Авторский блог Николай Анисин 03:00 16 марта 1998

ИСТРЕБЛЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Author: Николай Анисин
ИСТРЕБЛЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
11(224)
Date: 17-03-98
Весь прошлый месяц все российские телеканалы вели показ боевой техники США в Персидском заливе. Вот громадные авианосцы, вот могучие танки, вот сверхмощные самолеты... Ну, сильна Америка! Дрожи, Ирак. Трепещите, все недруги мировой демократии.
Если завтра эта демократия обнаружит своих недругов в Кремле, если она вдруг невзлюбит Ельцина с Чубайсом, как Саддама Хусейна, и, выдвинув войска в Прибалтику, захочет нанести бомбовые удары по президентским дворцам в Барвихе, в Горках-9, в Завидове и на Валдае, то это будет страшно. Но не очень.
Незадолго до высадки американцев в Персидском заливе состоялись учения НАТО в Европе, где 99 воздушных боев из 100 выиграли немецкие летчики. Выиграли на наших самолетах “МиГ”, доставшихся Германии от ГДР и СССР.
Мы имели и пока имеем лучшую в мире истребительную авиацию. У нее нет вдоволь керосина. Но она есть. И бомбы мировой демократии не посыпятся на ельцинские дворцы ни сегодня, ни завтра.
Когда же наступит послезавтра, то и дворцы, и хижины нам, вероятно, придется защищать от авианалетов бутылками из-под импортного пива, ибо в настоящий момент происходит полное и окончательное истребление истребительной авиации России.


Упомянутые выше “МиГи”, на которых немецкие летчики оконфузили американских, французских и прочих, были произведены на московском заводе “Знамя труда”. Но в их конструировании участвовали многие научные центры страны. “МиГи” вобрали в себя цвет мысли советского авиастроения, и их аэродинамические достоинства до сих пор нигде в мире не удалось не только превзойти, но и повторить.
На исходе Советской власти “Знамя труда” выпускало около 200 “МиГов” в год. 140 из них поступали в ВВС СССР, 60 — продавались за границу. Продавались по 24 миллиона долларов за самолет. Но продавались не всем, а только дружественным странам. Спрос на “МиГи” был выше, чем предложение, которое искусственно сдерживалось. И тем не менее, их производство к началу 90-х было вполне рентабельно: каждый вложенный рубль приносил 10 долларов дохода.
Так было тогда. А что стало теперь? С 1992 года реформаторы в России заставили авиапредприятия выделяться из единой системы авиапрома и обретать самостоятельность. Невозможно себе представить, чтобы, скажем, правительство США предписало компании “Боинг” ликвидировать ее дирекцию и вывести из ее подчинения все заводы. У нас Министерство авиационной промышленности являлось именно единой крупной компанией. И ее реформаторы упразднили, разрушив тем самым связи между отдельными предприятиями.
Но это далеко не главное. Главное в другом. Реформы Ельцина, предоставив авиазаводам полную свободу, одновременно полностью лишили их средств к существованию. То есть заставили жить при неконтролируемом росте цен и отсутствии госзаказа.
У завода “Знамя труда”, который с 92-го стал называться Московским авиационным производственным объединением (МАПО) “МиГ”, государство за последние пять лет не купило ни одного истребителя. Что в таком случае, лишившись внутреннего рынка, оставалось предприятию делать? Правильно: ринуться самостоятельно на рынок внешний, где царит жесточайшая конкуренция и где все решает не столько качество продукции, сколько финансово-политическая сила проталкивающей ее на рынок структуры.
“МиГ” за годы реформ не утратил конкурентоспособности. Но производящее его предприятие, задавленное непомерными налогами и ценами дикого российского рынка и оставленное без поддержки государства, победно не прошествовало по планете со своими истребителями. С помощью “Росвооружения” МАПО “МиГ” продало самолеты Малайзии на 550 миллионов долларов. И это было единственной его крупной сделкой.
