Авторский блог Евгений Ростиков 03:00 16 марта 1998

НАШЕСТВИЕ КСЕНДЗОВ

НАШЕСТВИЕ КСЕНДЗОВ
11(224)
Date: 17-03-98
В 1989 году лидер “перестройки” атеист Горбачев переступил порог Ватикана и направился в покои папы Иоанна Павла II. Перед этим Архиерейский Собор, зная об этой первой в истории поездке руководителя СССР в Ватикан, обратился к нему с настоятельной просьбой урегулировать взаимоотношения Московского Патриархата и Римско-католической церкви. Михаил Сергеевич, естественно, обещал сделать все возможное. И как всегда сделал... Встреча проходила без свидетелей, ибо папа в совершенстве владеет русским языком. В соседнем зале, где заседали генсек и папа Римский, состоялась беседа кардинала Казороли с главными “прорабами перестройки” Яковлевым и Шеварднадзе. О чем они там договорились — неизвестно, и до сих пор остается тайной. Но как недавно рассказала в итальянской газете “Республика” сестра Лусия, Горбачев стал перед Папой на колени и попросил прощения за все грехи, какие он сделал в жизни. Не сообщилось только — целовал ли он туфлю его и получил ли прощение за те тяжкие грехи (перед страной и перед верой), которые намеревался уже в самое ближайшее время совершить. Вскоре в Москве появляется папский нунций (посол). По всей православной России начинают открываться не только католические храмы, но и епископские кафедры. В то же время в Белоруссии появляется архиепископ Габриэль Монтальво, которого в скором времени Иоанн Павел II назначит послом Ватикана в республике. Сегодня уже известно, что в период президентских выборов наиболее вероятный претендент на этот пост, премьер-министр Вячеслав Кебич, кстати, как и Станислав Шушкевич, выходец из католической семьи, снова инициировал приезд в Беларусь этого папского посланника. И хотя католические иерархи республики официально дистанцировались от предвыборной президентской кампании, но в народе справедливо считали, что симпатии их явно на стороне другого претендента — воинствующего католика Зенона Позняка. По крайней мере, появление на политической арене православного Александра Лукашенко было встречено ими, мягко говоря, настороженно. Неудивительно, что став президентом и уже разбираясь в сложившейся в республике религиозной ситуации, Александр Лукашенко во время встречи с Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II заявил, что “католики и протестанты стали в Беларуси на путь, близкий к политиканству”, подчеркнув при этом, что это не может не оскорблять, так как “мы никому не чиним препятствий. Но складывается впечатление, что готовится почва, чреватая конфронтациями в будущем... И со временем, видимо, придется сделать соответствующие представления. Не хотелось бы, чтобы белорусская земля приобрела новые духовные измерения, отличающиеся от тех, которые были установлены нашими предками”.
Но о независимой Белоруссии и ее проблемах мы еще поговорим. А пока вернемся в горбачевский СССР. После его визита к папе экспансия Ватикана в страну приобретает невиданные ранее масштабы. Крестятся по католическому обряду не только многие украинцы, белорусы, но и русские. Особенно “модным” это становится среди студенчества, поскольку в высших учебных заведениях чтение курса истории религии, культуры и атеизма поручается, с согласия властей, ксендзам. Тогда же на Украине, потом в Белоруссии легализуется униатская церковь. И вновь начались гонения православных, избиения и даже убийства священников и мирян, захват их храмов, а то и поджоги. И вновь дошло до того, что Православный архиепископ Ивано-Франковский и Коломенский Макарий, спасаясь от бушующих в неистовстве толп униатов, заперся в кафедральном соборе и вынужден был объявить голодовку до тех пор, пока не будут прекращены попытки захвата церквей силой. Католицизм стал вести себя в СССР как в завоеванной стране, население которой откровенно обращалось в веру колонизаторов.
За право владеть храмами начались конфликты и в Белоруссии. Споры, зачастую преходящие в рукопашные. Сражения из-за культовых зданий начались в Гродненской области, в Волковысском районе, в Смаргони, Лиде, Полоцке. В одном Минске им был сдан ряд культовых сооружений, в том числе и красный костел рядом с Домом правительства. В центре столицы в трескучие морозы католики прямо на улице устроили крещение. Открыто звучали проклятия и угрозы власти. Дошло до того, что в некоторых районах верующие разных конфессий пошли друг на друга с кольями. Проявление религиозного экстремизма, особенно среди католиков, вызвало тревогу в республике. Неожиданно приверженцами униатства выступили некоторые представители белорусской интеллигенции и, прежде всего писатели. Для них оно оказалось “квинтэссенцией белорусской духовности и менталитета”. Мол, возрождение национального самосознания возможно только через греко-католицизм. В Белоруссии, где 80 процентов православных, не считая иудеев, мусульман, протестантов, дополнительно ввели два всенародных праздника. Сначала все отмечают католическую Пасху, а потом православную. Так же празднуют и два Рождества. И эти дни для белорусов теперь выходные. По распоряжению тогдашнего председателя президиума Верховного совета Станислава Шушкевича из Польши в республику “для несения службы” было запущено более сорока хорошо вышколенных воинствующих ксендзов, которые начали вести не религиозную службу, а откровенно антигосударственную пропаганду. И когда тогдашнего президента Польши Леха Валенсу корреспондент белорусской редакции радио “Свобода” спросил, как он относится к тому, что польские ксендзы занимаются в Белоруссии не столько “возрождением веры”, сколько пропагандой польщины, тот с гневом ответил, что, мол, такое отношение к деятельности ксендзов — не что иное, как просто “проявление нездоровой подозрительности, старых стереотипов: надо знать, что польские священнослужители просто стараются удовлетворить закономерный интерес местных жителей до всего польского”.
Вот так, ни больше ни меньше. Местные аборигены не знают, или из генной памяти у них “выветрилось”, что несли им Польша и ее авангард — ксендзы.
1.0x