Авторский блог Виктор Николаев 03:00 16 марта 1998

ПОСОЛ ИСКУССТВА

ПОСОЛ ИСКУССТВА
11(224)
Date: 17-03-98
У посла Лиги арабских государств в Москве имеется хобби — его работа. За пределами круга ежедневных дипломатических обязанностей он живет и дышит искусством. Муханна Дурра (на фото) — художник, чьи работы можно найти в частных собраниях папы римского Иоанна-Павла II, императора Хирохито, короля Хуссейна, Дэвида Рокфеллера и многих других.
Небольшая квартира посла буквально до отказа наполнена произведениями самого хозяина: на каждой стене, даже в ванной, висят его картины. Нет никакого сомнения в том, что центром этой квартиры является комната, отведенная под мастерскую. Приветствуя гостей в собственном доме, он протягивает им руку, которая нередко хранит следы еще не высохшей краски. Затем радушный хозяин предлагает отведать редчайшие сорта сыра и бокал доброго красного вина. Вы сразу понимаете: перед вами человек, понимающий, что подлинные радости жизни относятся к числу наипростейших и вполне доступных.
С 1992 года он живет и работает в Москве. Однако его связь с миром русского искусства началась много лет назад, когда он был ребенком в Аммане. В возрасте примерно девяти лет отец Муханны отдал его поучиться тому, что рассматривал своего рода забавой. Преподавателем рисования оказался бывший офицер российской царской армии, перебравшийся в Палестину после революции 1917 года. Ныне же, попав на родину своего первого учителя, ученик чувствует себя здесь как дома.
Молодой Муханна, напоминавший внешне звезду итальянского кино, провел студенческие годы в Риме, где учился в Академии изящных искусств. Надо заметить, что на него, бесспорно, большее впечатление произвели итальянская культура и сам стиль итальянской жизни, нежели те, кто обучал его мастерству художника. Любовь к Италии он сохранил и по возвращении в Амман. Поэтому, когда иорданское министерство культуры и информации подыскивало италоговорящего сотрудника для посольства в Риме, Дурра незамедлительно ухватился за этот шанс. Мысль о возможности вернуться в Италию, вновь увидеть старых друзей и продолжить артистическую жизнь в Вечном городе, заставляла учащенно биться его сердце. Хотя, соглашается он, было “просто невозможно представить, что я проведу свыше 37 лет на дипломатической службе”.
Муханна вовсе не разочарован происшедшей переменой — тем, что из художника превратился в дипломата. Может быть, благодаря именно этому он стал более свободным в своем творчестве. Ему не надо было больше зарабатывать на жизнь с помощью искусства. Он мог использовать талант художника по назначению: для раскрытия и выражения собственных чувств и переживаний.
Он всегда любил рисовать портреты, но теперь, когда вопрос денег отошел на второй план, ему не приходится уже угождать капризам заказчиков. Впрочем, и раньше он старался прежде всего следовать своему художественному вкусу. Так, перед тем, как отправиться на дипслужбу в Италию, ему заказали сделать портрет матери короля Хуссейна. С улыбкой он рассказывает о том, как она явилась на сеанс во всех королевских регалиях. Когда же он предпочел не изображать громоздкое жемчужное колье, особа выразила недовольство. Она попросила его дорисовать жемчужное украшение. Но он отказался...
На абстрактных полотнах художника можно видеть яркие краски, присущие его родной стране. Поражают жгуче красные и оранжевые цвета, необычная интенсивность голубого и белого. Однако лучше не обращаться к нему за разъяснениями. “Я создаю наглядное полотно, а не литературный сюжет или какие-либо символы”, — заявляет автор. Он поясняет: “Глупо просить, например, “слушать духи” или же “нюхать музыку”.
Если вы спросите его относительно дипломатической работы, то почти наверняка услышите в ответ нелегкий вздох. Неудивительно: он представляет регион, где десятилетиями длится конфронтация и где обе стороны руководствуются не столько христианскими заповедями любви и всепрощения, сколько древним предписанием: “Око за око, зуб за зуб”.
Тем не менее, он не перестает без устали работать ради успеха процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Вряд ли можно даже представить иного, более подходящего дипломата для ключевой роли в этой напряженнейшей точке земного шара. Его спокойствие, человечность, умеренность и обаяние вселяют надежду.
Кто он больше — художник или дипломат? У него самого на этот счет не существует никаких сомнений. Дурра напоминает, что Рубенс был тоже послом, но в наши дни уже никто не говорит о его дипломатической карьере. “Быть художником — значит, быть самим собой, быть же послом — равносильно тому, чтобы быть флагом своей страны”.
Виктор НИКОЛАЕВ
1.0x