Но, перебиваясь на разовых продажах новых истребителей и на сервисном обслуживании старых, МАПО в течение пятилетнего своего самостоятельного плавания в рынке, тем не менее, не растеряло своего научно-технического потенциала.
Явлению на свет новой авиатехники, как известно, предшествуют предэскизное, эскизное и рабочее проектирование, изготовление макета и опытных образцов. На все это в советское время государство денег не жалело, и в портфеле МАПО “МиГ” остались превосходные и не использованные еще конструкторские наработки. На их основе в объединение был произведен творческий прорыв.
С 92-го из МАПО стали уходить работники. Но увольнялись прежде всего те, кто был занят на тиражировании самолетов. Ведущий же инженерно-технический персонал, несмотря на жалкую зарплату, творчество на коммерцию не променял и им была осуществлена модернизация “МиГ-29”, который превратился во многоцелевой самолет с разными видами высокоточного оружия, эффективно поражающего и воздушные, и наземные цели в любых метеоусловиях как днем, так и ночью. Одновременно с модернизацией фронтового истребителя в объединении с незначительным участием трех французских фирм был создан учебно-тренировочный самолет “МиГ-АТ”, который при соответствующем дооборудовании можно использовать при подготовке летчиков на истребителях всех типов.
Вместе с французскими партнерами МАПО изучило перспективы спроса в разных странах на модернизированный “МиГ-29” и “МиГ-АТ” и выяснило, что в ближайшие годы оно может продать 600-800 единиц первого самолета и около 1200 — второго, на общую сумму в 30 миллиардов долларов.
В настоящее время “МиГ-29” последней модификации проходит летные испытания. Подготовка же к серийному производству “МиГ-АТ” не только завершена, но и 15 комплектов его агрегатов уже изготовлено. Что это означает? А то, что государство создало все условия для удушения МАПО “МиГ”, а оно помирать не соглашается.
Такой поворот дела не устраивает прежде всего американские авиастроительные корпорации. И именно им принадлежит решающая роль в развернутой кампании по окончательному истреблению истребительной российской авиации.
Как только стало ясно, что реформы сами по себе не добьют МАПО “МиГ”, его руководящий состав — от начальников цехов и выше — начали приглашать в США для обучения работе в рынке. После возвращения оттуда одни из прошедших курс либо понижались в должности, либо увольнялись, другие — резко поднимались вверх по служебной лестнице.
МАПО “МиГ” — государственное предприятие, и его кадровую политику можно без труда определять через правительственные структуры, где нет недостатка в жаждущих услужить Великой Америке. В результате внутри объединения была создана могучая проамериканская “пятая колонна”, захватившая многие рычаги управления.
Первая ее акция по подрыву объединения была произведена в конце 96-го. Тогда МАПО “МиГ” под якобы существующий контракт на поставку истребителей в Индию правительство выделило кредит на сумму в 236 миллионов долларов. Эти миллионы благополучно перекочевали из недр Минфина в ОНЭКСИМ-банк, обернулись в Государственные казначейские обязательства и бесследно исчезли. Генпрокуратура ищет их до сих пор. Ищет и не находит. А МАПО “МиГ” после исчезновения кредита было успешно лишено лицензии на торговлю самолетами и потеряло доступ к своим счетам в банках.
Почти весь 1997 год объединение трясло от устроенных “пятой колонной” разборок между начальством. Весной Александр Безруков, председатель ВПК МАПО, куда по указу Ельцина включили МАПО “МиГ”, уволил его гендиректора Владимира Кузьмина. Тот приказу об увольнении не подчинился. После того Безруков с тремя десятками омоновцев врывается на территорию заводоуправления МАПО “МиГ”, захватывает кабинет Кузьмина, вскрывает его сейфы и отбирает пропуск.
