«БОРИК СДОХ!» (комментарий “клуба яйцеголовых”)
16(229)
Date: 21-04-98
ЗНАЧЕНИЕ
ОТСТАВКИ КАБИНЕТА
Непредубежденный анализ сложившейся ситуации в России неопровержимо доказывает, что нынешний кризис не просто изменяет состав кабинета, но является важным рубежом как в динамике соотношения сил в российской политике, так и в общей конституционной системе государства. Сегодня мы наблюдаем развитие мощных социально-политических тенденций, которые в значительной, если и не решающей мере, формируются под воздействием то осмысленных, то хаотичных действий нынешней власти и прежде всего — нездорового Ельцина.
Президент впервые в своей исторической карьере поставил себя в столь уязвимое положение. Неожиданная отставка кабинета повлекла за собой нарастание напряженности как во властных группировках, так и среди основных социальных групп населения. Более того, впервые Ельцин оторвался от координации своих действий со своими главными зарубежными партнерами — Клинтоном и Колем — и этим фактически подорвал финансирование Западом госбюджета, обеспечивавшее до последнего времени стабильность ельцинского режима.
Отставка правительства и последующее выдвижение малоизвестного нижегородца Кириенко произвели крупную перестановку сил в околоельцинском окружении. Кто же остался в выигрыше? Казалось бы, связка Березовский-Гусинский совсем недавно владела гегемонией в семье Ельцина и в администрации президента. Однако оставление Немцова в кабинете министров и старые связи Кириенко с “младореформаторами” позволили сохранить некоторые позиции и группе Чубайса, что незамедлительно проявилось в деле по РАО “ЕЭС России”. К тому же, в ситуации непредсказуемых процессов в сознании Ельцина собственные политические роли стали играть Дьяченко и Юмашев. В результате олигархи неожиданно для себя вошли даже в некоторое противостояние с “семейкой”.
Скажем, Гусинский проталкивал в кресло премьера Булгака, повязанного старыми коммерческими связями, Березовский — Рыбкина, но оба кандидата оказались в итоге отставленными. Далее — составление программы Кириенко оказалось в руках команды Чубайса, что также не устраивает олигархов, желающих прибрать к рукам чубайсовские Госкомимущество, Минфин и Центробанк. Еще одним аспектом ухудшения дел Березовского-Гусинского стало то, что остались нерешенными в их пользу текущие коммерческие сделки. Роснефть сохранила структуру аукциона, что полностью противоречит интересам Березовского, ведь так от него уходит Омский нефтеперерабатывающий завод. В свою очередь, Связьинвест по-прежнему ориентирована не на Гусинского, а на связку Сорос-Потанин. В конце концов, раздражение банкирской группы достигло такого уровня, что ее лидеры, Гусинский и Березовский, дистанцировались от Дьяченко и провели секретные переговоры с Черномырдиным относительно стратегического взаимодействия. В результате этих встреч связка олигархов предложила бывшему премьеру свою поддержку на парламентской и, позднее, президентской гонках в качестве единого кандидата от демократических сил. Главой избирательного штаба выдвигался Малашенко. Отставленный премьер в итоге принял эту инициативу, что тут же проявилось в телетрактовках ОРТ и НТВ, освещавших празднества, посвященные Черномырдину и его дальнейшей роли в российской политике.
Парадоксальным в складывающейся обстановке является то, что именно связка Березовского с Гусинским подыгрывала семье и, в особенности, Дьяченко во время античерномырдинской кампании. Нельзя, конечно, исключать и того, что Гусинский вошел в определенный сговор с семьей и предложил осуществлять дальнейший контроль над Черномырдиным — в этом, возможно, и заключается истинная цель данных сепаратных переговоров. В эту комбинацию, если она верна, может уложиться и идея возврата Черномырдина на позицию преемника президента как будущего гаранта семьи.
