Авторский блог Евгений Ростиков 03:00 16 марта 1998

ИЗ ПОЛЬШИ, ОТ ЛУКАВОГО

ИЗ ПОЛЬШИ, ОТ ЛУКАВОГО
11(224)
Date: 17-03-98
Начиная с XIII века Польша является авангардом тех западных сил, которые ведут захватническую политику на Востоке. И Беларусь вынуждена была первой в жесточайшей борьбе не на жизнь, а на смерть отстаивать не только свое национально-культурное, но и религиозное существование. Эта экспансия вытекает прежде всего из внутренней политики польского государства, тесно связанной с религиозной политикой Ватикана. Как свидетельствует профессор Вернадский: “Польша рано сделалась главным вооруженным лагерем латинства для всей Восточной Европы. Из этого лагеря предпринимались дальнейшие наступления на Восток и Юго-Восток, шла отчаянная пропаганда латинства, высылались миссионеры, а подкрепляли их вооруженные силы Польского государства”. Борьба православия с католичеством была неравной. На стороне католичества, кроме могущественного папского престола, стояла польская государственность, сумевшая из поляков-католиков создать ревностных борцов за свою веру, чувствующих полную поддержку королевской власти и имеющих своими наставниками образованных и влиятельных при дворе иезуитов. На стороне православных была лишь чистая вера. Что же касается внешней поддержки, то ее оказывала Россия лишь по мере возможности. Но, как и теперь, эта поддержка была недостаточной, а главное — нерегулярной. Польская королевская власть и Рим взяли установку на развал Православной Церкви... “Не настало ли время ее погибели?” — раздавались среди православных пастырей и мирян отчаянные голоса.
В старинной белорусской летописи Быховца (XIV век) говорится: “...и той Петр Гаштольд наипервъе принял въру римскую и до Литвы принес.., а римской въры в Литвъ не было, только русская замъшалася”. Православная вера не только “замешалася”, но была в то время господствующей в Вильнюсе и во всей Белоруссии.
Насадителем Римско-католической латинской веры в Белоруссии стал Ягайло, который по договору с поляками в Киеве в 1385 году сделал ее государственной. Пользуясь покровительством и помощью польских королей, он поставил католиков в привилегированное положение в православной стране.
Сегодня на сцене Национального академического театра Беларуси им. Янки Купалы идет пьеса “Витовт”. Вот уже несколько лет сценарий по ней усиленно толкают в план “Беларусьфильма”, обещая найти спонсоров в Польше. Возможно, и найдут. Ведь следующая попытка подчинить православных папе была сделана именно Витовтом, когда по его настоянию митрополит Григорий ездил на католический собор в Констанцу, где обсуждался вопрос о соединении Церквей. Но митрополит Григорий от подчинения папе отказался, чем разгневал Витовта.
И здесь в дело развития католической миссии в Белоруссии включились иезуиты. Польский король Стефан Баторий основал в Полоцке для иезуитов костел и коллегию и отдал им во владение все правосланые церкви и монастыри. Иезуиты воспитывали в католической вере юношество, тем самым содействовали искоренению православию в Белоруссии. Вскоре при содействии Батория иезуитские коллеги и были открыты уже и в Вильне, Витебске, Орше, Смоленске, Минске, Бресте и еще семи городах Белоруссии, не считая городов Украины, Холмщины, Галичины. Многие православные вынуждены были отдавать своих детей в эти иезуитские школы. Польские короли, польско-католическое духовенство во всю работали на искоренение православия в соседних славянских государствах. Разрушая Православную Церковь, поляки одновременно издевались над православными епископами. Так, в Луцке епископа заперли в замковой церкви без еды и воды, а в придворе ее стражники устроили увеселения с танцами и стрельбой в крест на куполе церкви.
И некоторые православные епископы не выдержали этого испытания и решили переходить в католичество с сохранением своего восточного обряда. 24 июня 1591 года они собрались в Бресте и подписали акт о подчинении Римскому папе. Весьма показательна была церемония принятия Унии, которую подробно описал архиепископ Макарий. Папа восседал в полном облачении на троне в окружении 33 кардиналов. Два церемониймейстера ввели еписков Иппатия и Кирилла в зал. Они поцеловали туфлю папе и, стоя на коленях, заявили о цели своего прибытия. Папа объявил, что принимает их, все духовенство и весь народ под свое покровительство. Так совершилось разделение западно-русской церкви на две. Окончился период, когда на всем пространстве признавался только один верховный просветитель — константинопольский патриарх. С этого времени открылся тяжелый крестный путь Православной Церкви в Белоруссии, который вел ее к унижению и поражению польско-католической властью.
1.0x