ВТОРОЙ НАКАТ ИСТОРИИ
11(224)
Date: 17-03-98
Известный в Белоруссии священник отец Терентий Теодорович открыто предупреждал: “Большое и губительное для внутреннего строительства Церкви зло, когда ее интересы сплетаются воедино с интересами политики... Можно было бы понять и кое с чем помириться в этих домогательствах украинизации богослужения, если бы действительно чувствовался массовый религиозный подъем. Но ведь этого не наблюдается. Украинизация богослужения грозит разделением в церкви, большими распрями...”
Подобные предупреждения звучали и в Белоруссии. Но никакие разумные доводы в расчет уже не принимались. “Свобода”, дарованная польским государством православию, в виде автокефалии Церкви, позволяла молиться на трех языках. С особым рвением приняли автокефалию некоторые западные украинцы.
Организованные депутатами сейма, они принялись отнимать храмы у “москалей”, с которыми только вчера еще мирно молились в этих же храмах. Различные съезды, собрания и заседания украинцев, зачастую с участием священников, стали выносить резолюции и ультимативные требования, адресованные высшей церковной власти, о передаче храмов и приходских имуществ “национальным парафиям”. Посеянная смута множилась.
Католическая Курия, видя слабость разрываемой на части православной Церкви, повела со своей стороны наступление, добиваясь отнятия у православия 718 храмов. В древнем русском поселении Вышгород, где почти не было католиков, им передали единственный православный храм, заложенный еще в XII веке.
Итогом “свободного” автокефального житья православной Церкви в Польше явилась и история в селе Жабче, происшедшая в 1929 году. Католический священник, не имея на то никаких законных оснований, пожелал завладеть жабчинским храмом. Крестьяне заперлись в храме и с молитвою оставались там дни и ночи в течение двух недель. Стояли трескучие январские морозы. В воскресенье, во время литургии, когда храм был открыт для молящихся, в него вошел ксендз в сопровождении полицейских с винтовками и потребовал очистить храм. Служба продолжалась. Тогда полицейские ворвались в алтарь, силой вывели облаченного священника и, срывая ризы, поволокли к выходу...
Только с приходом к власти Александра Лукашенко кабинет министров республики Беларусь утвердил правила пребывания священнослужителей на территории Белоруссии, которые к тому времени приезжали в республику не только из Англии, Германии, Норвегии, но даже из Китая. Однако опять же всех “превзошли” миссионеры из Польши, которые во время службы в костелах на территории республики вывешивали польскую государственную символику, открыто призывали менять гражданство с белорусского на польское. Несмотря на то, что им вежливо напоминали: в Белоруссии действует не польский костел, а римско-католический, в связи с чем подобные действия считаются недопустимыми, ксендзы и поныне не считают нужным считаться с какими бы то ни было правилами. Вот только один из документов от 25.01.98 года. “С целью пресечения незаконной религиозной деятельности на территории Брестской области гражданина Республика Польша, ксендза-контрактника З. Короляка органами милиции проведено профилактическое мероприятие... З. Короляк официально предупрежден о том, что ему необходимо в “кратчайший срок покинуть пределы РБ, в противном случае, к нему будут применены меры, предусмотренные ст. 25 Закона РБ “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь...”
1.0x