Ясно для нас другое. Сама группа Березовского-Гусинского стремится “положить яйца” во всевозможные корзины и зарезервировать за собой выгодные позиции в каждом мыслимом раскладе. И хотя последнее выступление Березовского на НТВ выглядело как ультиматум Ельцину, финансовый интерес олигархов остается постоянным — это легитимизация своих состояний, их сохранение и острая необходимость выхода на еще не приватизированные куски собственности (РАО “ЕЭС России”, Роснефть, Газпром и др.).
ПОЗИЦИИ
ВЕДУЩИХ ГРУППИРОВОК
В первой фазе кризиса, начатого Ельциным практически на ровном месте, тот альянс сил, что группировался вокруг Черномырдина, оказался в наиболее подвешенном состоянии. Удар был абсолютно неожиданным, а сам премьер был полностью подавлен вызовом в Кремль в 8 часов утра, где Ельцин и объявил свою “волю”.
Практически все действующие члены команды Черномырдина оказались в ситуации нокаута. Действующие губернаторы сразу же начали свою игру, цель которой — усиление своей роли при формировании центрального правительства, в особенности его финансового сектора.
Предприняли свою перегруппировку и силовики, которые сейчас явно напуганы угрозой существенных перестановок, исходящей из администрации президента. Удары не заставили ждать. Степашин объявил о расчленении и чистке МВД, что приведет к выведению из-под власти министерства целых структур и к яростной критике внутренних войск. Идейное обоснование такого хода — слова Степашина о “борьбе с имперскостью МВД”. Кокошин начал активную охоту за Сергеевым. Савостьянов нанес через “Московский комсомолец” очередные удары по Старовойтову. На стол Ельцину легли бумаги на Ковалева, которого также предполагается заменить в ближайшее время. Очередь за Генштабом и ГРУ.
Администрация президента даже начала распускать интенсивные слухи о вероятном уголовном преследовании Черномырдина, перемежающиеся предложениями о сотрудничестве. Становится очевидным, что окружение президента все более проникается ощущением номенклатурного “общего фронта”, очертания которого замаячили после выдвижения на пост премьера слабого Кириенко. Разрушить этот фронт сейчас — вот цель всех маневров и информационных вбросов со стороны ельцинской группировки.
Окончательное прояснение ситуация во властных структурах теперь все больше зависит от ориентации Совета Федерации и его ведущих деятелей: Строева, Лужкова, Росселя и др. Как известно, Россель был оскорблен отказом Ельцина от встречи в Екатеринбурге, а Лужков — сбором компромата на жену. В свою очередь, Аушев и Шаймиев уже давно стремятся переподчинить силовиков под юрисдикцию местных властей.
Строев в этой схеме пытается остаться внешне нейтральным, хотя реальные настроения в Совете Федерации неуклонно влекут его к принятию общего мнения глав субъектов. Дело в том, что после первой, весьма отрицательной, реакции на Кириенко губернаторы вскоре пришли к иному выводу. Их выгода теперь заключается в том, чтобы дать порулить новому слабому проельцинскому премьеру, еще больше укрепить свои роли в политическом торге, а затем, при следующем витке кризиса, предъявить свой общий ультиматум, равняющийся пересмотру Конституции. А стоит только тронуть Конституцию, и эффект домино быстро приведет Россию к конфедерализации, столь необходимой Западу, олигархическим группировкам и региональным начальникам.
Отсюда и позиция Строева, который осмелился критиковать курс Ельцина в присутствии прессы. Отсюда и линия Лужкова с его готовностью поддержать Кириенко после жесткой критики. Для Совета Федерации выгодно, если Госдума все-таки поддержит Кириенко или какую-то другую ельцинскую кандидатуру. Тогда этот новый премьер за ближайшие три-шесть месяцев неминуемо “схлопнется” в новом финансовом коллапсе, за которым последует очередной правительственный кризис с понижением роли Госдумы при повышении значения Совета Федерации.
