МОВА — НЕ НОВА
11(224)
Date: 17-03-98
Сегодня даже в таких городках, как Смолевичи и городской поселок Любань, где и католиков-то не более 5 процентов из общего числа населения, ведется строительство огромных костелов. В то время как православные вообще не имеют здесь храмов. Чтоб расколоть православие Белоруссии был применен и такой испытанный уже метод, как языковый. Национал-демократы из Народного фронта и поддерживающие ее “пiсменнiкi”, еще недавно писавшие свои атеистические книжки, вдруг воспылав любовью к церкви, стали ратовать, чтоб служба в храме велась на “мове”. И сразу же начались гонения на тех, кто попытался этому противостоять. Так, из собора св. Петра и Павла, что в Минске, был изгнан православный священник отец Александр Живица, который в своем открытом письме “Церковь и политика” попытался раскрыть раскольническую сущность этого “нововведения”. Тогда же на “мову” с церковнославянского начали переводить религиозные книги. Была создана белорусская библейская комиссия, в которую, как сообщалось, вошли “известные богословы и светские лингвисты”. Первой ее работой стало издание Евангелия от Матфея на четырех языках: греческом, церковно-славянском, синодальном-русском и, конечно же, белорусском. “Это первый церковный перевод Священного писания в республике”, — хвастал один из высших иерархов Белоруссии. Естественно, что большую помощь в этой работе белорусским коллегам своими консультациями, предоставлением материалов, и даже бумаги, оказали члены Европейского библейского товарищества. Им, видно, так понравилось в Белоруссии, что в Минске даже был проведен международный межконфессиальный семинар, на котором не только обсуждались проблемы перевода Библии на национальный язык, но и были проведены практические занятия по ее переводу. В ходе семинара было достигнуто согласие о сотрудничестве Белорусского и Объединенных библейских обществ. Православная церковь в Белоруссии сама совала голову в пасть расторопных хищников. Даже такой многоопытный человек, как митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет, отвечая на вопрос о переводе богослужебных текстов на современный язык и замечая, что дело это “весьма и весьма сложное,.. неизбежно снижающее духовный уровень богослужения”, сообщил недавно, что “тем не менее работа над переводом Священного Писания и богослужебных текстов ведется, а значит, ощущается эта потребность в современной жизни Церкви”. Скорее всего, он попросту вынужден смириться с этой работой, понимая, что остановить ее уже не в силах.
Но зато на настоятельно делаемые Белорусской Православной Церковью предложения перейти с 2000 года на григорианский календарь он, не в пример некоторым российским религиозным деятелям и депутатам, отвечал, что сделать это “совершенно невозможно”, ибо это нарушит освященную в веках православную Пасхалию, основанную на правилах, выработанных, в частности, I Вселенским Собором (325 г.), внесет нестроения в церковную жизнь внутри православного мира. Печальные примеры тому уже есть”. Но подрыв единства православной церкви в Белоруссии продолжается разными способами. В 1993 году в банкетном зале гостиницы “Юбилейная” на праздновании 200-летия Минской епархии, утвержденной Священным Синодом после второго раздела Польши, тогдашний министр иностранных дел РБ, потом в течение трех лет один из активнейших оппозиционеров президента Александра Лукашенко, а ныне посол Белоруссии в Японии Петр Кравченко, поднял тост за автокефальную белорусскую церковь. Делегация представителей православной церкви с Украины покинула это празднество. Они на себе уже испытали, к какому раздору среди верующих привела автокефалия в их стране. Не удивительно, что в результате раскола православия там резко увеличилось число последователей нетрадиционных “импортных” культов, но прежде всего католиков. Когда в июле прошлого года Иоанн Павел II нанес пятый по счету визит на свою историческую родину в Польшу, то на встречу с ним в Гнезно были приглашены президенты Польши, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы и Украины. В этом списке почетных гостей наблюдатели не зря выделяли Леонида Кучму (который заявил о своем участии буквально в последние минуты). Ведь перед этим в Гнезно папа справил молебен в честь 1000-летия со дня смерти святого Войтеха, который, как с восторгом сообщали некоторые белорусские газеты, “намеревался объединить славян и балтов, но погиб от рук язычников”. В действительности же этот миссионер прославился жесточайшим насаждением среди славян католицизма.
1.0x