Авторский блог Евгений Ростиков 03:00 16 марта 1998

А ЧТО ТУТ ПЛОХОГО?..

А ЧТО ТУТ ПЛОХОГО?..
11(224)
Date: 17-03-98
Падение Польши и присоединение Белоруссии к России раздразнили и усилили польский патриотизм, который смешался с фанатизмом религиозным. Ненависть к православию стала неразлучна с ненавистью к России и даже к унии. Многие униаты, поддавшись польскому влиянию, перешли в римско-католичество, и среди них великий поэт Адам Мицкевич, Тадэуш Костюшка, Кастусь Калиновский. Униатское же простое население Белоруссии без принуждения стало массово возвращаться в Православную веру. 12 февраля 1839 года униатские епископы, съехавшись в Полоцк, подписали Соборный акт о воссоединении униатов с Православной Церковью. По этому случаю была отчеканена медаль, на которой среди прочего были и такие слова: “Отторгнутые насилiем (1596) возсоединены любовiю (1839)”.
Но обращение униатов в латинство продолжалось и после третьего раздела Польши. Особенно благоприятствовал польско-латинской пропаганде в Белоруссии указ императора Николая II за апрель 1905 года “О веротерпимости”. В России, кроме Польши, возникло около 500 католических храмов, в Белоруссии к 1914 году их было уже 716 и два монастыря. Католические священники в Белоруссии стали открыто пользоваться церковными амвонами для проповеди политического характера и ненависти к православию. За довольно короткое время после этого в римско-католичество перешло около 40 тысяч белорусов. Многие люди, как и ныне, не зная канонических расхождений между католичеством и православием, не видели в этом ничего худого.
С новой силой насаждение католичества среди белорусов началось после восстановления Польского государства. Россия превратилась в безбожный СССР, а с ней, как показалось Риму, навсегда погибло православие. К новому наступлению католический Рим призвал на помощь весь опыт прошлого. Он убедился, что для полной победы над православием мало средневекового насилия, необходимо изучить православный Восток с его религиозной духовностью, богословской мыслью, с его литургической жизнью, обычаями и традициями. А так как цель Рима осталась прежняя, что и много веков назад, привести к католичеству весь мир, и прежде всего православный Восток, то и стратегической базой этого похода осталась Польша. Да и безбожные большевики, круша храмы, и прежде всего православные, “фактически” расчищали путь католическим миссионерам. Рим делает решительные попытки проникнуть в толщу православия, развалить его изнутри.
Следует обратить на это особое внимание, потому что приемы, используемые католиками в 20-30-х годах, точь-в-точь повторяются в наших 80-х и 90-х годах. Видя, что православная церковь находится в критическом состоянии, могилевский римско-католический архиепископ Роопп пишет в 1918 году письмо патриарху Тихону, предлагая совместные собрания православного и католического духовенства для диспутов на религиозные темы. Но диспут не состоялся по причине спешного отъезда Рооппа. В 1923 году в Риме он выдвигает проект обращения православной России в католическую “по особому способу”. По мнению архиепископа, обратить в католичество Россию можно не насилием латинской унии, а католицизмом-“биритуализмом”. Этот новый иезуитский прием состоит в том, что “на одной и той же территории не следует устанавливать двух параллельных церковных властей, а необходим один епископ для двух обрядов”. Такой биритуальный (двухобрядный) епископат должен быть безбрачным. “Целибат, — считал Роопп, — необходимо распространять и среди русского духовенства. Так бы само собой народ обращался в католичество, а обряд был бы делом второстепенным”.
Под “биритуализмом” подразумевалось отнюдь не уравнение двух вероисповеданий, католического и православного, а лишь соединение двух обрядов католичества, латинского (римско-католического) и восточного (греко-католического, то есть униатского). Но для этого православные должны были предварительно стать униатами и лишь потом могли рассчитывать на биритуальное соединение церквей. Не к этому ли призывает сегодня в своей булле православных непогрешимый “наместник Иисуса Христа на земле” папа Иоанн Павел II.
Практически в то же время Польское государство приступило к осуществлению прерванному разделами Польши отрыву православной Церкви от Москвы, введением автокефалии. Несмотря на каноническую и правовую незаконность этого акта, в июне 1922 года автокефалия русской православной Церкви в Польше и Западной Белоруссии принимается условно. Восторжествовал дух “Временных правил”. Не принявших автокефалию архиепископов Елевферия и Владимира, а также епископа Сергия, выслали из Польши. Архиепископа Пантелеимона заточили в Жировицкий монастырь. Ободренные свалившейся на них “самостийностью”, не понимая, что это начало разложения Церкви, сначала украинские деятели от политики, а потом белорусские в спешном порядке стали “добиваться” перевода богослужебных текстов на свои национальные языки.
Отвечая на требования об украинизации, белоруссизации и полонизации православных богослужений и понимая, что за этим стоят только политические соображения, протопресвитер отец Терентий Теодорович писал: “Если богослужение наше есть драгоценная жемчужина Православия, в течение тысячелетия своими церковно-славянскими звуками освещавшая весь православный мир, то не вытекает ли отсюда забота и долг хранить это святое достояние, не разменивая его, не приспосабливая к звукам современных народных языков... В религии, в Церкви не только идея, не только содержание, но дорог и покров этой идеи, ее выражение”.
1.0x