ПОЛОЖЕНИЕ ЕЛЬЦИНА
И СЕМЬИ
Обстоятельства принятия Ельциным решения об отставке остаются чрезвычайно смутными. Только в помутнении разума тиран способен на такой вираж, после которого “сброс тела на колья” останется лишь делом времени. По версии, наиболее распространенной в охране президента, Ельцин окончательно решился на данный шаг после предъявления ему доказательств “заговора” Черномырдина и Куликова, которые якобы должны были обратиться к нации в связи с острейшей фазой социально-экономического кризиса. Этот “заговор” (большего абсурда трудно представить) якобы раскрыла ему Дьяченко во время поездки премьера в Одессу в середине недели. Это привело к подготовке Юмашевым и Ястржембским в строжайшем секрете необходимых документов, а также к приезду самого Ельцина в Кремль в 7 часов утра в исторический понедельник.
Блестящий маневр камарильи удался, но реальное положение и Ельцина, и всей “околопрестольной” группы Дьяченко-Юмашева-Ястржембского оказалось еще более шатким. Для них теперь имеются следующие смертельные “удавки”. Во-первых, сужающаяся бюрократическая и социальная опора как в ведомствах, так и среди регионального руководства. Во-вторых, как никогда мощный груз накопившихся социально-экономических проблем (внутренние долги при расширяющихся неплатежах, низкие налоговые поступления, падение цен на нефть, уменьшающийся приток нефтедолларов в госбюджет и в целом в российскую экономику). В-третьих, стоящая особняком проблема внешних процентных выплат, которые не подлежат реструктуризации и должны начаться в августе 1998 года в размере 10 млрд. долл., что предопределяет 30% девальвацию рубля не позднее сентября-октября этого года (чтобы этого избежать, необходимы экстраординарные решения “Большой семерки”). В-четвертых, фактор “просыпающегося Ельцина”, который даже после серьезной медицинской “накачки” импровизирует и иногда принимает совсем не предсказуемые шаги, уже не переносимые ни западными партнерами, ни отечественной номенклатурой. В-пятых, секретные социологические опросы, поступающие в администрацию президента по каналам спецслужб и показывающие резкий рост в обществе левых настроений (до 35-40% по регионам) при серьезном переходе демэлектората в лагерь Явлинского (до 17%) и усилении Лебедя за счет националистов и “белых” патриотов (до 12%). Наконец, самым серьезным ограничителем действия для группировки Дьяченко-Юмашева-Гусинского служит в нынешней ситуации влияние Запада, исходящее как от руководства США, так и от международных финансовых кругов (МВФ, Парижский и Лондонский клубы).
Существуют две стратегические цели всей околоельцинской группы. Это, во-первых, гарантированная передача власти в нужные руки, а во-вторых, завершение текущего конституционного кризиса с утверждением такого кандидата, который сможет решить наиболее безотлагательные проблемы, взяв при этом всю ответственность на себя, а потом уйти с политической сцены, передав премьерство в не менее надежные руки. Вокруг этих целей в семье президента последние недели шли жесточайшие дебаты, которые привели в итоге к разрыву между Татьяной Дьяченко и Наиной Ельциной. Дилемма такова: либо, как хочет Дьяченко, вновь сделать ставку на Черномырдина, либо — желание супруги президента — слиться с Лужковым. Обе эти линии объединяет единое стремление избежать дальнейшего обострения ситуации — понятно, почему после второго голосования эти усилия резко активизировались.
Ставка на Лужкова означает конец олигархам и изъятие у них средств силовым путем. Ставка же вновь на Черномырдина или близкого ему человека все более проблематична, поскольку она связана с целевой продажей контрольного пакета акций Газпрома и РАО “ЕЭС России”, а там — в счет внешних долгов — и другие компании на подходе. Отсюда и различные кадровые решения, которые предлагаются Ясиным и Уринсоном, с одной стороны, и Юмашевым и Лившицем, с другой. Таким образом, в центре нынешней интриги находится именно проблема ближайших альянсов и ориентаций.
