорошо, но для этого нужен трубопровод. Почему он еще не построен — загадка.
Итак, трубопровод Сибирь – Дальний Восток — необходимость. Но если уж строить, то — максимально выгодно. А что нам нужно, помимо будущего контроля над АТР? Решить задачу поменьше: снабдить топливом собственные земли, временно потонувшие в ночи энергетического кризиса — речь идет о Приморье. Опять все правильно: прежде чем начать наступление, надо обеспечить тыловое снабжение. Однако кое-кто, кому позарез нужны деньги, об этом не думает. Ельцин подписал проект строительства трубопровода из Сибири в Китай напрямую через Монголию, минуя наши тихоокеанские города. Это решение похоже на смертельную атаку камикадзе, у которого баки пусты наполовину — хватит только в одну сторону.
Конечно, умные разговоры о трубах по всей Евразии — это приятно. Но от дерзких планов мало толку, если нет людей, способных собственными руками сдвинуть массы суши, перелопатить горы, отгородить реки и проложить пути, нарисованные фломастерами на секретных картах геополитиков. Раньше эти карты были в масштабе 1:1 — магистральные стрелки чертили набело. Тогда достаточно было слова, и миллионы людей бросались претворять титанические планы строительства каналов, поворота северных рек и прокладывания БАМа. Но время миллионов прошло, и пирамиды больше не возводятся. Сегодня нужен человек, который сумел бы в одиночку переплавить энергетику гигантских пространств. И такой человек есть. Его имя — Сергей Александрович Фокин. Его мечта — построить трубу на Восток.
ФОКИНУ — СОРОК. Должность — президент “Корпорации Тихий океан – Находка (ТОН)”. Призвание — быть генератором: собственной энергией раскручивать маховики людских механизмов. По потенциалу он выше большинства политиков, потому что он созидает: разрабатывает идеи, пробивает им дорогу в стене законов и правительств, аккумулирует вокруг них средства, втягивает в собственное течение множество людей, вращает земной шар по своей траектории. Детище Фокина — “Проект СТО”, объединяющий в названии два самых величественных простора в мире — Сибирь и Тихий океан. Проект этот — не просто труба в пол-Евразии, но и преображение регионов, через которые она пройдет.
Где именно прокладывать трубу? Возможны три маршрута, все три — вдоль железных дорог. Первый, наименее перспективный — от Ачинска к Ангарску, оттуда к Чите и дальше к Владивостоку по КВЖД через Китай. Здесь минус только один, но решающий — Китай. Негоже отдавать трубу ему в руки, вспомним судьбу самой КВЖД. Второй вариант — вдоль БАМа. Здесь худо то, что плох сам БАМ. И, наконец, самый лучший вариант — вдоль Транссиба, который еще называется — Великая Сибирская магистраль: Иркутск – Улан-Уде – Чита – дальше вдоль Амура – к Хабаровску, а оттуда – к Владивостоку и Находке. Общая протяженность — 4500 км. Попутно будут прокладываться ответвления как на Север — к месторождениям Якутии и шельфа Охотского моря, так и на Юг — за границу. Главный трубопровод станет, таким образом, огромным коромыслом, на который будут нанизаны расходящиеся по континенту нитки малых труб, контролируемых центром.
Что принесет “Проект СТО”? Прежде всего — выход на АТР. Нефтепровод позволит нам перехватить инициативу в развитии региона, ведь соседи тоже не дремлют. К примеру, Казахстан, Узбекистан и Япония подписали соглашение о строительстве трубы полностью в обход России — через пустыни, неосвоенные территории Китая. Сейчас это — глупость, на их маршруте нет того, что есть у нас: известная местность, дороги, города, технологии. Но кто знает, что будет лет через десять? Нельзя, как Ирак, сидеть и ждать, надо строить свою трубу, активно входить на дальневосточный рынок и за счет своих ресурсов и коммуникаций становиться ценообразующим государством. Тогда Япония, пока что питающаяся ближневосточной нефтью, станет “нашей”, и Китай вынужден будет кормиться с наших рук. Выход нефтепровода к портам в Находке и Владивостоке позволит нам вывозить нефть по морю к странам Юго-Восточной Азии и дальше — вплоть до Австралии, а, в случае необходимости, наоборот — импортировать ее и распределять по всему Дальнему Востоку.
По “Проекту СТО” нефтепровод будет строиться поэтапно, то есть: проложили одно плечо, заполнили его нефтью, и лишь после этого принялись за следующий участок. Это позволит скорее окупить затраты на строительство и быстрее решить местные проблемы. Нефтепровод — это не только топливо, но и попутное освоение земель вокруг: строительство городов, возведение инфраструктуры, создание рабочих мест, развитие внутреннего рынка, разгрузка железной дороги, по которой прямо сейчас тянутся сотни составов с цистернами. Труба охватит 9 районов России, треть ее территории, и позволит крепче, чем законы и армии, связать воедино российские земли. Наконец, она обеспечит нашу независимость в случае внешней изоляции: единая система трубопроводов, опутавшая всю страну, позволит без особых проблем обеспечивать все регионы нефтью.
Чего же достиг Фокин за четыре года жизни “Проекта СТО”? Разработана концепция строительства, подписаны соглашения с ЮКОСом, СИДАНКО (составляющих теперь уже ЮКСИ), РУСИА Петролеум, Роснефтегазстроем и Приморским краем, найден потенциальный инвестор — японская фирма “Мицуи”, заказчик проекта с иностранной стороны. При этом Фокин намерен твердо соблюдать главное правило — 51% акций компании принадлежит государству. Основная проблема заключается, как всегда, в отсутствии денег, поэтому в ближайших планах — создание консорциума вокруг “Корпорации ТОН” и выпуск ценных бумаг. Параллельно Фокин выходит на Думу, добиваясь внебюджетного финансирования. Будут деньги — начнется строительство. Оно займет, по оценке Роснефтегазстроя, 2 года; еще 3 года потребуются на то, чтобы трубу заполнить нефтью — не может же она течь ручейком, нужно создать поток. Окончание строительства планируется на 2005 год.
Сейчас трубы нет, но она обязательно будет проложена, — ее там не может не быть. Труба как часть Великого Стального пути от океана до океана — что может быть естественнее для будущей России? Труба на Восток правомерна, труба вдоль границы вечной мерзлоты гармонична. Вот что говорит сам Сергей Фокин: «Мне нравится смотреть на ситуацию комплексно. Наш разум должен опираться на то, что окружает нас, и смотреть, вписывается ли он в это окружение или нет. Я попробовал понять нашу большую Россию — это трудно сделать из Москвы, я поехал на Восток, увидел пространства… Я посмотрел на ту землю с трех позиций. Первая — это космос. Мы не видим мешающих мелочей, видим просто красивый земной шар. Второй — горизонтальный взгляд — что нас окружает: природа, промышленность, проблемы. И взгляд изнутри себя: хорошо ли это? Если все три параметра не противоречат друг другу и вписываются в общую концепцию, тогда получается результат — та идея, над которой стоит работать. Так и произошло с “Проектом СТО”!»
Денис ТУКМАКОВ
1.0x