Через две недели Черномырдин распоряжается уволить и Безрукова, и Кузьмина. Председателем ВПК МАПО назначают известного авиапромышленника Анатолия Мануева. Но он не поладил с вице-премьером Яковом Уринсоном, не поставил во главе МАПО “МиГ” его будущего зятя Шилова и остался на посту лишь до осени. С подачи Уринсона председателем ВПК становится Кузьмин, принявший Шилова своим советником по финансам, а гендиректором МАПО “МиГ” — Григорий Немов, которому было немедленно вменено создать совет директоров из числа руководителей подразделений, прошедших обучение в США.
Пока “пятая колонна” в объединении вместе с проамериканским лобби в правительстве делила посты, не было продано ни одного самолета. Работникам перестали выдавать зарплату. Тяжелое время на МАПО “МиГ” завершилось, началось время катастрофическое. А это дало повод проамериканскому, в большинстве своем, совету директоров немедленно разработать так называемую “Программу антикризисных мер”.
Суть ее выражают три из множества пунктов.
Первый: “Введение режима вынужденного простоя по вине администрации для работников Объединения, не занятых в производстве продукции, работ и услуг на период с 1 апреля по 31 августа 1998 года с оплатой в порядке и размерах, установленных законодательством и коллективным договором”.
Второй: “Определить перечень производственных площадей и оборудования, не задействованных в производстве продукции, работ и услуг, и произвести консервацию имущества с составлением актов”.
Третий: “При позитивных результатах переговоров инициировать через правительство РФ акционирование и приватизацию МАПО “МиГ” на наиболее выгодных для объединения индивидуальных условиях”.
Цель первых двух этих пунктов подчинена цели пункта третьего. Надо выдворить из цехов и КБ работников, надо законсервировать оборудование, а потом привести на объединение правительственную комиссию и продемонстрировать ей: видите, МАПО “МиГ” — это труп. И поэтому надо исключить его из списка предприятий оборонки, не подлежащих приватизации, акционировать и передать в руки частных инвесторов. Далее все пойдет, как по-писаному: американские корпорации через подставные фирмы скупят контрольный пакет акций и станут делать вид, что они чего-то и как-то инвестируют в объединения. И после того никакие “МиГи” на мировом рынке уже не будут составлять конкуренцию американским истребителям F-16 и F-22.
Ныне МАПО “МиГ” еще дает работу двум сотням предприятиям-смежникам. Если его удушат, то есть, если изготовление “МиГов” прекратится, то неминуемо остановятся и эти предприятия, одновременно поставляющие продукцию на заводы, производящие другие виды самолетов. И, стало быть, за истреблением “МиГов” последует и истребление как Су, так и Ту, и наша военная авиация прикажет долго жить.
Реальная программа по спасению МАПО “МиГ” должна состоять из двух пунктов: долой из руководства объединения проамериканскую “пятую колонну”! Даешь госкредит на серийный выпуск модернизированного “МиГ-29” и нового “МиГ-АТ”! Но кто может добиться осуществления этой программы?
Головное предприятие МАПО “МиГ” находится вблизи метро “Динамо”, то есть почти в центре Москвы. Рядом с ним — Ходынский аэропорт. Его наши финансовые олигархии давно мечтают приспособить для приема самолетов бизнесс-класса: зачем ехать в какое-то “Шереметьево”, когда можно летать на Багамы прямо из центра Москвы и там же встречать заокеанских и европейских партнеров. В планы тех же олигархов входит и застройка территории МАПО “МиГ” гостиницами, фешенебельными клубами, казино, площадками для игры в гольф и теннис: зачем иностранным толстосумам тратить время в пробках на московских улицах, когда им можно жить, работать и отдыхать рядом с собственными самолетами.
При такой перспективе использования территории авиастроительного объединения некоторым его башковитым конструкторам и инженерам, возможно, удастся устроиться в гостинично-развлекательном комплексе швейцарами, мусорщиками, дворниками, некоторым и это не светит. Сегодня же у всех у них еще есть шанс самим обеспечить себе достойное их место в жизни, если они, доказав свою способность создавать лучшие в мире самолеты, докажут и свое право их строить, ибо никто не даст нам избавленья...
1.0x