Если попытаться спрогнозировать возможную судьбу Госдумы, то на первый план выходит ряд требований Запада к России, как государству, и к Ельцину, как ее президенту. Вкратце они сводятся к тому, что внешние и внутренние долги должны быть покрыты хотя бы в размере 20%. Это означает необходимость дополнительных платежей в размере около 4 млрд. долл. И здесь остро потребуется решение парламента. Если же произойдет его разгон и, соответственно — делегитимизация заимствований и приватизации, это нанесет мощнейший удар по Клинтону и Гору, находящихся под жесточайшим давлением республиканского Конгресса. Конгрессмены делают ставку на парламентский кризис в России и на выставление счета нынешней американской администрации по ее проельцинской линии. Соответственно, Клинтон с Гором прекрасно понимают, что конституционный переворот в России сейчас же будет использован в качестве серьезного предлога для дестабилизации их русской политики. Вспомним также, что Клинтон в ультимативном порядке потребовал от Черномырдина ратификации Думой СНВ-2, без чего не состоится летняя встреча Клинтона с Ельциным. Без встречи финансовая помощь США будет сужена и даже, возможно, блокирована Конгрессом. А за этим логично ожидать и изменения позиций МВФ и МБРР.
Поэтому Ельцин накануне майской встречи не имеет пространства для маневра и блефует своими ультиматумами Госдуме. Более того, роспуск приведет к явному проигрышу режима как на референдуме, так и на выборах. Именно поэтому в случае решении Пленума о голосовании трех фракций против Кириенко, Ельцин вынужден будет тут же сделать обратный ход и снять эту кандидатуру, заменив ее более удовлетворяющим депутатов лицом, который будет отражать интересы либо Лужкова, либо Березовского-Гусинского. Таков гамбит для Ельцина и его семьи.
Конечно, мозговые процессы в голове у Ельцина уже, видимо, идут замедленно, но пока он все же не утратил способности улавливать опасность и проводить широкомасштабные маневры, особенно в условиях смертельного виража — неизбежности проигрыша выборов из-за усиления лидирующей роли Зюганова.
ПОЛОЖЕНИЕ ОППОЗИЦИИ,
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПОЛЕ
И РАСЧЛЕНЕНИЕ РФ
Сегодня мы становимся свидетелями того, как оппозиционный блок во главе с КПРФ впервые занимает центральное положение в политической ситуации в России. Именно КПРФ определяет сейчас судьбу правительства, самого Ельцина и всей политико-конституционной системы государства. Однако маневренность КПРФ связана прежде всего с политической волей Зюганова, который должен преодолеть сопротивление своих “ближних бояр” и не поддаться их желанию пойти на обыкновенный торг-шантаж со стороны Ельцина. Для стратегической победы ему необходимо понять невыгодность вхождения в нынешнее правительство и, наоборот, стимулировать процесс досрочных перевыборов, которые зафиксируют явное доминирование как самого Зюганова, так и оппозиции в целом.
Надо отметить, что в некоторых слоях оппозиции бытует мнение, будто при досрочном роспуске Госдумы Ельцин пойдет на конституционный переворот, и на основе решения послушного Конституционного суда введет своим указом мажоритарную систему голосования в два тура, которая уменьшит присутствие НПСР в Думе, превратив его в меньшинство. Даже если принять данную гипотезу как верную, то для Кремля общий итог такого маневра все равно окажется неприемлемым. Дело в том, что в результате мажоритарки большая часть нижней палаты будет отражать региональные интересы, став по своей жесткости гораздо более грозным противником для Ельцина, нежели нынешняя “системная оппозиция”. К тому же такая модель не является уж очень простой для Кремля. Чтобы решиться на данный шаг, ему необходим четкий контроль над губернаторами, которого пока нет, и более того — контроль самих губернаторов за собственными районами. В результате конституционный переворот грозит Кремлю непрогнозируемыми последствиями, не говоря уже о непредсказуемой реакции субъектов, способных не признать новый вариант Конституции.
Одной из наиболее негативных тенденций для КПРФ в этой ситуации является возникновение в Госдуме фракции Лебедя, который имеет по опросам устойчивые 10%. Утверждение на посту премьера Кириенко тут же качнет протестный электорат к “чеченскому миротворцу”. Это явно подорвет потенциал лидеров КПРФ на следующих президентских выборах. Но вероятный провал Лебедя в Красноярске смажет его игру, а при целевом раскручивании “чеченского сговора” и антипатриотичности Лебедя его шансы сводятся к минимуму. Более того, если Ельцин изберет наиболее резкий курс на мажоритарную систему голосования, Лебедь также окажется за бортом активной политики.
Компромиссность оппозиции и ее голосование за кандидатуру премьера обязательно найдет “теплый отклик” в сердцах губернаторов и президентов автономий, заинтересованных в ослаблении федерального центра, что в принципе уже происходит после отставки “энергетического” Черномырдина и появления молодого, неопытного, а главное, не имеющего собственной силовой базы Кириенко. Групповой интерес Совета Федерации сводится сейчас к тому, чтобы поставить Госдуму, КПРФ и лично Зюганова в положение ответственных за новый кабинет министров, что неминуемо приведет к поражению КПРФ на следующих парламентских выборах.
Несомненно, соглашательство фракции КПРФ и их попутчиков приведет и к серьезному раздражению рядовых членов партии действиями Зюганова и Селезнева. Хотя данные настроения пока остаются под контролем, они, тем не менее, оказываются все более опасными для единства левого блока, что неприемлемо для руководства КПРФ.
Осуществление любых уступок со стороны оппозиции, в особенности с включением своих представителей в кабинет министров, будет иметь даже в ближайшей перспективе (6-10 месяцев) губительные последствия. Они сводятся к тому, что финансовый крах рубля просчитывается с математической точностью. Как финал этого кризиса моделируется крах по типу южнокорейского или мексиканского — его следует ожидать в ближайшие 2-6 месяцев. Это приведет как минимум к смене премьера, а как максимум — к развалу всей системы. Здесь следует учитывать, что правительство США может инициировать кризис неплатежеспособности РФ в любой момент по договоренности с Соромом, Лафетом и “Си-Ферст банком”, ведущими держателями акций ГКО за рубежом. В принципе провал нового правительства не служит секретом для основных российских финансовых групп, которые поэтому планируют внедрение более приемлемой фигуры на пост премьера с последующим ее выводом на президентский пост.
Именно здесь просматривается растущая заинтересованность финансистов в некоем конституционном “извороте”, который соединил бы стремление парламента повысить свою роль с передачей власти от Ельцина в руки некоей фигуры, гарантирующей безопасность как семье, так и всей системе приватизации. Здесь выстраиваются самые разные схемы: от передачи президентской власти представителю Совета Федерации до элитного сговора с вовлечением Лужкова, Строева, Черномырдина и Зюганова в момент полного отказа здоровья Ельцина. Коалиционные договоренности со взаимным снятием своих кандидатов накануне выборов не позволят монетаристской группировке определять исход избирательного процесса, что приведет к созданию общероссийского антиельцинского фронта.
Оппозиции следует осознавать, что неизбежность поражения нынешней кремлевской камарильи объясняется еще и объективным несоответствием режима производственно-экономическим потребностям российского общества. Неизбежное усиление роли региональной элиты в ходе местных выборов, будь она социалистической или же предпринимательской, потребует роста промышленного производства и платежеспособности населения, которые отсутствуют в нынешней российской сырьевой экономике, полностью ориентированной на Запад. Поэтому любые выборы дадут позитивный результат с точки зрения стратегических национальных интересов России.
Александр ГОРДЕЕВ
Антон СУРИКОВ
1.0x